CAO-грузы: экстремальная логистика, где нет права на ошибку


Никита Баранов, сооснователь и директор по стратегии логистической группы компаний TLS GROUP, рассказал, как перевозят самые опасные в мире грузы, с какими проблемами сталкиваются логисты и почему банальное незнание регламентов может закончиться катастрофой.
«CAO»: история значения
CAO (Cargo Aircraft Only) — только для грузовых самолётов. В авиации этот термин закрепился лишь в январе 2013 года. До этого, начиная с 1974 года, соответствующие отправления помечали иной наклейкой — «DANGER» (опасно). После ряда инцидентов, когда посылки с опасным содержимым ошибочно попадали на борт пассажирских самолётов, было принято решение сделать маркировку более однозначной и строгой.
Все вещества и изделия, отмеченные как «CAO», невозможно провозить пассажирскими рейсами — даже в багажном отделении. Уровень их опасности настолько высок, что единственный допустимый вариант транспортировки — специализированный борт, где работает подготовленный экипаж и нет пассажиров.
CAO-грузы: от литиевых батарей до радиоактивных материалов
Перевозку опасных грузов в современной авиации строго регулируют. IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) разработала и утвердила 9 классов опасности. Часть их них допускают к транспортировке на пассажирских бортах (с жёсткими ограничениями), а другую — нет. Разберём причины.
Неоднозначный груз
● Литиевые батареи
Перевозить литиевые батареи на пассажирских бортах можно как личный предмет путешественника и исключительно в салоне самолёта. У всех пассажиров при регистрации на рейс сотрудники аэропорта обязательно интересуются: есть ли с собой внешний аккумулятор? Если он в багажной сумке — его потребуют переложить в ручную кладь. Это не просто правила авиакомпании, а забота о безопасности.
Если литиевая батарея (power bank) перегреется или начнёт выделять опасные вещества в салоне самолёта, пассажиры и экипаж заметят это и успеют принять меры. Случись подобное в багажном отсеке, последствия могут быть крайне опасными. При этом литиевые батареи в больших количествах, со статусом «коммерческого груза», не допускают на гражданские рейсы.
● Промышленное оборудование с остатками топлива или масла
Бывшая в употреблении техника, внутри которой могут остаться воспламеняющиеся жидкости или пары, на пассажирский рейс тоже не примут. Причину этого легко понять: никто не сможет проверить, сколько топлива осталось внутри и в каком оно состоянии. А вот если оборудование новое — правила перевозки мягче.
Грузы, которые строго запрещены к перевозке на пассажирских бортах
● Легковоспламеняющиеся жидкости с низкой температурой воспламенения
Этот класс опасности охватывает не только бензин и керосин. Даже от незначительного нагрева (30-40 °С) могут вспыхнуть многие растворители, лаки и краски. Поэтому такие грузы чрезвычайно опасны, особенно в жарком климате — странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.
Другие CAO-грузы:
1. Сжатые и сжиженные газы. Кислород, пропан, бутан. Разгерметизация баллонов может привести ко взрыву и пожару.
2. Радиоактивные вещества. Малейшая утечка мгновенно превратит самолёт в смертельную ловушку.
3. Органические перекиси и некоторые реагенты. Изменение давления и температуры могут вызвать самовозгорание.
4. Ядовитые, токсичные вещества. Даже если внешний вид или запах не вызывает опасений, многие соединения могут испаряться. Молекулы пара проходят даже через микротрещины, а это опасно для любого пассажирского лайнера.
5. Химические реактивы. Почти любые реактивы, которые легко воспламеняются, токсичны или способны вступать в опасные реакции.
Например:
● сухой лёд (как потенциальный источник углекислого газа при таянии);
● агрессивные реагенты.
6. Некоторые категории взрывчатых веществ:
● сигнальные ракеты — тоже только на грузовом транспорте.
7. Биоматериалы:
● опасные образцы;
● вакцины, требующие строжайшей изоляции.
8. Крупногабаритные грузы: они не поместятся в багажный отсек пассажирского лайнера.
Иногда под CAO попадают даже такие безобидные на первый взгляд вещи, как сено: из-за высокой пожароопасности оно тоже запрещено для перевозки пассажирскими рейсами.
