0/5

CAO-грузы: экстремальная логистика, где нет права на ошибку

CAO-грузы: экстремальная логистика, где нет права на ошибку
время публикации: 10:00  22 мая 2025 года
@Freepic
В мире авиаперевозок есть особая, максимально «осторожная» категория грузов — те, которые категорически запрещено перевозить на пассажирских бортах. Это не просто формальность. Реальную угрозу некоторых веществ и изделий для людей и экологии порой сложно спрогнозировать. Как перевозить опасные грузы: тонкости упаковки, маркировки, документооборот и прочие важные аспекты.
CAO-грузы: экстремальная логистика, где нет права на ошибку


Никита Баранов, сооснователь и директор по стратегии логистической группы компаний TLS GROUP, рассказал, как перевозят самые опасные в мире грузы, с какими проблемами сталкиваются логисты и почему банальное незнание регламентов может закончиться катастрофой.


«CAO»: история значения


CAO (Cargo Aircraft Only) — только для грузовых самолётов. В авиации этот термин закрепился лишь в январе 2013 года. До этого, начиная с 1974 года, соответствующие отправления помечали иной наклейкой — «DANGER» (опасно). После ряда инцидентов, когда посылки с опасным содержимым ошибочно попадали на борт пассажирских самолётов, было принято решение сделать маркировку более однозначной и строгой.

Все вещества и изделия, отмеченные как «CAO», невозможно провозить пассажирскими рейсами — даже в багажном отделении. Уровень их опасности настолько высок, что единственный допустимый вариант транспортировки — специализированный борт, где работает подготовленный экипаж и нет пассажиров.


CAO-грузы: от литиевых батарей до радиоактивных материалов


Перевозку опасных грузов в современной авиации строго регулируют. IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) разработала и утвердила 9 классов опасности. Часть их них допускают к транспортировке на пассажирских бортах (с жёсткими ограничениями), а другую — нет. Разберём причины.

Неоднозначный груз


● Литиевые батареи

Перевозить литиевые батареи на пассажирских бортах можно как личный предмет путешественника и исключительно в салоне самолёта. У всех пассажиров при регистрации на рейс сотрудники аэропорта обязательно интересуются: есть ли с собой внешний аккумулятор? Если он в багажной сумке — его потребуют переложить в ручную кладь. Это не просто правила авиакомпании, а забота о безопасности. 

Если литиевая батарея (power bank) перегреется или начнёт выделять опасные вещества в салоне самолёта, пассажиры и экипаж заметят это и успеют принять меры. Случись подобное в багажном отсеке, последствия могут быть крайне опасными. При этом литиевые батареи в больших количествах, со статусом «коммерческого груза», не допускают на гражданские рейсы.

● Промышленное оборудование с остатками топлива или масла

Бывшая в употреблении техника, внутри которой могут остаться воспламеняющиеся жидкости или пары, на пассажирский рейс тоже не примут. Причину этого легко понять: никто не сможет проверить, сколько топлива осталось внутри и в каком оно состоянии. А вот если оборудование новое — правила перевозки мягче.

Грузы, которые строго запрещены к перевозке на пассажирских бортах


● Легковоспламеняющиеся жидкости с низкой температурой воспламенения

Этот класс опасности охватывает не только бензин и керосин. Даже от незначительного нагрева (30-40 °С) могут вспыхнуть многие растворители, лаки и краски. Поэтому такие грузы чрезвычайно опасны, особенно в жарком климате — странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. 

Другие CAO-грузы:

1. Сжатые и сжиженные газы. Кислород, пропан, бутан. Разгерметизация баллонов может привести ко взрыву и пожару.

2. Радиоактивные вещества. Малейшая утечка мгновенно превратит самолёт в смертельную ловушку.

3. Органические перекиси и некоторые реагенты. Изменение давления и температуры могут вызвать самовозгорание.

4. Ядовитые, токсичные вещества. Даже если внешний вид или запах не вызывает опасений, многие соединения могут испаряться. Молекулы пара проходят даже через микротрещины, а это опасно для любого пассажирского лайнера.

5. Химические реактивы. Почти любые реактивы, которые легко воспламеняются, токсичны или способны вступать в опасные реакции.

