0/5
Подпишитесь на новости ритейла

Я ознакомлен с политикой конфиденциальности и принимаю её условия

Затянувшиеся похороны ритейла или возврат в точку нуля?

Затянувшиеся похороны ритейла или возврат в точку нуля?
Борис Агатов, эксперт по внедрению инноваций в ритейле, продолжает анализировать все более активное погружение ритейла в гонку за технологиями. Куда она приведет? Ритейл умрёт или вернется к старому доброму эмоциональному шопингу? Как всегда развитие предполагает несколько сценариев. И все они интересные…
Затянувшиеся похороны ритейла или возврат в точку нуля?
На фото: Борис Агатов, независимый эксперт по внедрению инноваций в ритейле

Меня не оставляет ощущение, что мы снова в начале 90-х, когда повсюду возникают кооперативы и особо продвинутые граждане, уже ментально выросшие из своих малиновых пиджаков, но кому не достались «заводы, газеты, пароходы» посматривают на Запад, с вопросом: «а куда бы приложить свою нерастраченную силу, не растраченную грусть по капиталистическому будущему?». 

Особо продвинутые не стали в политику играть, а стали смотреть по миру, где бы чего умного увидеть и притащить сюда, чтобы свой «свечной заводик» кормил их всю жизнь.

И оказалось, что бизнес дело сложное – так просто, одной идеей не обойдешься, копировать нужно все от бизнес-процессов до логотипов, иначе это всё не работает. «Под капотом» у этих западных бизнес машин довольно сложный механизм. Так и жили – ниш свободных полно, думать особо и не нужно, взял модель и шуруй, западный капиталист за тебя уже давно все придумал. Он на это пахал 100 лет, а тебе отдал даром, и за 20 лет ты построил то, на что у него ушло в пять раз больше времени. Вот так или почти так появились торговые сети, торговые центры, преимущественно выросшие из клетчатых сумок Лужников.

Затянувшиеся похороны ритейла или возврат в точку нуля? 

Вот так мы и оглобализировались, и теперь всё у нас с ними одинаковое – от кризисов до товаров, только деньги разные. Пока сильно разные, а скоро и они станут одинаковыми.

А тут грянул кризис, которого ранее не видывали в земле «россейской», и все системы затрещали по швам, от финансов до торговли, а ещё вдобавок упало потребление. И оказалось, что господин капиталист строил как-то не так, и мы с ним построили что-то не то. И поняли мы, что не работает всё так, как нам бы хотелось. «Свечной заводик» стал загибаться, причем и на Западе, и у нас. 
 
Затянувшиеся похороны ритейла или возврат в точку нуля?

И вдруг, все оказались в исходной точке, точке нуля, из которой можно идти в любую сторону, потому что сбились все ориентиры. Западный ритейл также идёт наощупь. Какой смысл в его копировании? Вот в этом сходство с 90-ми годами, только на этот раз весь мир оказался в 90-х, с одним отличием – нельзя скопировать у других - надо придумывать всё самим.

Вы скажете, тревожно дыша, «а как же, как же … ну вот хотя бы взять Амазон?» – отличный выбор скажу я вам, только это далеко не БИНГО и вот почему. 

Скопировать успех очень сложно, особенно такого масштаба и особенно в этом трижды проклятом глобализированном мире! Компании подобные Амазон — это компании везунчики по жизни, а по сути 
Затянувшиеся похороны ритейла или возврат в точку нуля?
компании пылесосы лишних денег. ФРС (федеральная резервная система США) с неистовой силой пуляет в мир банкноты, создавая их невероятный избыток, а эти компании просто пылесосят деньги с рынка. Повезло попасть в категорию «пылесоса» – твоя компания растёт как на дрожжах. Избыток денег породил компании, которые могут десятилетиями работать в убыток, руша демпингом своих конкурентов и даже целые отрасли. В то же время прикрываясь теорией о растущей капитализации. Живя в материальном мире, мы все понимаем, что, если где-то убудет – в другом месте прибудет, вот и прибывает у Безоса, Маска, покуривающего запрещенные средства, запускающего собственную водочку, а убывает у других, в конце концов, у нас всех.

