0/5
Как предприниматели Юга России развивают онлайн-бизнес: кейсы российских компаний

Как предприниматели Юга России развивают онлайн-бизнес: кейсы российских компаний

Как предприниматели Юга России развивают онлайн-бизнес: кейсы российских компаний
Больше половины онлайн-покупок во всем мире совершается через маркетплейсы. В России из 425 млн онлайн-заказов, отгруженных в 2019 году, почти 50% выполнены шестью крупнейшими онлайн-платформами. Однако в регионах пока присматриваются к этому каналу продаж. Рассказываем об онлайн-торговле Юга России, на примере нескольких компаний.
Последние несколько лет больше половины онлайн-продаж во всем мире совершается через маркетплейсы, подсчитала международная компания Forrester Research. И с каждым годом аудитория этих платформ растет. Покупатели любят маркетплейсы за возможность купить все в одном месте с возможностью доставки на дом, а розничные компании – за большой трафик и логистическую инфраструктуру.

Российский рынок онлайн-торговли скорей всего будет развиваться так как и во всем мире: доля маркетплейсов будет расти. В 2019 году, по данным Data Insight, маркетплейсами и интернет-магазинами было выполнено 425 млн заказов (+41% к 2018 году), из них почти 210 млн заказов пришлось на 6 агрегаторов: wildberries.ru, ozon.ru, lamoda.ru, aliexpress.ru, beru.ru goods.ru.
 
Справка:
Объем российского онлайн рынка в сегменте В2С по итогам 2019 года вырос на 25% и составил 1,6 трлн рублей. Объем онлайн рынка в сегменте С2С оценивается в 568 млрд рублей. При этом интернет-торговля растет за счет числа заказов, а не за счет среднего чека, который падает третий год подряд.
 
Крупный офлайновый ритейл уже понял, что продажи на маркетплейсах растут быстрее, чем в собственных интернет-магазинах, которые служат скорее одной из онлайн-витрин, чем основной торговой площадкой. Малый и средний бизнес, особенно в регионах, пока еще активно развивает собственные интернет-магазины, но есть уже и те, кто начинает пожинать первые положительные результаты работы с маркетплейсами.

Рассказываем, как сегодня себя чувствует онлайн бизнес Юга России, на примере нескольких компаний.


Федеральные игроки задавили

Ростовский предприниматель Лев Бастрыгин розницей занимается почти 10 лет. Изначально начинал с офлайновой розницы, торговал в основном товарами из Японии — подгузниками, пеленками, бытовой химией и косметикой. Параллельно он начал развивать онлайн-продажи, и впоследствии закрыл магазины. С августа 2019 года начал продавать широкий ассортимент товаров на маркетплейсе Aliexpress и очень доволен. Держать собственный интернет-магазин теперь не видит особого смысла.  

«Мы с 2013 года только и делали, что старались свести концы с концами, выжить и удержаться на рынке. С 2014 года вести бизнес стало совсем тяжело. Во-первых, федеральные игроки у нас всех задавили, а во-вторых, у населения денег все меньше и меньше. Многие знакомые, у которых были магазины, за последние 3-4 года закрылись. Значительная часть ростовских интернет-магазинов, не выдержав жесткой конкуренции, свернули деятельность. И вот только благодаря маркетплейсам, которые в последнее время стали очень популярны в России, моя компания потихоньку начинает выходить из этой тупиковой ситуации», —  говорит Лев Бастрыгин, владелец онлайн-магазина Zakupka61 на платформе Aliexpress.

На Aliexpress ростовская компания продает абсолютно все — от детских развивающих игрушек до товаров для дома, сада и автотоваров. «Ассортимент стараемся держать разнообразный, так как конкуренция очень жесткая. Что хорошо продается, то и продаем. Постоянно мониторим рынки, товары. Если что меняется, то и мы стараемся моментально трансформироваться, чтобы быть на плаву и продолжать свою деятельность», — отмечает Лев Бастрыгин.

По его мнению, с появлением маркетплейсов для предпринимателей средней руки появились большие возможности реализовать себя и не надо тратить много времени, средств и сил на продвижение собственного интернет-магазина, чтобы его хоть как-нибудь заметили среди огромного количества таких же магазинов.
Лев Бастрыгин сотрудничает исключительно с производителями, дилерами и держателями брендов. Это позволяет компании держать цены ниже конкурентов. Наличие собственного небольшого склада является его конкурентным преимуществом.

Гарантия успеха на агрегаторе - это низкая цена, быстрая доставка и качество товара. Но при этом розничная стоимость товара не должна быть ниже 1,5 тыс рублей за единицу, иначе с учетом комиссии маркетплейсу и затрат на логистику, практически ничего не заработаешь, говорит ростовчанин.

В перспективе Лев Бастрыгин планирует продавать товар и за рубеж, поэтому с нетерпением ждет, когда на Aliexpress появится такая опция.