Например: 

● этанол (этиловый спирт) и многие препараты на его основе;
● сухой лёд (как потенциальный источник углекислого газа при таянии);
● агрессивные реагенты.

6. Некоторые категории взрывчатых веществ:

● пиропатроны (используются в автомобильных подушках безопасности и других системах экстренного срабатывания);
● сигнальные ракеты — тоже только на грузовом транспорте.

7. Биоматериалы:

● патогены; 
● опасные образцы;
● вакцины, требующие строжайшей изоляции.

8. Крупногабаритные грузы: они не поместятся в багажный отсек пассажирского лайнера. 

Иногда под CAO попадают даже такие безобидные на первый взгляд вещи, как сено: из-за высокой пожароопасности оно тоже запрещено для перевозки пассажирскими рейсами.

Ещё один интересный пример — кислородные генераторы. Транспортировать их можно только на грузовом лайнере. А если генератор интегрирован в систему (например, в пожарный капюшон), допускается перевозка в пассажирских рейсах, но с жёстким соблюдением инструкций.

CAO-грузы: экстремальная логистика, где нет права на ошибку
@Freepic


Исключения из правил


При острой необходимости CAO-грузы возможно перевести на пассажирском лайнере. Но есть условия, которые должны быть соблюдены: 

● объем или масса груза не выходят за рамки значений, допустимых при перевозке на пассажирских рейсах (некоторые вещества считаются опасными при большой массе или объёме — например, батарейки);

● опасный груз защищён специальной упаковкой, разрешённой к перевозке на регулярных линиях;

● получено индивидуальное разрешение от авиакомпании и авиационного регулятора;

● имеется разрешение от ООН и правительств всех стран, над которыми будет пролетать самолёт и через которые будет осуществляться транзит. Процесс согласования документов очень длительный и крайне сложный.

В моей практике был случай, когда CAO-груз отправляли из Австралии в Россию. Его маршрут пролегал над Индией. Авиакомпания не взяла на себя ответственность за перевозку и потребовала лично получить разрешение у Индии. Тогда процесс согласования занял длительное время, как итог — запланированный рейс пришлось пропустить. В итоге нужные бумаги были получены, и груз отправили на другом самолёте.


Почему пассажирским самолётам CAO не доверяют


Главная причина — угроза жизни и здоровью людей. Другая — разное строение пассажирского и грузового самолётов. 

На регулярных рейсах доступ к багажному отсеку есть, но он не такой удобный, как на грузовых. Если с CAO-грузом что-то случится в полёте, экипаж не сможет своевременно об этом узнать и принять меры для предотвращения последствий. 

В грузовых лайнерах полный доступ экипажа к перевозкам имеется на протяжении всего полёта и легко осуществим, а персонал постоянно следит за состоянием отправлений.


Согласование САО-грузов


Некоторые типы САО-грузов мало просто упаковать и привезти в аэропорт. Когда речь идёт об опасных грузах, отправители должны пройти предварительное согласование с авиакомпанией, а та, в свою очередь — с властями всех стран, над которыми будет пролетать самолёт и через которые будет осуществляться транзит. И только на основании всех разрешений можно получить квоту — специальный резерв на перевозку CAO-груза.

Эти требования не касаются крупногабаритных и генеральных грузов, которые тоже транспортируют на грузовых бортах. 

Кстати, правила разных государств могут отличаться — например, в США для определённого типа грузов потребуется отдельное разрешение Федеральных авиационных властей (FAA), несмотря на выполнение всех международных требований.

В Европе тоже не всё просто: некоторые страны могут полностью запретить пролёт груза через свою территорию или внезапно изменить правила, даже несмотря на то, что остальные международные требования, включая специализированную упаковку, были выполнены.


Тонкости упаковки и маркировки


Любой CAO-груз — это не просто коробка. Упаковка всегда сертифицирована, иногда с «тройной защитой»:

● для литиевых батарей необходимы усиленные металлические или пластиковые контейнеры, способные выдержать взрыв или возгорание;

● лабораторные жидкости упаковываются в герметичные сосуды с абсорбирующими прокладками; 

● радиоактивные материалы перевозят только в свинцовых бочках;

● даже сухой лёд, на первый взгляд безобидный, упаковывается в ящик с вентиляцией, чтобы не создать условия для взрыва от скопления газа.