Это конечно, просто субъективное мнение, но, если мы отбросим тему о том, кто и как заработал свой капитал, а в России мы знаем, эта тема пахнет керосином, серой, и ещё не пойми, чем, то лучше обратиться к иного рода фактам.

Копировать Амазон тоже страшно, – Безос идёт путём проб и ошибок. Сколько его начинаний были неуспешны! По сути, даже интернет торговля, с которой он начал и на чем продолжает строить свой бизнес тоже не огонь как летит! Да, он работает на эффекте масштаба, и в то же время сам признаёт, что торговое направление является низкомаржинальным бизнесом и поделать с этим уже ничего нельзя. Более половины операционного дохода ему приносят облачные вычисления и размещение рекламы сторонних поставщиков. 

Совсем недавно Amazon анонсировал выпуск 12 гаджетов, которые так или иначе связаны с его экосистемой, от настенных часов, до микроволновки с возможностью заказа продуктов. Сколько из них станет успешным, пожалуй, не возьмётся спрогнозировать никто. 

Или его история с голосовым поиском. На его внедрение ушло почти 10 лет.  А каков итог? 90% использовали этот инструмент и только 10% стали пользоваться им дальше – в копилку успехов это не отнесёшь, уж точно. Другое дело, что эту технологию можно использовать и в других сферах, но это уже другая история.

Огромные гиганты от Walmart до крупных одёжных ритейлеров испытывают серьёзные проблемы с падением продаж и в целом со своим будущем. Акции крупнейших компаний падают на фоне этой ситуации.

Так какое оно будущее ритейла? Каким он будет через 20-30 лет? 

На этот счёт у меня есть два сценария. Первый сценарий немного апокалиптический, а второй более щадящий – технологический.


Итак, сценарий номер 1: «Все мы умрём!»
 
Затянувшиеся похороны ритейла или возврат в точку нуля?

А, в правду, зачем нужен ритейл? Может его не будет через 20 лет? Может его нам заменит интернет вещей, где различные гаджеты возьмут на себя роль снабженцев? 

Закончились у тебя продукты – холодильник сам в состоянии связаться с интернет-магазином и по твоим предпочтениям выбрать по оптимальной цене продукты. Ещё один вариант, сдав в единую базу свой оцифрованный профиль, в том числе и все размеры, домашний помощник типа Яндекс.Станции в нужный момент закажет необходимый комплект одежды, основываясь на твоих вкусах. Как сейчас он составляет плейлисты в соответствии с твоими музыкальными вкусами, так эти же «плейлисты» из одежды, книг, машин и т.п. будет тебе составлено и отправлено. 

К слову сказать, по такой модели уже работает магазин Stitch Fix. Он пока при помощи стилистов подбирает комплект одежды, но алгоритмы, основанные на искусственном интеллекте, обучаются довольно быстро, и вскоре подбор индивидуальных комплектов можно будет делать с минимальным вмешательством живого стилиста. Согласитесь, что это уже всё меньше и меньше похоже на ритейл, к которому мы привыкли.

А может быть, наконец-то, выстрелит 3D печать, и тогда совсем всё будет по-другому. Закупил картриджей домой, скачал 3D модель из интернета, запустил на печать и всё, и вот он весь твой шоппинг.

Т.е. вариантов, которые просматриваются в качестве «похоронных агентов» ритейла не так много, и сейчас они выглядят слишком уж грубыми и не реалистичными, что, наверное, по-настоящему изменить наше потребление они не способны.


Вариант 2: Технологичный

При этом варианте развития событий может быть тоже несколько подвариантов.

Затянувшиеся похороны ритейла или возврат в точку нуля? 