Ещё один интересный пример — кислородные генераторы. Транспортировать их можно только на грузовом лайнере. А если генератор интегрирован в систему (например, в пожарный капюшон), допускается перевозка в пассажирских рейсах, но с жёстким соблюдением инструкций.

@Freepic
Исключения из правил
При острой необходимости CAO-грузы возможно перевести на пассажирском лайнере. Но есть условия, которые должны быть соблюдены:
● объем или масса груза не выходят за рамки значений, допустимых при перевозке на пассажирских рейсах (некоторые вещества считаются опасными при большой массе или объёме — например, батарейки);
● опасный груз защищён специальной упаковкой, разрешённой к перевозке на регулярных линиях;
● получено индивидуальное разрешение от авиакомпании и авиационного регулятора;
● имеется разрешение от ООН и правительств всех стран, над которыми будет пролетать самолёт и через которые будет осуществляться транзит. Процесс согласования документов очень длительный и крайне сложный.
В моей практике был случай, когда CAO-груз отправляли из Австралии в Россию. Его маршрут пролегал над Индией. Авиакомпания не взяла на себя ответственность за перевозку и потребовала лично получить разрешение у Индии. Тогда процесс согласования занял длительное время, как итог — запланированный рейс пришлось пропустить. В итоге нужные бумаги были получены, и груз отправили на другом самолёте.
Почему пассажирским самолётам CAO не доверяют
Главная причина — угроза жизни и здоровью людей. Другая — разное строение пассажирского и грузового самолётов.
На регулярных рейсах доступ к багажному отсеку есть, но он не такой удобный, как на грузовых. Если с CAO-грузом что-то случится в полёте, экипаж не сможет своевременно об этом узнать и принять меры для предотвращения последствий.
В грузовых лайнерах полный доступ экипажа к перевозкам имеется на протяжении всего полёта и легко осуществим, а персонал постоянно следит за состоянием отправлений.
Согласование САО-грузов
Некоторые типы САО-грузов мало просто упаковать и привезти в аэропорт. Когда речь идёт об опасных грузах, отправители должны пройти предварительное согласование с авиакомпанией, а та, в свою очередь — с властями всех стран, над которыми будет пролетать самолёт и через которые будет осуществляться транзит. И только на основании всех разрешений можно получить квоту — специальный резерв на перевозку CAO-груза.
Эти требования не касаются крупногабаритных и генеральных грузов, которые тоже транспортируют на грузовых бортах.
Кстати, правила разных государств могут отличаться — например, в США для определённого типа грузов потребуется отдельное разрешение Федеральных авиационных властей (FAA), несмотря на выполнение всех международных требований.
В Европе тоже не всё просто: некоторые страны могут полностью запретить пролёт груза через свою территорию или внезапно изменить правила, даже несмотря на то, что остальные международные требования, включая специализированную упаковку, были выполнены.
Тонкости упаковки и маркировки
Любой CAO-груз — это не просто коробка. Упаковка всегда сертифицирована, иногда с «тройной защитой»:
● для литиевых батарей необходимы усиленные металлические или пластиковые контейнеры, способные выдержать взрыв или возгорание;
● лабораторные жидкости упаковываются в герметичные сосуды с абсорбирующими прокладками;
● радиоактивные материалы перевозят только в свинцовых бочках;
● даже сухой лёд, на первый взгляд безобидный, упаковывается в ящик с вентиляцией, чтобы не создать условия для взрыва от скопления газа.
Всё это отражено в специальных UN-кодах, которые нанесены на наклейки и прописаны во всех документах.
Ещё одна важная деталь: каждая упаковка должна быть промаркирована большой оранжевой наклейкой, которую видно издалека: «Cargo Aircraft Only. Forbidden on Passenger Aircraft». Это сигнал для всех участников перевозки — с грузом надо быть предельно внимательным.
Такой же наклейкой обозначают транспорт, который доставляет груз к борту или забирает его от самолёта.
