0/5

Fashion-ритейл 2021: сценарии развития и угроза со стороны маркетплейсов

Fashion-ритейл 2021: сценарии развития и угроза со стороны маркетплейсов
время публикации: 10:00  29 декабря 2020 года
Объем российского fashion рынка сократится в 2020 году от 25 до 40%. О том, какие бизнес-модели сегодня эффективны для брендов, как распределять коллекции на разных онлайн-площадках и какие тренды характерны для отрасли, говорили участники рынка на конференции «Fashion-ритейл 2021: вызовы и новые возможности».
Компания UPGRADE и Fashion Tech Day уже четвертый год подряд проводят исследования по fashion рознице. Какие бизнес-модели позволяют зарабатывать в этом году и как планировать развитие бизнеса в будущем можно прочитать в отчете «Fashion 2020: рынок на пороге глобальных перемен». 

Запись на конференции UPGRADE 2021 можно посмотреть здесь.



Российский fashion рынок, не восстановившийся после кризиса 2014 года, снова испытывает большое давление из-за пандемии. По итогам этого года он сократится с 25 до 40%. Многие модные компании сообщают о снижении прибыли примерно на 90%. 

Fashion-ритейл 2021: сценарии развития и угроза со стороны маркетплейсов


Сценарии развития fashion-ритейла

Fashion-ритейл 2021: сценарии развития и угроза со стороны маркетплейсовАнуш Гаспарян, соучредитель и коммерческий директор FCG озвучила два сценария развития рынка. По оптимистичному («ранее восстановление»), он в 2021 году снизится от 0 до 5% по сравнению с 2019 годом. Такой прогноз вероятен при быстрой остановке пандемии. В этом случае восстановление рынка произойдет к концу 2022 года–началу 2023 года. 

По пессимистичному сценарию (в «ожидании восстановления») рынок продолжит сокращаться. Снижение объемов продаж составит 10-15% по сравнению с 2019 годом. Восстановление произойдет к концу 2023–началу 2024 года. 

Fashion-ритейл 2021: сценарии развития и угроза со стороны маркетплейсовВиктория Абдрашитова, директор по развитию компании Lamoda прогнозирует, что бренды восстановят свои обороты только к концу 2021 года. «За один год мы прошли пяти-шестилетний цикл развития. Покупки перестали быть прерогативой поколения миллениалов или Z. Наконец-то старшее поколение тоже стало пользоваться этим каналом», – отмечает топ-менеджер. 

По данным FCG, доля fashion в онлайне занимает четверть рынка. Люди покупают одежду, обувь, аксессуары, парфюмерию, косметику и даже ювелирные изделия с большим удовольствием. При этом доля fashion внутри онлайна до пандемии была небольшой – 12% и по итогам этого года вырастет до 23%. Доля маркетплейсов и мультибрендовых магазинов в онлайн-продажах составляет 75%. В топ-3 онлайн-платформ по обороту, продающих fashion, входят Wildberries, Lamoda Bonprix. 

Пандемия обеспечила в этом году приток до 15 млн новых покупателей в онлайн-магазины, подсчитали в Data Insight. Речь идет о клиентах, которые раньше никогда не делали покупки в интернете или делали давно.

В перспективе пяти лет прогнозируется, что доля онлайн-торговли превысит 50% от общего оборота розницы и станет основным каналом продаж. «Общий тренд развития розничного бизнеса достаточно очевиден – это мультиканальные продажи, которые предлагают расширение спектра услуг за счет соединения удобств традиционных и виртуальных продаж», – говорит Ануш Гаспарян

Fashion-ритейл 2021: сценарии развития и угроза со стороны маркетплейсовМарина Мищенко, e-commerce директор Vassa&Co подчеркивает, что брендам необходимо выходить на все онлайн-платформы: пробовать, анализировать продажи и выбирать потом те площадки, где находится аудитория компании. Сегодня бесконечная витрина никому не интересна, важно то, как маркетплейсы и онлайн-платформы работают с аудиторией, отмечает эксперт.



Угроза со стороны маркетплейсов

Маркетплейсы, захватив значительную долю онлайн-рынка, и ставшие для многих брендов в период режима самоизоляции единственным каналом продаж, несут и угрозу для них.  Развивая собственные частные марки, они могут начать политику замещения сторонних брендов на свои. «В этом случае многим брендам в будущем придется с маркетплейсов уйти, чтобы сделать доступ к данным продаж своих товаров усеченным. Но умные бренды уже сегодня свои коллекции разносят по разным каналам: на маркетплейсы они отправляют одни товары, а в свои собственные онлайн-магазины – другие», – подчеркивает Ануш Гаспарян

Fashion-ритейл 2021: сценарии развития и угроза со стороны маркетплейсовС экспертом согласна и Юлия Пантюшкина, глава подразделения e-commerce компании Pierre Fabre Group (имеют 6 брендов). «Бренд должен быть представлен во всех каналах, диверсифицировать коллекцию, разводить ассортимент по разным онлайн-площадкам. Но сегодня, к сожалению, это мало кто делает», – отмечает Юлия Пантюшкина.


