0/5

Больше чем сайт: что стоит за разработкой маркетплейса

Больше чем сайт: что стоит за разработкой маркетплейса
время публикации: 10:00  27 июля 2022 года
Маркетплейс – это не просто большой интернет-магазин. Это комплексная онлайн-структура с многочисленными сложными интеграциями. Чтобы понять логику маркетплейса и создать правильную масштабируемую архитектуру, надо на старте ответить на несколько вопросов, которые и станут ее основой. Разберем возможные варианты реализации для каждого из этих моментов.
Больше чем сайт: что стоит за разработкой маркетплейсаАнна Кожевина, аккаунт-директор scrum-студии «Сибирикс».

Разработка маркетплейса — процесс куда более сложный, чем создание обычного интернет-магазина. Начнем с того, что на сроки и стоимость реализации практически не влияет количество товаров или сложность дизайна. 

Маркетплейс — это не просто сайт, а сложный бэкенд, система с многочисленными интеграциями и не всегда простой логикой. В этой статье разберем подходы к организации маркетплейсов, которые могут усложнить, или наоборот, упростить разработку. 

Сложность разработки зависит от условий на старте, схемы взаимодействия с партнерами и цикла задач, которые готов решать будущий маркетплейс. 

Маркетплейсы могут создаваться с нуля, могут появиться в результате расширения возможностей уже существующего сайта франчайзинговой сети или отдельного интернет-магазина. До начала работ владельцу маркетплейса придется определиться с тем, как будут строиться взаимодействие партнеров и покупателей с площадкой, и какие задачи маркетплейс берет на себя:

● Как происходит загрузка товаров в каталог?
● Как отображаются одинаковые товары?
● Кто принимает оплаты – продавец или площадка?
● Кто доставляет товары – маркетплейс или продавец?
● Кто будет обрабатывать возвраты, управлять маркетинговыми акциями, привлечением покупателей?

Разберем возможные варианты реализации для каждого из этих моментов. Начнем с самого простого — с того, что видит покупатель, заходя на маркетплейс.


Как показывать товары в каталоге?


Есть два подхода. Один реализуется проще, а потому более удобен для владельца, а второй требует бо´льших затрат на разработку и соблюдения ряда правил. 

В первом случае каждый продавец загружает на маркетплейс свой каталог товаров, со своими описаниями и характеристиками продукции. В результате одни и те же товары могут встречаться в каталоге много-много раз с разными фото, названиями и ценами. Так работают Алиэкспресс и Вайлдберриз. Визуально это выглядит как полный хаос, а сравнить товары между собой нельзя. 

Больше чем сайт: что стоит за разработкой маркетплейса

«Яндекс.Маркет» вручную модерирует товары и «склеивает» одинаковые в общую карточку. Если есть ресурсы, можно поступать так же, но, чем больше продавцов и похожих товаров, тем дороже процесс.

Wildberries предлагает продавцам копировать уже существующие карточки и делать из копий свои товары. Но это не решает проблему полностью, в каталоге все равно появятся одинаковые товары — они будут отображаться в блоке «Похожие».

В небольших нишевых маркетплейсах, с ограниченным ассортиментом товаров, позиции в каталоге создаются централизованно, а продавцы добавляют для них только свои цены и остатки. Так работают маркетплейсы, созданные на основе франчайзинговых сетей. 

При этом предложения продавцов могут быть привязаны к региону. Тогда покупатели видят всегда одно предложение с ценой и остатками для своего местоположения. Например, такую логику мы реализовали для маркетплейса спортивных товаров «Фитнес формула».

Больше чем сайт: что стоит за разработкой маркетплейса

Больше чем сайт: что стоит за разработкой маркетплейса

Можно выводить в карточке товара предложения от разных продавцов с их собственными ценами. Так работает фармацевтический маркетплейс «ПроАптека» — в карточке покупатель видит список аптек, где представлен товар с указанием цены и остатка. При оформлении заказа пользователь должен выбрать подходящую аптеку.

Больше чем сайт: что стоит за разработкой маркетплейса

Больше чем сайт: что стоит за разработкой маркетплейса


 

Как продавцы будут загружать товары?