Всё это отражено в специальных UN-кодах, которые нанесены на наклейки и прописаны во всех документах.

Ещё одна важная деталь: каждая упаковка должна быть промаркирована большой оранжевой наклейкой, которую видно издалека: «Cargo Aircraft Only. Forbidden on Passenger Aircraft». Это сигнал для всех участников перевозки — с грузом надо быть предельно внимательным. 

Такой же наклейкой обозначают транспорт, который доставляет груз к борту или забирает его от самолёта.


Сопроводительные документы


Для перевозки CAO-грузов потребуется собрать определённый пакет документов:

● грузовая авианакладная (подробное описание с классом опасности, количеством груза и указанием экстренных контактов для быстрого реагирования);

● декларация отправителя опасных грузов (Shipper’s Declaration for Dangerous Goods), заполненная на английском языке в строгом соответствии с правилами IATA и ICAO;

● инвойс (Invoice), где указывают подробные сведения о грузе и его стоимости;

● упаковочный лист (Packing list), где подробно описывается содержимое каждой упаковки;

● сертификаты соответствия или качества (если они требуются для конкретного вида продукции или по запросу таможни);

● разрешительные документы — для отдельных категорий товаров (например, лекарства, химия, оборудование) могут понадобиться лицензии, разрешения или иные документы, подтверждающие право на вывоз и ввоз.


Важно заранее уточнить, не нужны ли дополнительные разрешения в зависимости от специфики груза и его направления. Если что-то из этого списка не будет оформлено должным образом, поднимать груз на борт никто не позволит, это повлечёт задержки или дополнительные проверки. Так что лучше подготовить всё заранее и перепроверить главный пакет документов перед отправкой в аэропорт.

Важно понимать, что не все аэропорты способны принимать и обрабатывать CAO-грузы. Для этого воздушная гавань должна иметь лицензии, которые подтверждают, что на территории терминала есть места для временного хранения CAO-грузов, а весь персонал прошёл обучение.


Персонал и его квалификация


Во главе угла перевозки CAO-грузов стоит человеческий фактор. Вся цепочка от экспедитора до аэропорта должна быть выстроена без единого слабого звена. 

Обязанность всех специалистов, кто работает с грузами самой высокой опасности, — пройти международную сертификацию IATA по программе Dangerous Goods Regulations (правила перевозки опасных грузов). Они должны в деталях понимать регламенты, упаковку, документацию, а также знать правила размещения груза в самолёте (каргоплан), чтобы не нарушить баланс воздушного судна или не создать потенциально опасное соседство веществ.

Поэтому вопрос доверия к логисту или экспедитору обычно решается просто: нужно запросить скан международного сертификата, где указана программа обучения и количество её часов.




Читайте также: Рынок логистики 2024-2025: рост оборотов грузоперевозчиков, падение маржинальности и другие тренды




Проблемы на практике


Главная проблема — ограниченное количество грузовых рейсов. Если из США в Россию отправить CAO-груз ещё возможно, то, например, из Нидерландов или Испании это иногда требует недель ожидания: обычный груз долетел бы за неделю, доставка CAO — занимает три. Особенно если в маршруте появляются «особо строгие» транзитные страны.

Вторая головная боль — упаковка. Чаще всего эта проблема возникает у отправителей бывшего в употреблении оборудования, где остатки топлива или масла могут создать проблемы при оформлении и согласовании. Бывает, отправители хитрят и на словах называют груз неопасным, но, если транзитный аэропорт при досмотре обнаружит опасную маркировку или специфику, груз задержат, а виновникам грозят внушительные штрафы или даже закрытие лицензии для авиаперевозчика.


CAO-грузы: без права на ошибку


Любое отклонение от регламента может привести к катастрофе, поскольку на кону стоят жизни людей и экологическая безопасность. В работе с CAO-грузами всё как у сапёра — права на ошибку нет. Именно поэтому опасной перевозкой должны заниматься только те компании, у которых есть сертифицированный персонал, выстроенные процедуры на всех этапах, доступ к проверенным авиаперевозчикам и опыт согласования сложных маршрутов.

Здесь логистика становится не просто транспортировкой, а высшей степенью ответственности — перед обществом, экологией и будущими поколениями.

Никита Баранов, 
сооснователь и директор по стратегии 
логистической группы компаний TLS GROUP.

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит