0/5

Дорогие кредиты и снижение лояльности к брендам: как выживает российский пищепром

Дорогие кредиты и снижение лояльности к брендам: как выживает российский пищепром
время публикации: 10:00  09 октября 2025 года
Фото: @Freepik (лицензия INV-C-2024-8250540)
Динамика пищевой отрасли в сопоставимых ценах по итогам 2025 г. составит 1,5–2%, а инвестиционная активность компаний продолжит сдерживаться недоступностью кредитных средств из-за высокой ключевой ставки ЦБ РФ. Об этом и о том, какие стратегии позволяют компаниям расти и развиваться в этих условиях, — рассказали лидеры пищевой индустрии. Дискуссия «Диалог: режем косты, повышаем эффективность» прошла в рамках недавней международной выставки продуктов питания WorldFood Moscow 2025.
Дорогие кредиты и снижение лояльности к брендам: как выживает российский пищепромОткрывая сессию, руководитель направления «Потребительский рынок», информационно-консалтингового агентства INFOLine Светлана Силенина, отметила критическое снижение инвестиционной активности на фоне дорогих кредитов и неопределенности. Она указала, что отрасль столкнулась с падением числа новых инвестиционных проектов, хотя и достигла продовольственной безопасности по многим категориям:

«То падение, которое мы сейчас наблюдаем, действительно довольно критичное, потому что по уровню инвестиций мы вышли на допандемийные показатели. Более того, кредиты стали дороже, то есть падение на самом деле еще более сильное. При этом с уходом части компаний с рынка высвободилось большое количество современных хороших мощностей, которые можно было купить с большим дисконтом. Некоторые компании очень хорошо на этом смогли поменять свои категории».

Говоря о потребительском поведении, Светлана Силенина отметила замедление рынка и смещение фокуса производителей в сторону общественного питания, где доля топ-10 игроков составляет всего 12% против 45% в ритейле, а также в сторону онлайн-каналов.

«Именно поэтому многие производители сейчас в свою стратегию закладывают именно канал общественного питания. Там ниже конкуренция, ниже уровень консолидации», — пояснила она.

Кроме того, эксперт привела данные по внешней торговле: «По первому полугодию данного года у нас сальдо опять стало отрицательным, но интересно, что процентное соотношение экспорта-импорта, падение и рост стали одинаковыми».




Читайте также: Российский рынок пищевых добавок для мясопереработки превысил 83 тыс. тонн




Успехи в алкогольной отрасли: рост вопреки стагнации


Дорогие кредиты и снижение лояльности к брендам: как выживает российский пищепромВице-президент компании LADOGA Алексей Ильин представил впечатляющие результаты своей компании на фоне общей стагнации рынка. Он подчеркнул стратегию инвестирования в премиальные продукты и расширение производства, несмотря на сложные условия.

«При общем падении продаж (водки) порядка 1,3%, флагманский бренд водка «Царская» показывает рост в 33%, — рассказал он. — В категории джина наша доля выросла с 46% в прошлом году до 51% за восемь месяцев 2025 года, а виски показал прирост в 86% при росте категории на 9%, причем 70% всего прироста категории обеспечили мы».

Недавно LADOGA объявила о планах по строительству нового завода под Санкт-Петербургом, который увеличит мощности производителя в 2,5 раза. Компания планирует также развивать производство российского виски под брендом «Крутояр», и в это направление уже инвестировано более 1 млрд рублей.


Вызовы для производителей: себестоимость, логистика и кадры


Дорогие кредиты и снижение лояльности к брендам: как выживает российский пищепромДиректор по маркетингу бренда «Sибирская коллекция» Щелковский МПК Наталья Жестарева обратила внимание на снижение лояльности к брендам, рост доли низкомаржинальных продуктов и собственных торговых марок (СТМ) сетей: люди стали чаще переключаться с одного производителя на другого, пробовать очень многое.

Эксперты обсудили также актуальную тему, связанную с качеством оборудования и скачками цен на сырье.

«Все дороги ведут в Китай, но китайское оборудование работает в лучшем случае пару месяцев, — отметила Наталья Жестарева. — Возникают проблемы из-за качества металла и другого».

Дорогие кредиты и снижение лояльности к брендам: как выживает российский пищепромИсполнительный директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков добавил, что основное давление на себестоимость оказывает совокупность факторов: «Это и люди, и логистика, и неналоговые платежи — каждый вносит свою лепту и добавляет себестоимость».

Он также отметил, что цену определяет конечный потребитель, но компании, не способные адаптироваться, уходят с рынка. При этом долю онлайн-маркетплейсов в продажах индустриальных продуктов питания его ассоциация оценивает лишь в 4%.




Читайте также: Что происходит с производством СТМ в категории функционального питания и полезных снеков




Ключевые тренды и прогнозы


Участники сессии выделили несколько ключевых трендов, формирующих будущее отрасли.

Один из них — активная консолидация, которая продолжается: еще есть кого купить, есть что объединить. Одновременно с этим наблюдается трансформация и рост собственных торговых марок (СТМ) в торговых сетях, особенно на фоне роста доли дискаунтеров, которые стремятся к доле СТМ в 50%. 

Значительным драйвером становится и сегмент готовой еды, о чем говорят все участники рынка. Как яркий пример эксперты назвали компанию «Черкизово», выручка которой в направлении фуд-сервиса выросла на 30% против 14% по компании в целом. Еще один растущий канал — экспорт, особенно в страны Таможенного союза, где в некоторых категориях до 50% товаров на полках — российские. При этом производители отмечают, что будущее за умным ассортиментом, который удивляет потребителя, и за развитием онлайн-каналов, несмотря на их сложность и риски монополизации.

В заключение спикеры обсудили тему «российской полки», отметив, что главным критерием должна быть конкурентоспособность продукта, а не административные меры.

«Если потребитель будет голосовать за российский продукт, то полка сама по себе расширится, — говорит Алексей Ильин. — На сегодняшний момент в нашем сетевом ритейле уже порядка более 50% на полке занимает российское вино».

Дискуссия показала, что, несмотря на серьезные вызовы, российские производители демонстрируют адаптивность, активно инвестируют в развитие и ориентируются на растущие ниши, чтобы сохранять динамику в новых экономических условиях.

Благодарим коммуникационное агентство PR Partner за предоставленные комментарии.

NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит