0/5

Как решать проблемы в логистике интернет-магазинов

Как решать проблемы в логистике интернет-магазинов
время публикации: 12:58  07 августа 2015 года
Рынок электронной торговли выделяет несколько ключевых общих проблем в логистике: доставка в регионы, приём наличных денег от клиентов, отгрузка и доставка от поставщика, комплектация заказа и обработка возвратов.

На нашу статью о главных проблемах логистики интернет-магазинов, Дмитрий Блинов, технический директор группы компаний LOGISTIX, российского разработчика и интегратора комплексных систем автоматизации логистических и производственных процессов, ответил развернутым комментарием.
Посмотрим, какие проблемы решены уже сейчас, а какие можно решить в ближайшем будущем.

Обработка возвратов

Проблема есть, и не только у интернет-магазинов, а у всех, кто активно занимается торговлей и работает с возвратами.

Среди сложностей могу отметить, что возвратный поток во многих интернет-магазинах и других компаниях, как правило, плохо структурирован, что приводит к необходимости его сортировать и приводить в соответствующий вид для размещения на складе. Документооборот также часто находится не в лучшем состоянии, поэтому дополнительно возникают сложности в идентификации документов и грузов.

Например, вы отгрузили в магазин партию компакт-дисков, которые аккуратно скомплектованы и упакованы с сортировкой по наименованиям, а обратно Вам вернули половину этой партии уже перемешанную (фактически, «сброшенную» с полок в коробки). Вам заново приходится все это сортировать, потому что они могут храниться в разных зонах, а также осуществлять проверку на брак.

Получается, что компании, ориентирующие свои склады на работу с потоком стандартных упаковок, вынуждены работать в рамках обработки возвратов еще и со штучной продукцией, а для этого необходимо создавать отдельные рабочие места, расширять операционные площади, затрачивать время и деньги.

Как решать проблемы в логистике интернет-магазинов

Следует отметить, что суть проблемы не в том, что она имеет место быть. Она заключается в том, что с возвратным потоком никто не учится работать.

Есть целый ряд конкретных мер, чтобы облегчить работу с возвратными потоками, не прибегая к серьезным инвестициям. Например, оптимизация договорной базы, которая учитывает все нюансы за счет тщательно описанной структуры возвратного потока. Это как минимум позволит избежать ситуации, когда вам привезут несколько сотен наименований брелоков, перемешанных в коробках из-под телевизоров.

Кроме того, если интернет-компания в месяц тратит около одного миллиона рублей на сортировку и обработку возвратного потока, то возможно, будет более целесообразно потратить, например, в два раза меньшие средства, попросту предоставив ключевым клиентам скидки и договориться с ними о том, что возвраты от них приниматься не будут.

Также эффективным шагом может стать оптимизация технологии работы с учетом организации рабочих мест на складах, в распределительных центрах, а также с применением специализированного оборудования, чтобы обрабатывать этот поток быстро.

Теперь о роли ИТ–технологий.  В решении этой задачи, как показала наша практика, серьезную роль играют WMS-системы управления складом или решения WAS-класса складского ассистирования. С учетом проработанных технологических процессов склада применение таких ИТ-решений приносит серьезный эффект. Сотруднику больше не требуется думать о том, как сортировать продукцию на входе, а потом бегать по складу и думать «куда и что поставить» или «откуда взять». Подобные профессиональные системы управления в автоматическом режиме формируют задачи, направляют каждого сотрудника с учетом всех технологических аспектов склада, условий идентификации, распределения этой возвратной продукции, контролируют каждый шаг и многое другое.  Повышение производительности в работе с возвратным потоком при использовании таких средств автоматизации может быть и в 5, и даже в 10 раз.

Как решать проблемы в логистике интернет-магазинов

Кроме того, следует отметить, в России не все понимают различия между профессиональными WMS–решениями и простыми учетными системами, которых на российском рынке более 100, включая различные онлайн сервисы. При помощи учетных систем добиться такого же эффекта как от применения WMS просто не получится. Основное различие таких решений в том, что одни только позволяют вести учет, а другие еще и управляют процессами в автоматическом режиме.

