0/5

А деньги?! Что делать, если должник не хочет платить

А деньги?! Что делать, если должник не хочет платить
Podium Market «заболел» и за один сезон из надежного партнера превратился в героя скандальной бизнес-хроники. Повод – нежелание платить за проданный товар. Главные разбирательства еще впереди, а мы решили спросить у опытных юристов, какие способы воздействия на должника они считают наиболее действенными.

Весной на российском рынке начали происходить загадочные события, главным героем которых стал весьма авторитетный ритейлер Podium Market. 7000 квадратных метров, 300 брендов класса премиум и выше того, престижнейшее место на пресловутой «золотой миле» по соседству с Красной площадью. Все атрибуты того, что называется «круче некуда!».

Вот был ритейлер авторитетным, и вдруг подменили. На звонки отвечать практически перестал, на письма ответов нет, полная тишь и туман. Впрочем, весной события уже вошли в стадию кульминации, и поставщикам Маркета стало совсем невтерпеж получить причитающиеся им средства. А первые признаки приближающейся «грозы» появились еще зимой, когда выборочно ритейлер перестал выплачивать деньги за проданный товар своим партнерам, и новости об этом начали просачиваться на рынок, немало удивляя его игроков. «Да чтобы Podium Market? Совершенно невозможно…приличные ведь люди!».

Но когда, благодаря новостным лентам и социальным сеткам произошла онлайн «перекличка» обиженных партнеров модного департмент стора, стало ясно, что их набирается не один десяток, и долги исчисляются миллионами. При этом странности в деловом поведении Podium Market усиливались. Обещания покрыть долги в ближайшем будущем, которое так и не наступало, сомнительные гарантийные письма, невозврат товара, угрозы наиболее назойливым партнерам, – ритейлер перестал стесняться в подходах для сокрытия своей неплатежеспособности. Тогда и поставщики перестали стесняться в средствах возврата своего товара и денег. В ход пошли социальные сети, и даже телевидение. 

Надеемся, что дизайнеры и поставщики найдут подход к Podium Market и получат всё, что им не додали. А главный виновник конфликта найдет средства, чтобы мирно решить проблемы. Однако возник резонный и важный для всех поставщиков вопрос: а как, собственно, добиться выплат от партнера, который считает, что можно и не платить? Какие есть легальные способы воздействия на того, кто любит чтобы «утром стулья», а деньги когда-нибудь? 

А деньги?! Что делать, если должник не хочет платить


Суд решит

Безусловным лидером среди всех возможных вариантов является обращение в суд и решение вопроса в соответствии с законодательством. 

Так, Булат Андабеков, управляющий партнер юридической фирмы совершенно категоричен в своих рекомендациях. И аргументы юриста довольно убедительны: «Совет юристов, в подобной ситуации – не терять время и подавать в суд. Переговоры, переговорами, а когда исполнительный лист на руках,  диалог с должником всегда более конструктивен и продуктивен. Кроме того, пока вы  пытаетесь вернуть задолженность в досудебном порядке и ждёте милости от контрагента, финансовое положение должника еще больше ухудшается и может получиться так, что в скором времени и взыскивать уже будет нечего.  Очень многие неплательщики быстро возвращают долг уже после претензии или подачи искового заявления.  Если же сумма долга превышает 500 тыс. руб., вы имеете законное право инициировать процедуру банкротства в отношении должника». 

Булат Андабеков подкрепил свое мнение жизненным примером, когда клиент, которому контрагент задолжал по договору 2,5 млн. рублей, по совету юристов обратился в суд с заявлением о признании ответчика банкротом.  Если в ответ на обычную претензию должник предпочел отмолчаться, то после заявления в суд о признании его банкротом, долг был погашен в кратчайшие сроки. 


Детективный вариант

Когда уговоры не помогают, просьбы «по-хорошему» остаются без ответа и диалог категорически не складывается в конструктивном ключе, то, как считает Игорь Бедеров, СЕО компании «Интернет-розыск» стоит совершенно точно убедиться в том, может ли должник платить и имеет ли такую возможность. 

