Доставка образцов из Китая: как выбрать оператора экспресс-доставки, сэкономить и выиграть время

время публикации: 10:00 20 августа 2025 года
Фото: @Freepik
Как ритейлеру расширить ассортимент и адаптировать его под текущий спрос и сезонность? Как проверить качество товара, который доставляется из-за рубежа, и не разориться на перевозке?

Главный источник поставок недорогих товаров для российских ритейлеров в настоящее время — это, конечно, Китай. Товарооборот с ним только в 2024 году достиг рекордных значений — почти $245 млрд, а Россия заняла пятое место среди крупнейших партнеров КНР.
В значительной мере эту цифру формируют российские торговые сети, которые у китайских поставщиков заказывают гаджеты, мелкую электронику, канцелярию, одежду, детские товары, кухонные принадлежности, продукты и многое другое. Главный вопрос при этом — как организовать закупку так, чтобы не ошибиться и убедиться в качестве? Особенно с учетом того, что 70% товаров проходят контроль качества заказчиков, а 30% — нет.
И сэкономить, и выиграть время
Лучший способ не попасть в эти 30% — ознакомиться с выбранной продукцией «вживую», в буквальном смысле потрогать ее руками. Это можно сделать, организовав доставку образцов. Такое решение позволит убить сразу двух зайцев: протестировать товар и сертифицировать его, чтобы в дальнейшем ритейлер мог заказать крупную партию.
Если в случае, например, с запчастями для станков российской компании целесообразнее отправить на зарубежный завод своих специалистов, то, когда речь идет о недорогих товарах (например, зарядных проводах для телефона стоимостью $1), такой формат проверки оказывается слишком дорогим для ритейлеров. Гораздо проще заказать образцы, причем с нескольких фабрик, и выбрать подходящий по качеству вариант. И только после этого оплачивать крупную партию, которую, как правило, перевозят морскими контейнерами в течение одного-двух месяцев.
Такой подход позволяет выбирать наиболее качественные товары и делать это быстро, адаптируя свой ассортимент под сезонность. Это важный фактор для торговых сетей, ориентированных на увеличение выручки.
Так как при доставке образцов важны скорость, стоимость, а также способ таможенного оформления, у ритейлеров есть два варианта: обычная авиаперевозка и экспресс-доставка (осуществляется также авиатранспортом).
По срокам эти форматы похожи — в среднем доставка занимает до семи дней. При этом логистика в обоих случаях зависит от особенностей транспортных маршрутов внутри Китая. Местные производства часто расположены не в крупных городах, а в удаленных населенных пунктах. Поэтому заказанный образец сначала транспортируется в распределительный центр, а затем в ближайший аэропорт, откуда отправляется в Россию.
Главное отличие обычной авиаперевозки и экспресс-доставки – в цене. При авиаперевозке заказчик оплачивает минимальный вес, установленный в авиакомпании: как правило, это 30-50 кг. Стоимость доставки составляет 40-60 тыс. рублей. Это довольно большие расходы, чтобы оценить, например, носки какого производителя лучше подходят для расширения ассортимента.
При экспресс-доставке оплачивается только фактический вес груза, даже если это всего 0,5 кг. Соответственно, и расходы значительно ниже: от 8 тыс. рублей за образец до 500 г. При этом в стоимость, как правило, включено таможенное оформление по упрощенной декларации для экспресс-грузов, которое берет на себя оператор. А при обычной авиаперевозке это отдельная статья расходов, которая составляет 15-20 тыс. за декларацию, и всей процедурой приходится заниматься самостоятельно, собирая полный пакет документов.
Все это в целом обеспечивает существенную разницу в цене доставки, закономерно формируя более высокий спрос на услуги экспресс-перевозчиков среди торговых сетей.
Читайте также: Как оптимизировать проверку качества на китайских производствах с помощью цифровых сервисов
Как выбирать?
Если с форматом доставки разобрались, возникает другой вопрос: как не ошибиться с выбором оператора экспресс-доставки, чтобы ваш низкостоимостной груз пришел вовремя, цена соответствовала заявленной и не было проблем с документами?
Ведь в противном случае это грозит неприятными последствиями, начиная от задержки старта продаж и заканчивая срывом тендера, потерей бюджета и репутации.
● Опыт работы с образцами и мелкими грузами
Начнем с базы: для начала нужно убедиться, что выбранный оператор действительно имеет опыт работы с образцами и мелкими грузами. Это значит, что такой перевозчик работает с партиями весом от 0,5 до 1 кг и знает, как оформлять именно некоммерческие образцы.
Если в компании вам скажут, что тариф нужно просчитывать с логистами, лучше сменить оператора: каждое действие будет вести к увеличению расходов, а оформление груза будет осуществляться по классической таможенной декларации, которая, напомним, стоит 15-20 тыс. руб.