Сопроводительные документы
Для перевозки CAO-грузов потребуется собрать определённый пакет документов:
● грузовая авианакладная (подробное описание с классом опасности, количеством груза и указанием экстренных контактов для быстрого реагирования);
● декларация отправителя опасных грузов (Shipper’s Declaration for Dangerous Goods), заполненная на английском языке в строгом соответствии с правилами IATA и ICAO;
● инвойс (Invoice), где указывают подробные сведения о грузе и его стоимости;
● упаковочный лист (Packing list), где подробно описывается содержимое каждой упаковки;
● сертификаты соответствия или качества (если они требуются для конкретного вида продукции или по запросу таможни);
● разрешительные документы — для отдельных категорий товаров (например, лекарства, химия, оборудование) могут понадобиться лицензии, разрешения или иные документы, подтверждающие право на вывоз и ввоз.
Важно заранее уточнить, не нужны ли дополнительные разрешения в зависимости от специфики груза и его направления. Если что-то из этого списка не будет оформлено должным образом, поднимать груз на борт никто не позволит, это повлечёт задержки или дополнительные проверки. Так что лучше подготовить всё заранее и перепроверить главный пакет документов перед отправкой в аэропорт.
Важно понимать, что не все аэропорты способны принимать и обрабатывать CAO-грузы. Для этого воздушная гавань должна иметь лицензии, которые подтверждают, что на территории терминала есть места для временного хранения CAO-грузов, а весь персонал прошёл обучение.
Персонал и его квалификация
Во главе угла перевозки CAO-грузов стоит человеческий фактор. Вся цепочка от экспедитора до аэропорта должна быть выстроена без единого слабого звена.
Обязанность всех специалистов, кто работает с грузами самой высокой опасности, — пройти международную сертификацию IATA по программе Dangerous Goods Regulations (правила перевозки опасных грузов). Они должны в деталях понимать регламенты, упаковку, документацию, а также знать правила размещения груза в самолёте (каргоплан), чтобы не нарушить баланс воздушного судна или не создать потенциально опасное соседство веществ.
Поэтому вопрос доверия к логисту или экспедитору обычно решается просто: нужно запросить скан международного сертификата, где указана программа обучения и количество её часов.
Читайте также: Рынок логистики 2024-2025: рост оборотов грузоперевозчиков, падение маржинальности и другие тренды
Проблемы на практике
Главная проблема — ограниченное количество грузовых рейсов. Если из США в Россию отправить CAO-груз ещё возможно, то, например, из Нидерландов или Испании это иногда требует недель ожидания: обычный груз долетел бы за неделю, доставка CAO — занимает три. Особенно если в маршруте появляются «особо строгие» транзитные страны.
Вторая головная боль — упаковка. Чаще всего эта проблема возникает у отправителей бывшего в употреблении оборудования, где остатки топлива или масла могут создать проблемы при оформлении и согласовании. Бывает, отправители хитрят и на словах называют груз неопасным, но, если транзитный аэропорт при досмотре обнаружит опасную маркировку или специфику, груз задержат, а виновникам грозят внушительные штрафы или даже закрытие лицензии для авиаперевозчика.
CAO-грузы: без права на ошибку
Любое отклонение от регламента может привести к катастрофе, поскольку на кону стоят жизни людей и экологическая безопасность. В работе с CAO-грузами всё как у сапёра — права на ошибку нет. Именно поэтому опасной перевозкой должны заниматься только те компании, у которых есть сертифицированный персонал, выстроенные процедуры на всех этапах, доступ к проверенным авиаперевозчикам и опыт согласования сложных маршрутов.
Здесь логистика становится не просто транспортировкой, а высшей степенью ответственности — перед обществом, экологией и будущими поколениями.
Никита Баранов,
сооснователь и директор по стратегии
логистической группы компаний TLS GROUP.
Для NEW RETAIL
Последние новости
Самое популярное
-
Российский киберпанк: когда склады российских маркетплейсов и ритейлеров станут ...
-
Кейс Braun и Яндекс Маркета: как нестандартные механики помогают продвигать быто...
-
Хостинг для e-commerce в 2025 году: на что обратить внимание, чтобы не потерять ...
-
Как БЫСТРОДЕЛ помогает ТС «Ритейл» повышать операционную эффективность и прибыль...
-
Российский бизнес обсудил новые технологии и тренды в планировании и логистике