Сопротивление бесполезно: технологии для ритейла, без которых уже не обойтись
Один из самых консервативных сегментов ритейла – fashion. Даже сейчас, все больше открываясь инновациям, этот рынок рассматривает новые технологии только как любопытные новинки. И проходит довольно много времени, пока их влияние на бизнес будет оценено по достоинству.
Может показаться, что новые, громкие и обсуждаемые технологии очень стремительно покоряют рынок. Но для более внимательных наблюдателей успех новых идей может быть очевидным задолго до того, как они станут модными трендами или захватят рынок. Лет десять назад многие были бы рады предсказать успех социальных сетей и их огромное воздействие на бизнес.
Но раз уж мы смотрим в будущее, то поговорим о трех относительно новых технологиях, которые могут изменить привычную жизнь fashion-индустрии, хотя, возможно и не так скоро.
Революция мессенджеров
Мессенджеры постепенно вытесняют все привычные социальные медиа. Общение через мессенджеры стало основной активностью в онлайне. В данный момент порядка 2,5 млрд людей пользуются приложениями для обмена мгновенными сообщениями, а к следующему году по прогнозам аналитиков таких пользователей станет 3,6 млрд. Популярный в России WhatsApp имеет базу пользователей в 800 млн человек, а мессенджерами Facebook и WeChat пользуются 800 млн и 1 млрд человек в месяц, соответственно.
Но растет не только аудитория мессенджеров, меняется и сама идея технологий обмена сообщениями. Они становятся намного большим, чем просто бесплатное средство для общения с друзьями или коллегами. Мессенджеры превращаются в платформы, поддерживающие собственные и сторонние сервисы, которые объединяют в себе все, начиная от потребления контента и игр, до взаимодействия с брендами.
Действительно, все, что пользователи сейчас делают в сети, будь то покупка одежды, вызов Uber-такси, мобильный банкинг – все это в скором времени может быть сделано через мессенджер, благодаря, например, чат-ботам.
По словам Дэвида Маркуса, главы Facebook Messenger, бренды, имеющие свою лояльную аудиторию, могут эффективно взаимодействовать с покупателями с помощью мессенджера. То есть находиться в том же приложении, в том же пространстве, в том же круге контактов, где находятся их друзья, семья, близкие – те, с кем клиенты бренда общаются постоянно.
Такое приближение позволяет наладить личные, персональные коммуникации между брендом и покупателем, что в дальнейшем может вырасти из рамок общения в самые разные возможности: предложение персонализированной информации (акции, предложения, скидки), клиентский сервис и т.д. Отношения между клиентом и бизнесом будут строиться в удобном обоим пространстве мессенджера. И также у бизнеса всегда будет сохраняться история, контекст этих отношений.
Все это стало возможным в платформе Facebook Messenger, созданной для интеграции мессенджера с приложениями сторонних разработчиков. Часть платформы, Messenger for Business — это набор инструментов, которые интегрируют в мессенджер бизнес-приложения. Таким образом платформа помогает компаниям не только общаться со своими клиентами посредством Messenger, но и решать бизнес-задачи: принимать заказы, отправлять уведомления о новинках и поступивших на склад товарах, отслеживать доставку заказа и т.д.
3D-печать эксклюзивных товаров
Множество самых разных товаров и деталей для них, например, солнцезащитные очки или фурнитура для сумок, производятся традиционным способом. Сначала изготавливаются формы-заготовки, затем они заполняются расплавленным материалом – пластиком, металлом или стеклом, который, застывая, твердеет и приобретает нужную форму. Заготовки можно использовать многократно, как это, собственно и делается на массовом производстве.
Но для изготовления ограниченных партий или товаров с индивидуальным дизайном такой способ совсем не подходит. Стоимость одной заготовки может достигать десятков тысяч рублей.
С другой стороны, на 3D-принтере производитель может напечатать такое же изделие на основе цифрового проекта. В этом случае не нужно изготавливать традиционные формы, и стоимость одного напечатанного предмета из небольшой партии будет примерно такой же, как одного изготовленного промышленным способом, при партии в 10 000 штук.