Платформенная революция

Сети, как в своё время, таксопарки прекратят своё существование. Все функции свойственные розничным сетям: логистика, маркетинг, мерчандайзинг, программы лояльности на себя возьмёт платформа.  Владельцы помещения будут подключаться к такой платформе, а она их будет снабжать необходимыми сервисами от расчёта и запуска маркетинговых акций до отслеживания наличия продуктов на полках и своевременного их заказа в магазин. 

Владельцу магазина нужно будет только лишь как теперь таксисту содержать магазин в чистоте и порядке и вовремя раскладывать товары на полки. Таким образом, сети превратятся в сообщество собственников, подключённых к платформе. И конкуренция будет уже между платформами, как это сейчас происходит на рынке транспорта со всеми Яндекс.Такси и Gett.Taxi, так и будет несколько торговых платформ.

Затянувшиеся похороны ритейла или возврат в точку нуля?
 
Высокотехнологичные магазины

Наиболее вероятный путь – это микс платформ и изменённых до неузнаваемости физических магазинов, которые в себе заключают все функции интернет-коммерции и в своём арсенале имеют настолько мощные средства взаимодействия с покупателем, что они могут соперничать с развлечениями, которые покупатель получает в интернете.

По сути, сейчас идёт соперничество не ритейлера с ритейлером и даже не онлайн с офлайном, а идёт борьба за покупателя, который стал утекать в те каналы, где он может получить больше впечатлений. До начала двадцатого века шоппинг был наряду с другими развлечениями, такими как кино, отдых, встреча с друзьями, чтение книг. Идя в магазин, человек идёт не только получить какой-то товар, но испытать положительные эмоции. На этом сейчас и строится всё устройство магазина от продуктового до люксового – создание правильной эмоциональной атмосферы.

Вспомните, как быстро проиграл «Магнит» «Пятёрочке» после того, как она сменила свой концепт, изменила ассортимент. Но начиная с двухтысячных годов в набор стандартных развлечений ворвался интернет и стал захватывать всё больше и больше времени потенциального покупателя, давая кратно более сильные эмоции, чем любой шоппинг. 








Видеоигры, социальные сети, стриминговые каналы, любой фильм в любое время, аудио книги, бесконечные и «конечные» сериалы, – да чего там только нет! И оказалось, что главное не сколько у человека денег, а сколько у него остаётся свободного времени на то или иное развлечение, в том числе и шоппинг. В сутках больше 24 часов не стало, а на это время претендуют все – и развлечения, и семья, и работа. Как итог, в этом ряду шоппингу приходится потесниться и уступить место интернету.

И чтобы победить ритейлеру в это непростое время, ему нужно выбрать правильного конкурента, а это, как вы догадываетесь, не онлайн и не собратья по цеху ритейла.

Если вы не можете побороть эту тенденцию, то её нужно возглавить, чтобы извлечь из этого выгоду. 

Магазин 4.0 должен быть устроен по-новому. Он должен быть изменчивым, должен поддерживать персональную коммуникацию с каждым покупателем, анализ и сбор аналитики в магазине должен стать базой для персонализации, эмоциональную составляющую тоже могут дополнить новые технологии, и тогда, благодаря последним, всё сольётся воедино: товар и услуга, развлечение и покупка, выгода и желание. 

По разным оценкам такие глубинные трансформации произойдут на горизонте 15 – 25 лет, т.е. сейчас должна быть готовность номер один. С чем вас и поздравляю!

Все статьи независимого эксперта Бориса Агатова читайте в спецпроекте «Новые технологии для ритейла. Кейсы».

Обзор составил Борис Агатов,
Независимый эксперт по внедрению инноваций в ритейле

От автора: «Создаю стратегию магазина 4.0, консультирую, помогаю разобраться в новых технологиях для ритейла, сравнить аналоги и выбрать оптимальный вариант для вашего бизнеса. Готов оказать помощь во внедрении инновационных подходов, которые в итоге окажут положительное влияние на динамику прибыльности компании! Связывайтесь через Facebook».

время публикации: 10:00  24 октября 2018 года
0
Теги: технологии , ритейл

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
НАСТ Аренда 22.11.18
BBI ДЖЕФФРИ ЛАЙКЕР