Продавцам хочется подключиться к площадке без лишних сложностей. Но это означает, что затраты на подключение продавцов должен взять на себя маркетплейс, а точнее, они ложатся на его ИТ-службу или подрядчиков. 

Идеальный вариант для продавца — передавать в маркетплейс товары прямо из своей ERP. А значит, маркетплейсу придется писать интеграции с десятками разных систем. Если партнеров не много, можно попробовать. Но если модель маркетплейса подразумевает быстрый рост — это не лучший вариант.

Если у маркетплейса есть влияние на продавцов (например, это дочерние компании), можно использовать мастер-базы в ERP маркетплейса — товары, цены, остатки от продавцов можно загружать в нее. Для этого придется согласовать со всеми использование единых артикулов и по ним объединять товары. 

Еще один вариант – это загрузка данных из файла заданного формата. Самый известный пример — Яндекс YML. Но и здесь не обойтись без проверок. По ряду параметров выгрузку можно проверить автоматически, но тот же Яндекс дополнительно модерирует карточки вручную. Если соберетесь загружать товары через фиды, будьте готовы к затратам на проверки.

Самый простой для маркетплейса вариант – сделать интерфейс для продавцов, чтобы они могли создавать товары вручную через админку (CMS): загружать фотографии, задавать описания, цены, остатки и т.д. Но это работает для сфер, где у продавцов очень небольшой ассортимент – например при продаже изделий частных мастеров. Ярмарка мастеров – как раз пример такого решения. 


Как оформлять заказы?


На маркетплейсе в корзину пользователя попадают товары сразу от нескольких продавцов. Если у площадки нет собственной службы логистики, то доставку каждый продавец берет на себя — так работает Алиэкспресс. В этом случае разработчикам нужно предусмотреть разбивку заказа на части — чтобы товары каждого отдельного поставщика можно было оформить и оплатить отдельно.

При этом у покупателя не формируется ожидание, что весь заказ придет одновременно. Но оформлять по отдельности несколько заказов неудобно и долго. Маркетплейсу стоит максимально автоматизировать эту задачу, как минимум — подставлять в форму контактные данные покупателя и платежную информацию. 

Если же все вопросы логистики забирает на себя маркетплейс – для покупателей все становится гораздо приятнее. На том же Wildberries или Озон заказ оформляется за один клик. Зато потом пользователь может наблюдать в личном кабинете разные сроки доставки по разным позициям заказа. Исправить ситуацию может доставка в один ПВЗ и длительные сроки хранения – так покупатель может дождаться всех частей и забрать весь заказ разом.


А как же деньги?


Маркетплейсу выгодно, когда все платежи за заказы приходят ему на счет. Деньги можно подержать у себя до того, как их выведут продавцы. Но для этого нужна собственная бухгалтерия с приличным штатом сотрудников – деньги перечислять продавцам придется в ручном или в лучшем случае полуавтоматическом режиме. 

Автоматический вывод средств — это риск, в случае атаки или взлома сайта можно остаться без всех средств на расчетном счете. 

Крупные маркетплейсы перечисляют деньги продавцам через свою бухгалтерию, как бы это ни было трудоемко. Кстати, при таком подходе важно очень аккуратно проработать договоры с партнерами, чтобы не получилось двойного налогообложения. 

В случае, если деньги принимает маркетплейс, то и авансовый чек покупателю после оплаты должен отправлять он сам. Если логистика на стороне МП, он же отправляет и второй чек. А вот если товары доставляет продавец, то он сам должен позаботиться о том, чтобы чек был сформирован и отправлен, а также поменять в личном кабинете статус заказа на «Доставлен». Для того, чтобы продавцы не забывали об этом, нужно привязать выплату по конкретному заказу к изменению статуса — по «не доставленным» заказам оплата не придет. И не забыть накинуть еще 14 дней на случай возврата товара покупателем.

В некоторых случаях удобнее проводить оплату сразу продавцу. Во франчайзинговом маркетплейсе «Фитнес формула» мы сделали именно так. Если у всех партнеров используется единая платежная система, можно обойтись одной интеграцией, попросив продавца указать в ЛК только его индивидуальные доступы от платежной системы — тогда на сайте конкретного региона будет отображаться только способ оплаты для конкретного продавца.