● Прозрачное ценообразование и финальная стоимость
У компании, которая специализируется на экспресс-доставке образцов и мелких грузов, уже есть сформированные тарифы с шагом в 0,5 кг. Поэтому цену вы получите сразу. Ее, кстати, тоже лучше проверить — финальная ли названная цифра?
Доверять калькуляторам на сайте не стоит — они не учитывают особые условия доставки и оформления для специфических грузов, таких как бытовая химия, продукты питания, косметика и др. Поэтому следует спросить, включены ли дополнительные сборы (топливный, надбавка за удаленный регион, обработка груза и т.д.), и запросить окончательную смету с разбивкой. Иначе есть большая вероятность, что указанная на сайте “стоимость от 2,5 тыс. руб.” на деле обернется цифрой в два-три раза выше.
● География и сроки
Следующий шаг: проверьте географию и сроки. То есть доставляет ли оператор в регионы, которые нужны именно вам, и сколько времени это занимает, с учетом растаможки. Эти детали можно выяснить у оператора, уточнив, считаются рабочие дни или календарные, что входит в указанные сроки, включается ли таможенное оформление.
Составить мнение о компании также помогут отзывы — многие курьерские службы экспресс-доставки имеют собственное портфолио с ними.
Все это поможет не попасть в ситуацию, когда озвученные оператором 3-5 дней превращаются в 20 и даже 30 из-за того, что, например, не были учтены выходные в стране отправителя или возникли локальные задержки. Помимо того, что сами по себе задержки неприятны, они могут привести к срыву остальных процессов — тендера или участия в выставке. Не говоря уже о том, что опоздание с доставкой образцов для обязательной сертификации грозит тем, что основная партия застрянет на таможне, а заказчику придется оплачивать ее хранение.
● Поддержка и персональный менеджер
Один из способов этого избежать и справляться с возникающими «сюрпризами», такими как дополнительные запросы от таможни, корректировка адреса и др., — иметь «живого» сотрудника на связи. В крупных логистических компаниях есть риск, что вы будете одним из тысячи клиентов и с внештатными ситуациями вам, скорее всего, придется справляться самостоятельно.
Чтобы подстраховаться от таких рисков, рекомендуем перед началом работы с оператором запросить контакт отдельного менеджера, который будет с вами коммуницировать. Также стоит иметь в виду, что часто средние и мелкие компании более оперативно реагируют на проблемные ситуации с грузами.
● Опыт оформления специфических грузов
Еще один важный момент, который следует проверить, прежде чем заключать договор с экспресс-перевозчиком, — умеет ли он оформлять и перевозить специфические грузы. Речь идет об образцах без стоимости (для них потребуются особые сопроводительные документы), о товарах, для которых действуют таможенные ограничения: продуктах питания, косметике, бытовой химии.
Наконец, лучше уточнить, возьмется ли оператор за доставку хрупких и скоропортящихся грузов. Почему все это важно? При неправильном оформлении таможня может признать груз коммерческим, стоимость могут посчитать некорректно, а для вас это обернется уплатой пошлин и штрафов.
● Система отслеживания
И, наконец, важно убедиться, что экспресс-оператор предоставляет возможность отслеживать вашу доставку онлайн. Не у всех перевозчиков есть такая система, а некоторые не информируют о ней клиентов. В итоге, если у вас срочная доставка для тендера, а в логистической цепочке произойдет сбой, вы не успеете принять меры для исправления ситуации.
● Гибкие условия: возвраты, дооформления, досылка документов
Для того чтобы решать нестандартные ситуации, нужно, чтобы выбранный вами оператор обладал также гибкостью и умением реагировать на форс-мажорные обстоятельства. Поэтому важно заранее выяснить, можно ли будет вернуть образцы получателю, дослать документы после отправки, и есть ли дополнительные услуги, такие как маркировка, упаковка и страхование груза.
Часто компании, заказывая образцы, обращаются к логистическому оператору с дополнительными просьбами, например, подержать груз у себя несколько дней до получения всех необходимых документов для оформления. Это дает возможность ритейлеру сэкономить и не переплачивать за склад временного хранения на таможне. Еще один популярный запрос — собрать в одну отправку несколько образцов или, наоборот, принять отправку с несколькими образцами и оформить ее по нескольким декларациям.
Все эти услуги сейчас активно предоставляют российские логистические операторы. После ухода с нашего рынка таких крупных международных игроков, потребность ритейлеров в услугах экспресс-доставки сохранилась, и освободившуюся нишу стали активно занимать российские компании. Как говорится, свято место пусто не бывает.
Игорь Бронников,
генеральный директор BQB Express.
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
-
Маркетплейсы больше не в тренде: продавцы уходят в интернет-магазины
-
Как переводить деньги из-за границы в Россию в 2025 году: все способы с плюсами ...
-
Как не испортить себе кредитную историю, покупая товары в рассрочку на маркетпле...
-
B2B-фудритейл нового времени: без каких технологий сейчас не обойтись (опыт «Вку...
-
Прийти — увидеть — распознать — победить: как брендам не терять продажи в «глухи...