Основные выводы

1. Важно быть там, где твой клиент. Социальные медиа, live streams, собственный интернет-магазин должны быть поддержкой для покупателя. Он может прийти за советом на сайт бренда, а затем купить в другом канале. Важно делать бренд-зоны на маркетплейсах и коммуницировать там с клиентом. 

2. Сосредоточиться на инновациях. Выживут технологичные бренды. Например, Lamoda ввела в прошлом году для покупателей виртуальную примерочную обуви, которая в этом году пользуется огромной популярностью. В мобильном приложении для примерки доступно более 400 тыс. пар кроссовок. В среднем 100 тыс. человек в месяц примеряют обувь. Весной спрос на этот сервис вырос в три раза. Компания планирует масштабировать этот опыт на другие сегменты и уже смотрит на рынок красоты. В условиях, когда в офлайновых магазинах нельзя пользоваться тестерами, этот сервис особенно актуальный.

3. Сервис, персонализация и комфорт. Клиенту важна скорость и удобство доставки, процесс легкого возврата, персонализация предложений. 

Fashion-ритейл 2021: сценарии развития и угроза со стороны маркетплейсов


10 трендов на fashion-рынке: 

1. Жизнь с вирусом продолжится. Вакцина не станет панацеей и моментальным переключателем с ON на OFF. «Соседство» с вирусом сквозь весь 2021 неизбежно. 

2. Донашивание запасов. Неуверенность, безработица, сокращение доходов говорят о том, что в планы продаж надо закладывать «порции поменьше», а в рецептах коллекций - больше «картошки и хлеба» и меньше «икры и фуагра».

3. Цифровой спринт. Диджитализация ускорились, и в 2021 темпы сбавлять нельзя. Выходим на новый виток «омниканальность с человеческим лицом». Если раньше цифровые решения внедряли в магазинах (панели, витрины и тд), то теперь надо развлекать покупателей в онлайне. 

4. Запрос на осознанность потребления. Печати «Экофрендли» на этикетке становится недостаточно. Компании становятся прозрачными благодаря соцсетям. Слово должно подтверждаться делом, и покупатели готовы за это платить. Например, этичное отношение к сотрудникам в компании – тоже часть репутации бренда. Покупатели сопереживают таким же, как они людям.

5. Туризм под запретом, поэтому переключаем внимание на соседей по району, городу, региону, собственной стране. Неприятные ограничения в зарубежном туризме стали благом для локального ритейла.




Читайте также: 7 трендов рынка e-Commerce в ближайшие несколько лет




6. Лучше меньше, но лучше. Предложение должно учитывать запрос от покупателей: «семь раз отмерь, один раз отрежь», «мода проходит, стиль остается», «я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи». Интернет – это единая площадка для выбора, потребители сравнивают юзабилити, цены, доставку, даже визуализация сайта имеет значение. 

7. Консолидация рынка. Лидеры укрупняются, поэтому продолжится расслоение рынка на лидеров и аутсайдеров. Очень наглядно в люксе. Рынок вымывает слабых. Выживут технологичные компании. Из 100 компаний-лидеров 75% прибыли имеют три компании.

8. Партнерство. Деловые отношения строятся по принципу партнерства. В неопределённой ситуации все стороны должны не «прогибать», а находить возможности для компромиссов. Все друг друга поддерживают, конкуренция стала совершенно другой, рынок объединяется. 

9. Оборот ничто, прибыль все. Неизбежность внедрения цифровых технологий будет толкать компании на пересмотр «веса» каналов виртуальных и физических продаж, через показатели EBITDA и ROI на кв.м. Все сокращают издержки.

10. Новая трудовая этика – это команда соратников. Основа бизнеса – люди. Сегодня и люди, и бизнес оказались в ситуации неопределенности. Кризис показал, что только команда единомышленников может выжить, сохранить бизнес и вывести его на другой уровень. Ценностью становится мышление вне клише, инициатива и гибкость. Для этого в коллективах нужна открытая среда. 

Запись на конференции UPGRADE 2021 можно посмотреть здесь.  

New Retail



0
Реклама на New Retail. Медиакит