«При наличии у должника возможности платить, следует понять его готовность сделать это. Если готов – то идем путем переговоров, реструктуризации или новации долга. Если же должник может заплатить нам, но не собирается этого делать  – то тут мы столкнулись с самым сложным долгом», – уточняет Игорь Бедеров. 

В таком случае, по мнению Бедерова, речь идет о неблагонадежном должнике, который может платить, но не хочет этого делать. Здесь юрист считает действенным способом убеждения – воздействие на деловую репутацию должника. 

«На рынке эта услуга называется информационной войной. Суть – создать такие условия, при которых продолжать работу ему будет невозможно».

Интересно, что в случае с Podium Market действия поставщиков в этом поле как раз и привели к первым позитивным результатам. Ведь лишь после того, как обиженные дизайнеры «подняли волну» в деловых СМИ и в социальных сетях (где число подписчиков довольно объемно), ритейлер начал, хоть и неохотно, идти на диалог. 








Коллекторы

При одном лишь упоминании о коллекторах, всякому нормальному гражданину представляются такие бравые парни, цинизм и хладнокровие которых становятся поводом для лютой ненависти одних, и ужаса других. Лихие 90-е остались позади, а эти «товарищи» до сих пор олицетворяют собой полнейший беспредел и широкий выбор сомнительных методик для достижения результата – получения с должника денег.

Однако далеко не все коллекторы такие. И Дмитрий Жданухин, президент Ассоциации корпоративного коллекторства – яркий тому пример. Грамотные коллекторы действуют в рамках правового поля и главной задачей считают не выбивание денег любой ценой, а диалог с должником и выстраивание такой схемы, которая позволила бы компании, попавшей в сложные обстоятельства, из этой ситуации с честью выйти.

По опыту Дмитрий Жданухин нередко сталкивается с ситуациями, которая происходит с Podium Market. И рекомендации его сводятся к следующему: 

«В подобных случаях одним из неочевидных, но часто эффективных способов мотивации к возврату долга является размещение контекстной рекламы по названию организации-должника с предложением купить у вашей организации ее долг. Соответственно, все, кто даже просто ищет в сети точные адреса, ассортимент и т.д. получат повод задуматься о том, стоит ли обращаться в эту организацию. Угроза потери клиентов подталкивает к расчётам. Удобнее продавать уже отсуженный долг, но отсутствие судебного решения не мешает такой «коллекторской продаже» долга. Контекстная реклама нередко используется в рамках расширенной претензионной переписки по поводу долга, которая является одной из основных методик корпоративного коллекторства». 

Кстати, Центр развития коллекторства, генеральным директором которого Дмитрий является,  неоднократно использовал контекстную рекламу для взыскания долгов с торговых компаний. И этот метод приносил желаемые результаты.


Пожалуй, российский ритейл отличается от европейского особыми партнерскими взаимоотношениями, которые идут от нашего русского характера. Это европейцы сразу бегут в суд. А мы стремимся к диалогу, – поговорить, обсудить, даже посочувствовать – эти человеческие ценности находят место и в бизнес-поле. И, к сожалению, приходится признать, такой подход зачастую приводит  к злоупотреблениям чужим терпением и пониманием. Но «точка кипения» обязательно будет достигнута: у бренда Oh, my ею стала цифра 1 641 868 рублей 50 копеек, для Denimes + Cobalt - 787 400 рублей…

Не будем продолжать печальный список, а пожелаем удачи всем участникам конфликта, даже виновным. 

Жукова Ольга

время публикации: 10:00  19 мая 2017 года
0
Теги: бизнес, погашение долгов

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
Неделя Российского Ритейла 2017
Бизнес-Партнер
Новости наших партнеров
projectline.ru

Подарки за подписку!

Розыгрыш призов среди подписчиков каждую пятницу!
X