0/5

7 важных вопросов о маркировке: что хотят знать предприниматели

7 важных вопросов о маркировке: что хотят знать предприниматели
время публикации: 10:00  07 октября 2024 года
@Freepic
Чем больше товаров подпадают под обязательную маркировку в системе Честный знак, тем больше вопросов возникает у предпринимателей. Собрали наиболее популярные вопросы и ответили на них в формате FAQ.
7 важных вопросов о маркировке: что хотят знать предпринимателиСейчас обязательная маркировка действует для производителей, оптовых и розничных продавцов разных категорий товаров, список которых постоянно расширяется. Вслед за обувью, табаком и молочной продукцией маркировка распространилась на торговлю фототехникой, шинами, парфюмерией и одеждой. Всего более 20 товарных групп.

Нужно ли маркировать товар, приобретенный компанией для собственных нужд, передает ли «Честный знак» сведения в ФНС, кто занимается маркировкой при торговле на маркетплейсах.

Собрали наиболее распространенные обращения от бизнеса. На вопросы ответил CEO ERP-системы МойСклад Аскар Рахимбердиев.

В сервисе МойСклад ежедневно работает свыше 50 тыс. предпринимателей. Большинство из них – владельцы розничных магазинов, которые уже столкнулись с нюансами маркировки.




Как понять, нужно ли маркировать тот или иной товар?

Ориентироваться здесь нужно на коды ТНВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности). Это классификатор, определяющий категорию товара по номенклатуре ЕАЭС.

Эти коды можно узнать из документов поставщика или в сертификате соответствия Технического регламента Таможенного союза для вашего товара. А проверить подлежит ли продукция с данным кодом маркировке, можно на сайте Честного знака.




Планируем отшивать детскую одежду под своим брендом на производстве контрагента. Как в таком случае нужно маркировать товар?

При контрактном производстве заказывать коды маркировки и вводить товар в оборот может как изготовитель, то есть контрактная площадка, так и заказчик (брендодержатель). Здесь все зависит от того, кто указан в документах, подтверждающих соответствие товара.

Сведения в систему маркировки «Честный знак» будет подавать лицо, названное в этих документах заявителем.

Опыт пользователей МоегоСклада и наших партнеров показывает, что чаще всего изготовитель не берет на себя обязанности по маркировке, а значит, это придется делать брендодержателю. Он заказывает коды маркировки и передает их изготовителю по электронной почте или с помощью специального сервиса, а может отправлять шаблон этикеток. На производстве изготовитель наносит коды на каждую единицу товара. Товары в оборот вводит владелец бренда.




Как продавать маркированную бутилированную воду предприятиям, которые покупают ее для собственных нужд?

При продаже товаров юридическим лицам и ИП для их собственных нужд (без дальнейшей перепродажи), например, для сотрудников в офис или для учителей/учащихся в класс, продавец самостоятельно выводит коды маркировки из оборота и уведомляет об этом «Честный знак», указывая причину «Для собственных нужд покупателя».

Но если покупатель является предприятием общественного питания и продает маркированную продукцию в розницу (с применением контрольно-кассовой техники), то он обязан зарегистрироваться в системе маркировки. Сведения об обороте и выводе товара из оборота в таком случае передаются в систему маркировки при помощи онлайн-кассы.




Передает ли «Честный знак» данные в налоговую?

Непосредственно «Честный знак» информацию в налоговую не предоставляет. Но все данные передает онлайн-касса, через которую проходит код маркировки. Поэтому налоговая все равно будет знать о продажах товара.




Каков порядок маркировки одежды, закупаемой и ввозимой из другой страны?

Промаркировать все товары нужно до прохождения таможенных процедур. Сделать это – обязанность производителя или импортера. Привезти сумки с одеждой без маркировки и уже в России нанести коды – не получится. Импортеры должны товары маркировать, вводить коды в оборот, отчитываться о продажах или списании по другим причинам.




Можно ли самозанятым производить и реализовывать товары, подлежащие обязательной маркировке?

Самозанятый не может производить и продавать товары, подлежащие маркировке. Это запрещено законом о самозанятости (ст. 4 № 422-ФЗ).




Читайте также: Это база! Сервисы, к которым нужно подключиться, если вы начали онлайн-торговлю




Но есть исключения из правила. Маркировка не нужна:

● при продаже одежды, сшитой на заказ по индивидуальным меркам клиента (здесь самозанятый не продает, а оказывает услугу по пошиву одежды);

● в случае реализации молочной продукции массой до 30 граммов или упакованной непромышленным способом для розничных продаж;

● для изделий, произведенных ремесленниками, перечень которых определяет законодательство субъектов РФ.

Что касается последнего пункта, то здесь все зависит от политики региона. Если в области поддерживают развитие народных промыслов и ремесел, то местные власти пойдут навстречу их производителям.

В остальных случаях самозанятому, чтобы торговать маркированным товаром, нужно регистрировать ИП.




Маркетплейсы как полноценные участники оборота также участвуют в процессе маркировки. Есть ли разница в работе с кодами при торговле по FBO и FBS?

Действительно, маркетплейсы являются полноценными участниками оборота. Но маркировать товары все же должны селлеры. Процесс устроен таким образом, что за реализацию немаркированного товара маркетплейсом или отсутствие сведений о реализации маркированного товара в системе маркировки к ответственности будет привлечена именно торговая площадка. В связи с этим маркетплейсы особенно тщательно следят за маркировкой и штрафуют селлеров за нарушения.

В зависимости от того, доставляете вы товары сами (модель FBS) или с помощью онлайн-платформы (модель FBO), процесс маркировки будет отличаться.

Напомню, в схеме FBO все этапы исполнения заказа забирает на себя маркетплейс. Товар хранится, упаковывается и отправляется покупателю со склада площадки.

Продавец должен гарантировать, что товар находится в обороте и принадлежит ему по данным «Честного знака», контролировать нанесение кодов маркировки и их читаемость перед отправкой товара на склад маркетплейса, подписывать и отправлять маркетплейсу УПД с кодами маркировки через ЭДО.

Маркетплейс обязуется принять поставку от продавца, проверить комплектность и коды маркировки на товарах, подготовить УПД с кодами маркировки на принятые товары и передать на подпись продавцу в течение трех дней с момента фактической отгрузки товара, а также вывести коды маркировки из оборота при выдаче товара конечному покупателю.

При работе по FBS селлер осуществляет продажи с собственного склада. Он отвечает за получение, ввод и вывод кодов маркировки из оборота.
Для этого селлер сканирует коды маркировки в личном кабинете маркетплейса во время отгрузки товара и выводит товар из оборота в течение трех дней после доставки.




Резюмируя, хочу отметить, что масштабный проект по маркировке с каждым месяцем охватывает все больше товаров и касается все большего числа предпринимателей. Так, с 1 октября стартовал новый этап внедрения системы обязательной маркировки для шести новых товарных групп. Это корма и лакомства для животных, ветпрепараты, растительные масла, безалкогольное пиво и технические средства реабилитации. А с 1 декабря 2024 года маркировать будут и консервы.

Разбираться в нюансах маркировки со временем придется всем предпринимателям и делать это нужно в установленные сроки, иначе товар будет считаться нелегальным, а его продажа – незаконной. Для бизнеса это повлечет за собой штрафы и даже уголовную ответственность.

Аскар Рахимбердиев, 
CEO ERP-системы МойСклад.

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит