Как ритейлеры зарабатывают на переносе IT-инфраструктуры в облако
время публикации: 10:00 28 апреля 2021 года
Участники конференции «IT & Retail», заметные игроки рынка е-коммерс, обменялись мнениями на тему того, какие решения, продукты, тактические сценарии позволяют е-ком компаниям строить устойчивые, гибкие и масштабируемые IT-структуры. Какую роль в этом играют PaaS-инструменты?
По мнению участников конференции «IT & Retail», проведённой агентством Upgrade, ключевой тренд развития IT в ритейле – движение от IT-монолита к микросервисам, в том числе облачным, которые позволяют компании оперативно внедрять новые услуги и актуальные технологии. При этом оптимальной является гибридная модель: у ритейлеров должна быть своя команда IT-специалистов, а на подхвате – вендоры и аутстаферы, которые решают узкоспециализированные задачи. Участники конференции «IT & Retail» выделили следующие тенденции в развитии IT-инфраструктуры ритейла в России:
● Гиперавтоматизация и машинное обучение;
● Движение от IT-монолита к микросервисам;
● Увеличение скорости внедрения новых услуг, актуальных технологий.
«Е-коммерсе компании сегодня растут очень интенсивно. Сбермаркет в прошлом году вырос в 14 раз по заказам. Без автоматизации части процессов поддерживать этот рост очень сложно, – отметил Павел Щербинин и.о. VP of Technology «СберМаркета», – Без работников коллцентра мы, наверное, пока не обойдемся, но вот стандартные рутинные операции в логистике уже должна машина выполнять».
Подчеркивая важность автоматизации для компании, г-н Щербинин отметил, что IT-команда «СберМаркета» в 2020 году выросла в 10 раз – до 250 человек.
Большинство участников конференции согласились с мнением Сергея Мелихова, партнера Greensight, который заявил, что в условиях быстрого роста e-com рынка, «коробочные» решения слишком быстро перестают справляться с нагрузкой и нужно искать новую «коробку», поэтому сегодня актуально движение в сторону микросервисной архитектуры.
«Сегодня ритейлеру надо создать систему независимых сервисов, каждый из которых решает конкретные задачи. И вокруг сервисов формировать продуктовые команды – на старте из внешних сотрудников, потом уже из собственных специалистов. Только в этом случае у бизнеса будет независимость и возможность быстро развиваться», – уверен Сергей Мелихов.
«Если вы не разбирали монолит, значит вы не росли как компания, – поддержал его Андрей Ревяшко CIO Эльдорадо. – В нашей компании тоже есть монолиты и это одна из интересных задач: разобрать монолит и построить микросервисную платформу».
Александр Хачиян, основатель и генеральный директор AWG уточнил, что сегодня почти все крупные игроки имеют гибридную модель: у них есть своя продуктовая команда и аналитики, а на подхвате – вендоры и аутстаферы:
«Выбирать вендора или поставщика ИТ услуг нужно исходя из того, как он будет решать задачи бизнеса с учетом существующих бизнес-процессов. Если бизнес-процессы еще не налажены, если речь идет о новом проекте, то вначале прорабатываем бизнес-процессы, а затем уже ищем подходящий сервис».
Иллюстрируя свой подход г-н Хачиян рассказал о кейсе «Галамарта», который с нуля запустил в Москве интернет-магазин товаров для дома с быстрой доставкой и объемом продаж на пике до 40 тысяч товаров в день.
Роман Варник, CTO Faberlic и Оксана Щирба, руководитель направления приложений для клиента ТС «Перекрёсток» согласились с тем, что сегодня крупные компании, которые автоматизируют бизнес-процессы, вынуждены становиться отчасти IT-компаниями.
«Мы считаем, что мы – IT компания, и ключевые компетенции мы держим внутри. В случае неключевых IT-задач – например, интеграции или тестирования – мы привлекаем дополнительные руки, для скорости», - рассказала г-жа Щирба.
Илья Летунов, руководитель платформы Mail.ru Cloud Solutions и Tarantool добавил, что задача небольшого ритейлера при этом отличается: «Не имеет смысла всем иметь своих курьеров, не надо каждому делать свой сайт. Большие экосистемы (вроде Mail.ru, СберМаркета - прим Upgrade) позволят малому бизнесу быстро подключиться, все настроить и начать продажи онлайн».
«Если внутри компании нет экспертизы, которая приведет к желаемому результату, ее нужно покупать у игроков на рынке, – добавляет Роман Тихонов, Chief Product Officer, Best2Pay. – Например, очень сложно найти людей, которые разбираются в финтехе, вследствие этого многие банки услугу эквайринга покупают у нас. Сегодня мы обслуживаем более 60 банков».
Г-н Тихонов рассказал о еще одном продукте – виртуальной подарочной карте: «При ее разработке наша задача дать ритейлерам такой вайт-лейбл сервис, который позволит получить максимум возможностей из продукта и прилагать при этом минимум усилий. Вся работа со стороны заказчика сводится к тому, чтобы разместить на своем сайте кнопку «купить подарочную карту», остальной сервис мы берем на себя».
Читайте также: 7 трендов рынка e-Commerce в ближайшие несколько лет
Он отметил, что основное отличие такой карты состоит в том, что она работает в офлайне к и в онлайне одинаково просто, как с точки зрения пользователя, так и с точки зрения ритейлера.
Кирилл Салов, директор по развитию NGENIX рассказал о возможности экономить затраты, используя PaaS решения: они хороши благодаря тому, что позволяют внедрить изменения быстро, гарантируют предсказуемые затраты и понятный результат. В качестве примера он привел решение, позволяющее оперативно изменять размеры фотографий, чтобы ускорить загрузку интернет-магазина в телефоны там, где интернет по каким-то причинам работает медленно.
«Есть стадии в развитии бизнеса, когда нужно запускаться срочно – для таких случаев на рынке можно взять все готовое, быстро интегрировать и начать работать. И уже постепенно, развивая собственную экспертизу, реализовывать собственные решения. Отмечу, что от PaaS-решения вы можете отказаться в любой момент».
* * *
В конференции UPGRADE был представлен ряд кейсов IT-сервисов, ориентированных на повышение эффективности работы ритейла – таких как Retail СRM, позволяющего объединять онлайн и офлайн продажи в единую систему, сервис гиперперсонализации в Fashion-сегменте компании Sizolution, Проект А, специализирующийся на аутстаффинге доставки, Dalytics, предлагающий аналитические инструменты для маркетплейсов, диджитал-коучинг сервис Ментор-бот, помогающий сотрудникам находить решения рабочих проблем, а компании – получить замотивированных сотрудников.Борис Агатов представил «магазин будущего» – проект первого цифрового магазина Zenden, который интегрирован с онлайн-магазином и больше похож на комнату отдыха, где покупатель ищет подходящий товар онлайн. Задача такого магазина – улучшение клиентского опыта и повышение лояльности молодой цифровой аудитории.
Смотрите видеозаписи конференции UPGRADE: «IT & Retail».
Любовь Кононова
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...