Как предприниматели Юга России развивают онлайн-бизнес: кейсы российских компаний


Маркетплейсы не заменят продавцов-сексологов

Краснодарцы Елена Кулагина с мужем Михаилом являются владельцами офлайновой сети магазинов укрепления семьи «Адам и Ева» и «Вибросклад». В настоящее время розница насчитывает 17 точек, и все они в период карантина закрыты. Собственный интернет-магазин дает не более 5% от общей выручки. «В первые две недели самоизоляции был всплеск продаж, но чем дольше продлевали карантин, тем меньше становилась сумма покупки. Но в целом онлайн-продажи в апреле были на уровне предыдущих месяцев», — говорит Елена Кулагина.

Средний чек до пандемии в офлайне был 3 тыс. рублей, в онлайне — 2,2 тыс. рублей.

Елена и Михаил пока не видят для себя перспектив работы с маркетплейсами в настоящее время с учетом специфики их товара, хотя и не отрицают, что за этими площадками будущее. «Мы продаем товар для интимного использования. Покупателям важно посмотреть эти изделия вживую, получить консультации продавца-сексолога. Ведь зачастую к нам приходят покупатели и не знают, что хотят купить, с чего начать. И только после грамотной консультации делают покупки», — рассказала Елена Кулагина.




Читайте также: Как фарме выйти в e-com: инструменты и опыт FMCG и Grocery рынков




Заработать на маркетплейсах сложно

Ростовская сеть салонов сотовой связи «Цифроград», насчитывающая 15 точек в торговых комплексах, хорошо известна в городе. Компания существует с 2002 года, а онлайн-продажи запустила в 2012 году. В период введения карантинного режима компания как раз завершала работу по запуску нового сайта, которая началась еще в 2019 году. В «Цифрограде» 99% покупок до карантина совершались клиентами, которые сначала изучали товар на сайте, а затем приходили в салон для покупки.

Исполнительный директор сети Максим Макаров считает, что потребители приходили в салон не только для того, чтобы забрать покупку, но и получить дополнительные услуги (настройка техники, наклейка пленки, примерка аксессуаров для гаджетов и тд). Высокая посещаемость сайта побудила руководство «Цифрограда» переделать интернет-витрину в полноценный онлайн-магазин, чтобы клиенты могли не только забирать товар из салонов сети, но и заказывать доставку в другие области (ранее эта опция была недоступна).

В период режима карантина у сети «Цифроград» работают только 50% салонов. При этом доля интернет-торговли пока не очень высокая — 5%. «Мы видим, что сильно изменилась структура онлайн-продаж. Если раньше значительная доля покупок приходилась на аксессуары и недорогие устройства, например, bluetooth наушники, в то время как за дорогими устройствами приходили в салоны. Но теперь в период пандемии выросла доля онлайн-продаж дорогих устройств», — говорит Максим Макаров.

Средний чек в онлайн-магазине «Цифрограда» (egrad.ru) до пандемии по телефонам был 10,5 тыс рублей, в категории «цифровые игрушки, автогаджеты, планшеты» — 5 тыс рублей, в категории «самокаты, гироскутеры» — 12 тыс. рублей. В первые две недели карантина наблюдался рост среднего чека, например, по телефонам он вырос до 12 тыс. рублей, но сейчас опустился до 9,6 тыс. С точки зрения потребления существенных изменений не произошло, отмечают в «Цифрограде», а вот доля покупок в рассрочку немного выросла. В частности, компания наблюдает рост заявок на покупку в кредит/рассрочку на уровне 10%, но рост по одобренным банками заявок составил 5%. Банки стали подходить к одобрению заявок с большей осторожностью, отметили в «Цифрограде». 
  
Большую часть доставки онлайн-заказов выполняет сама компания и делает это за 2-3 часа. Но также у нее заключены контракты с курьерскими компаниями «СДЭК» и «Сберлогистика», также сейчас идет процесс подключения онлайн-магазина к сети постаматов PickPoint.

Что касается выхода на маркетплейсы, то «Цифроград» рассматривает их как дополнительный канал продаж, так как считает, что заработать на агрегаторах сложно.

Максим Макаров отмечает, что маркетплейсы — это очень специфичный рынок с точки зрения коммерции и самих продаж. Например, уникальные товары, не имеющие широкого признания и известности, надо продавать дороже, но не понятно, как их продвигать, так как они теряются в ширине ассортимента платформы. Хорошо раскрученные бренды продаются хорошо, но по ним высокая конкуренция.

«Если не демпинговать, то алгоритм работы маркетплейсов — это делать продажи всем по чуть-чуть. Маркетплейс — это скорее обеспечение вала продаж, нежели прибыльный проект для нас. Но в целом понятно, что маркетплейсы — это очередной этап эволюции рынка розничной торговли и с ними надо работать», — резюмирует Максим Макаров.

Подписывайтесь на YouTube-канал UPGRADE EWDN и следите за эфирами на самые острые темы цифрового рынка!

время публикации: 10:00  16 мая 2020 года
0
Теги: e-commerce, маркетплейсы


Реклама на New Retail. Медиакит
Подпишитесь на новости ритейла

Согласен с политикой конфиденциальности