Следит не только Большой брат: темная сторона силы Big Data
время публикации: 13:30 05 апреля 2016 года
Шпионские игры стали частью маркетинга? Эксперт Олег Брагинский рассказывает, как Big Data в тандеме с видеокамерами и биконами, устраивают тотальную слежку за покупателями.
Шпионские скандалы так часто потрясают мир, что стали частью маркетинга. Люди, которые должны скрываться, выходят на белый свет и открывают линии модной одежды. Видеокамеры на фасадах и внутри торговых центров еще недавно раздражали, а сегодня стали прозаично повседневны.
Нередко слышу опасения, что не всё можно говорить по мобильному телефону. Кто-то боится «прослушки», некоторые уверены, что их «слушают с пелёнок». Теорию тотальной слежки подпитывают «догоняющие» интернет-банеры и навязчивый спам, создающий впечатление, что почту тоже читают.
Был в шопинг молле, где WiFi предоставляется регистрацией мобильного телефона на сайте – обычная процедура. Непривычно получать специальные предложения после посещения бутиков. Опытным путём установил, что попытка покинуть магазин после минуты без покупки приводит к получению скидок.
Обрадовала догадка: можно подходить к товарам, кружить по магазину, выходить из него, дожидаться мобильного купона, возвращаться и завершать выгодную покупку. Задумался – как же они это делают? Триангуляция WiFi передатчиков? Осмотрелся, заметил десятки биконов на различных поверхностях.
Бикон – миниатюрный радиопередатчик, использующий ультрасберегающий режим потребления энергии, позволяет забыть о смене батареек на годы. Тонкая квадратная пластинка постоянно излучает уникальный для каждого маячка сигнал с идентификационными параметрами.
Биконы «чувствуют» смартфоны на расстояниях до 70 метров, хотя настроены на короткие дистанции. Обнаружив маячок, телефон автоматически запускает сопутствующее приложение, отображая интерфейс в заданном состоянии и ранее сформулированное торговое предложение.
Не зря мне настойчиво рекомендовали скачать путеводитель по шопинг моллу – иначе жучки не смогли бы отслеживать перемещения и хитроумно заманивать вернуться. История повторилась с рестораном, мороженным и сувенирной лавкой, но не усиливала паранойю – скорее забавляла и веселила.
Безоблачность покупок омрачил писк антикражных ворот. Подумал: «на плавках забыли размагнитить RFID метку». Вернулся к прилавку, удивленный продавец послушно выполнил запрошенную операцию, но охранные рамки неумолимо сигнализировали мою непорядочность. Стыдно, неприятно, разочаровывающе.
К счастью, мне позволили беспрепятственно выйти фразой: «может это метка наших соседей». Грустный осадок не давал мозгу угомонится, в памяти всплыли слова, произнесенные Деброй Боуэн, сенатором штата Калифорния, на слушаниях в 2003 году: «Как бы вам понравилось, если бы, в один прекрасный день обнаружилось, что нижнее бельё распространяет информацию о вашем местонахождении?».
Получается, в нарядных пакетах ношу десяток маленьких антенн, прикрепленных к товарам, упаковкам и ценникам, которые дистанционно распознаются противокражными рамками и еще бог знает какими устройствами. Без моего ведома. Труда не составляет связать метку с кредиткой, ведь объекты имеют глобально уникальные серийные номера, как, впрочем, смартфоны и биконы.
Видеокамеры ловят изображение лиц, распознают и отслеживают перемещение, аналогичные операции проводятся с номерными знаками транспортных средств. Антенки, жучки, транзакции, перемещение людей и телефонов происходят в искусно спроектированном пространстве, разрушающем иллюзию анонимности.
Пресловутый кэш не спасёт – у ритейлеров остаются множественные неперсонифицированные идентификаторы, дремлющие в бесконечных базах данных, ожидая специалистов по Big Data, чтобы связать чеки покупок и безымянные фотографии в покупательские профили и корзины домохозяйств.
Ведь для этого я и прибыл – повысить распознаваемость безликих чеков и идентифицировать недосягаемых «умников», избегающих обнаружения. Как там говорил Джордж Оруэлл, предвидевший Старшего Брата: «Общество всегда должно требовать от своих членов чуть больше, чем они могут дать».
Хочу ли жить в мире, где выбор предопределён, соблазн обозначен, шаг контролируем. Готов ли обсчитывать других, понимая, что кто-то бесконтрольно препарирует мою цифровую личность. Способен ли уснуть, осознавая масштаб и смогу ли проснуться, разделяя ответственность.
Соглашусь ли вечно мелькать в чужих видоискателях, носить шпионящие вещи и осознавать, что придёт время и рюкзак расскажет участковому, что я…
Читайте также:
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...