В любом случае, перед тем как приступить к выбору ИТ-решения, необходимо оптимизировать технологические и бизнес-процессы, чтобы получить максимальный результат от применяемых решений.


 «Последняя миля»

Если говорить о складской логистике, то, судя по нашим данным, которые у нас накопились в течение 11 лет при проведении логистических аудитов и автоматизации складов, - проблема «последней мили» прослеживается, прежде всего, в регионах.

С одной стороны, транспортная инфраструктура и насыщенность рынка услуг доставки в Москве и удаленных регионах имеют серьезные различия, однако на развивающемся региональном рынке очень редко используется опыт «центра» в налаживании процессов.

Суть в том, что множество конечных складских пунктов в регионах, осуществляющих непосредственную доставку клиенту, не обращают внимания на технологические аспекты деятельности и современные возможности автоматизации.

Как решать проблемы в логистике интернет-магазинов

Как ни странно, но даже сегодня во многих таких небольших региональных пунктах не применяются технологии адресного хранения, и не используется даже базовая стратегия FIFO для грузов, имеющих одинаковый приоритет доставки. Есть примеры, когда при проведении аудита мы видели, как водители самостоятельно выбирают, что они сегодня будут доставлять клиентам. В таких условиях сама фраза “уровень обслуживания клиентов” вызывает улыбку. Совершенно реальные примеры, когда один клиент, посылка которого пришла месяц назад в этот конечный пункт, получал ее только через два месяца, а второй клиент мог получить свой заказ уже через неделю.

Проблема в том, что не были учтены даже простые технологические особенности бизнес-процессов, такие как - даты прихода, конкретные места хранения на складе, учет приоритетов доставки.  С технической точки зрения, с этим вопросом также справляются профессиональные системы управления складом, в алгоритмы работы которых можно заложить уникальную технологию, свойственную именно вашему складу.


Комплектация заказов

По большому счету основная задача любого интернет-магазина – это сделать свой склад меньше. Выгоднее получить товар от поставщика и моментально перенаправить его клиенту, без каких-либо затрат на хранение и обработку товара у себя на складе. Но так как договорные условия с поставщиками и клиентами не всегда идеальны, товары приходится хранить, а потом и комплектовать. Подчас, это могут быть не только договорные условия с клиентами, но и стремление магазина обеспечить поставку качественной продукции: у некоторых крупных игроков есть целые отделы контроля качества, которые могут легко отличить оригинальный продукт от подделки, проконтролировать отсутствие брака, а также проделать целый ряд дополнительных регламентных процедур, чтобы завоевать доверие клиента.

Как решать проблемы в логистике интернет-магазинов

Крупные интернет-магазины уже давно поняли, что стандартные технологии складирования и комплектации грузов для них не подходят. Как правило, любой крупный интернет-магазин - это огромное количество единичных товаров, сотни тысяч наименований. Заказы у таких магазинов могут быть по одной-две штуке в три или четыре позиции, при условии того, что таких заказов также очень много.
Этот вопрос также решаем с помощью систем управления складом, многоуровневых систем хранения или конвейерных систем в зависимости от особенностей компании.

К примеру, современные алгоритмы продвинутых WMS-систем позволяют учитывать возможности так называемой «волновой комплектации», когда система формирует и распределяет задания комплектации заказов так, что любой сотрудник не собирает один заказ, потом относит его в зону отгрузки, и затем приступает к комплектации второго заказа, а сразу - за один проход по складу – собирает и 5, и 10, и 50 заказов. Это позволяет экономить значительное количество времени и сокращать издержки на выполнение операций.

Кроме того, точность набора и комплектации заказов подтверждаются в WMS-системе при помощи технологий автоматической идентификации. Таким образом, уменьшается количество ошибок при наборе заказов, и уровень обслуживания клиентов находится на должном уровне.

Дмитрий Блинов,
технический директор группы компаний LOGISTIX

0
Реклама на New Retail. Медиакит