Это очень эффективно, например, для стартапов, которым важен индивидуальный дизайн и нужны небольшие партии. Разумеется, в больших объемах 3D-печать обходится дороже, чем традиционная штамповка, но со временем эти технологии станут дешевле и доступнее.
Действительно, стоимость 3D-печати пользовательских товаров заметно снижается. По оценке аналитиков, к 2018 г стоимость уменьшится примерно на 50% ро сравнению с 2013 г. Это связано с истечением срока действия патентов на ключевые технологии 3D-печати и снижением цен на расходные материалы.
Первыми начали печатать товары всемирно известные бренды спортивной одежды. Nike, например, экспериментировал с изготовлением на заказ (по меркам конкретной ноги) футбольных бутс. Недавние достижения показывают, что 3D-печать может теперь использоваться для создания объектов с гладкими, полированными поверхностями, более подходящими для люксовых товаров.
Для того, чтобы создавать высококлассные продукты по индивидуальным макетам, следующее поколение 3D принтеров должно быть лучше оснащено. Например, уметь лучше смешивать материалы. Пока такие принтеры еще в стадии разработки.
Маркетинг и виртуальная реальность
Виртуальная реальность долгое время считалась чем-то из области научной фантастики. Сейчас VR – мультимедийная технология, погружающая пользователя в виртуальную реальность – наконец-то достигла и потребительского рынка. Если честно, пока она еще далека от массового использования. В прошлом году Samsung, HTC и Google представили свои разработки, предназначенные для конечных пользователей. Но по оценкам компании CSS Insight, к концу 2015 года было продано только 2,5 миллиона устройств виртуальной и дополненной реальности.
Тем не менее, Марк Цукерберг в марте 2014 приобрел за 2 млрд. долларов стартап Oculus Rift, разрабатывающий очки виртуальной реальности. Теперь он планирует продать 50-100 млнVR-устройств в ближайшие 10 лет. Многие полагают, что VR-технологии могут изменить способ, которым люди получают контент, и это повлечет за собой новые маркетинговые возможности.
«Но даже сегодня, 13.3 % покупателей делают покупку или подписываются вступают в коммуникацию с брендом, пока просматривают VR-контент. В то время как всего 5% пользователей делают это в обычном режиме». Такой статистикой делится Аби Мандельбаум, руководитель туристической платформы виртуальной реальности YouVisit. Маттео Караччиа, управляющий директор Big Sky Studios, которая организовывала маркетинговую кампанию с VR для английского универмага Selfridges, видит большие возможности в так называемой v-commerce, где покупатели могут делать покупки из дома, используя очки виртуальной реальности, чтобы видеть то, что они покупают, рассмотреть товар со всех сторон.
Для тех fashion-ритейлеров, которым важно продать не только товары, но и мечту, VR открывает определенные перспективы, и несколько компаний уже экспериментируют с технологией. Такие бренды, как Dior или Tommy Hilfiger, предлагают посетителям своих магазинов VR-гарнитуру, которая позволяет им отправится на виртуальный показ мод. «В магазинах вы должны предложить покупателю что-то новое, а не только показывать одежду на вешалках, - говорит Дэниел Гридер, CEO Tommy Hilfiger. – Что-то, что люди будут обсуждать».
«Но в настоящий момент, большинство этих технологий – это новинки, которым нужно создавать хороший PR, не очень зацикливаясь на контенте. Эти технологии займут свое место тогда, когда люди устанут от самой платформы и именно тогда будет востребовано качество контента», - говорит Адам Пауэрс, CEO рекламного агентства BBH.
Последние новости
Самое популярное
- Интерактивные элементы, которые повышают онлайн-продажи и лояльность клиентов
- Изменения в маркировке безалкогольных напитков: как принимать и списывать товары...
- Как бизнесу выжить в «алом океане»: мнения экспертов
- VR и AR в ритейле: как технологии использовать в продажах
- Что продавать на Российских маркетплейсах в 2025 году: лучшие ниши и товары