Если партнеры будут использовать разные платежные системы, маркетплейсу потребуются разные интеграции и разная логика вывода на сайт платежного интерфейса для каждого продавца — подумайте об этом еще до начала разработки.

Если оплаты идут напрямую продавцу – чеки также на нем. Он может формировать их вручную, можно сделать отдельную интеграцию с системой фискализации, или использовать фискализацию на стороне эквайринга. За эту опцию эквайринг обычно берет дополнительную комиссию. Выгодно это или нет – зависит от оборота магазина.




Читайте также:  Как устроены личные кабинеты крупнейших маркетплейсов России: AliExpress, Ozon, Wildberries и Яндекс Маркет




Что делать с доставкой?


На самом деле это первый вопрос, который надо решить, еще до старта разработки. Самые популярные площадки стали популярными именно за счет собственной сети логистических центров и пунктов самовывоза.

Многие не заказывают товары на Алиэкспрессе только потому, что придется идти получать их в разное время. А возможно и в разных местах.

Итак, если маркетплейс забирает доставку на себя — это придется по душе покупателям, но обойдется очень дорого. Даже стоимость разработки сайта на этом фоне становится не так уж и важна.

Если собственная логистика пока не по карману, задачу можно упростить – договориться с продавцами об использовании определенной службы доставки, причем выбрать ту, у которой есть сеть пунктов самовывоза и постаматов. Тогда можно будет ограничиться одной общей интеграцией, что сэкономит время и деньги. 


Что делать с возвратами?


Один из самых неприятных вопросов у маркетплейсов – возвраты. Площадки по закону обязаны принимать неподошедшие или некачественные товары. При этом крупные маркетплейсы разбаловали покупателей возможностью частичных возвратов и разнообразием опций — возврат курьеру, в ближайший ПВЗ и тд.

Без собственной логистики так не получится. Если товары доставляет внешняя служба, придется просить покупателя оставить заявку на возврат на сайте, а после этого отправить неподошедший товар обратно самостоятельно. Деньги вернутся только после того, как продавец подтвердит получение товара. При этом маркетплейс может определить, кто платит за возврат — он сам, продавец или покупатель. 


Скидки и акции


Маркетплейс может самостоятельно проводить маркетинговые акции, распродажи и другие активности, направленные на вовлечение покупателей и повышение продаж. 

Если площадка сама выставляет скидки, как это делал Wildberries, есть риск что продавцы окажутся в минусе и будут крайне недовольны. Как вариант – маркетплейс может организовывать маркетинговые активности, оставляя продавцам выбор, участвовать в них или нет. Такую возможность нужно будет предусмотреть в личном кабинете продавца.  

Если продавцы будут сами запускать собственные акции, нужно продумать больше возможностей в личном кабинете: нужен довольно сложный интерфейс, чтобы можно было настроить разные виды скидок – на товар, на категорию или произвольную группу товаров. 

Кроме того, при таком подходе не получится использовать многие скидочные механики, например, промокоды, скидку на сумму в корзине, или предлагать бесплатную доставку при заказе от определенной суммы. 


* * *


Любой маркетплейс можно запустить с минимальным набором возможностей: с доставкой внешней службой логистики, с оплатами напрямую продавцам, с загрузкой товаров через форму на сайте. Запустить, проверить, собрать лояльную аудиторию, а затем постепенно наращивать возможности: расширять ассортимент, добавлять маркетинговые акции, аналитику в личном кабинете продавца и многие другие фишки. 

Рекомендуем начать с малого — ситуация на рынке меняется очень стремительно, и чаще всего, совершенно непредсказуемо. Но и в таких условиях можно успешно развиваться, двигаясь небольшими шагами и постоянно сверяясь с бюджетом, пожеланиями клиентов и требованиями рынка. 

Анна Кожевина, 
аккаунт-директор scrum-студии «Сибирикс».

Для New Retail


0
 
Реклама на New Retail. Медиакит
Close
Email
Подпишитесь на нашу рассылку и самые интересные материалы будут приходить к вам на почту
Нажимая «Подписаться» вы принимаете условия политики конфиденциальности