Кто и как развивает интернет-торговлю на Урале
время публикации: 10:00 08 мая 2020 года
Из-за коронавируса розничная торговля в России терпит убытки: многие непродовольственные магазины закрыты. Как офлайновая торговля Екатеринбурга приспосабливается к новым условиям и какие бизнес-модели сегодня работают, поговорим с лидерами рынка e-commerce 14 мая.
Бесплатная
регистрация на вебинар.В городе на середину 2019 года работало 32 торговых центра арендной площадью 933,9 тыс м2. На одну тысячу жителей приходилось 636 м2 торговых площадей и это один из самых высоких показателей в стране. По версии компании Knight Frank, которая ежегодно проводит рейтинг обеспеченности торговых площадей среди 13 российских городов-миллионников, Екатеринбург в 2019 году занял второе место (после Самары).
С конца марта все торговые центры Екатеринбурга практически закрыты: в них работают только продуктовые магазины, салоны сотовой связи, аптеки, пункты выдачи интернет-заказов, и в некоторых центрах работают магазины электроники.
Как развивается в городе розничная торговля
По итогам 2019 года число объектов розничной торговли в Екатеринбурге превысило 5 тыс, а розничный товарооборот достиг 845,8 млрд рублей, подсчитал городской комитет по товарному рынку. Для сравнения, в Петербурге, где проживает 4,5 млн человек, розничный товарооборот составил в прошлом году 1,4 трлн рублей.
В федеральный список системообразующих предприятий вошли 32 организации Свердловской области, из них только одна компания из сектора оптовой и розничной торговли, это ГК «Монетка», одна из крупнейших розничных компаний Уральского региона. Ее сеть насчитывает более 1,5 тыс. продуктовых магазинов.
Как розница отработает по итогам 2020 года в целом по стране, и в Екатеринбурге, в частности, никто не берется спрогнозировать. Но уже по итогам апреля, например, продажи электроники в Свердловской области упали на 17%, зафиксировал «Контур.ОФД». Скромнее стал и средний чек в онлайне. Например, в «СберМаркете» средний чек в Екатеринбурге в марте был 4500 рублей, а в апреле — уже 4019 рублей. Правда, интерес к доставке продуктов не угасает — количество заказов на площадке выросло в два раза.
Интернет-магазины – бенефициары коронавируса
Интернет-магазины и маркетплейсы — основные бенефициары коронавируса. До пандемии российский рынок Интернет-торговли хоть и развивался быстрыми темпами, но в целом был слишком мал по объему — всего лишь 1,6 трлн рублей по итогам 2019 года, по оценке Data Insight. Для понимания, это выручка одного из лидеров продуктовой розницы — сети «Магнит».
Объем рынка электронной торговли Екатеринбурга, по разным экспертным оценкам, до режима самоизоляции составлял примерно 1% от общего рынка e-commerce в России. Одним из лидеров электронной коммерции региона является ООО «Интернет магазин «Сима-ленд», принадлежащее местному олигарху Андрею Симановскому. В рейтинге «Топ-100 интернет-магазинов России» по итогам 2019 года екатеринбургский игрок занял 15 строчку с оборотом 17 млрд рублей (+78% к 2018 году), средний чек - 6,490 тыс рублей.
Крупный екатеринбургский интернет-игрок Е96.ru, который еще несколько лет назад, имел более 30% всех интернет-продаж Екатеринбурга в ключевых категориях (торгует товарами для дома, электроникой и техникой), сдал свои позиции на рынке. В 2018 году эта компания вылетела из рейтинга «Топ-100 интернет-магазинов России» по версии Data Insight, в 2017 году она занимала в нем 88 строчку с оборотом 1,5 млрд рублей (-48% к 2016 году).
В настоящее время по данным ресурса SimilarWeb, у Е96.ru 163 тыс. посетителей в месяц, для сравнения, в октябре 2019 года на сайт приходило 230 тыс. посетителей. К слову, «Сима-ленд» также теряет трафик: в марте он составлял 7,450 млн посетителей, а в октябре — 9,850 млн посетителей.
Читайте также: Онлайн-ритейл Петербурга: как успешно противостоять кризису
Всплеск регистраций малого бизнеса на маркетплейсах
Развитие рынка интернет-торговли в мирное время сдерживал страх у населения потерять деньги или отдать их за некачественный товар, одежду не того размера, вещь неподходящего цвета и так далее. Кроме того, по мнению россиян, товары из онлайн-магазинов сложно вернуть и долго ждать, сообщается в исследовании «Яндекс.Маркета» и агентства GfK.
Период самоизоляции, вызванный вспышкой нового коронавируса, сыграл на руку онлайн-рынку. Потребители вынуждено переключились на покупки в интернет-магазинах, вслед за ними онлайн-каналы стали осваивать компании малого и среднего бизнеса, не имеющие ранее такого опыта работы. Все крупнейшие интернет-платформы отмечают у себя резкий всплеск регистраций небольших компаний.
В свою очередь интернет-магазины и маркетплейсы, заинтересованные в увеличении числа поставщиков, стали снижать комиссии и предоставлять разные льготы для мерчантов. В частности, логистический оператор Cainiao (Cainiao Network принадлежит Alibaba Group) запустил программу по поддержке малого и среднего бизнеса на е-commerce платформах Alibaba Group, в том числе и на площадке AliExpress Россия. В среднем благодаря новой программе селлеры будут тратить на логистику до 50% меньше.
«В ближайшее время мы планируем уравновесить долю локальных и трансграничных продавцов. За последние полгода количество российских продавцов выросло в 100 раз. Сейчас их порядка 10 тысяч, из которых около 7 тысяч - субъекты малого и среднего бизнеса. Помимо логистических инициатив мы отменили комиссию для продавцов, которые подключатся к площадке с апреля, а также предоставили продавцам возможность бесплатно хранить товары течение 60 дней», — отметил директор по развитию локального маркетплейса AliExpress Россия Дмитрий Селихов.
Интернет-платформа Ozon отметила всплеск регистраций предпринимателей по всей России в конце марта. Что касается уральских компаний, то месяц назад их в процессе регистрации было более 650, писал «Ъ». Порядка 65% уральских предпринимателей на маркетплейсе — продавцы одежды, товаров для дома, детских товаров и электроники. На Lamoda доля малых предприятий составляет 39%, средних – 36%, рассказала в первой половине апреля Александра Артюшкина, коммерческий директор Lamoda. После ввода режима самоизоляции прирост заявок составил около 25–30%, продолжает Артюшкина. Wildberries работает сейчас с 26 тысячами поставщиков, из которых 15,5 тыс. – индивидуальные предприниматели. В марте к этой платформе подключилось 3 тысячи поставщиков.
По словам управляющего партнера ГК «220 вольт» Алексея Федорова, в настоящее время бессмысленно создавать собственный интернет-магазин, во-первых, для этого нужна экспертиза, во-вторых, этот процесс займет какое-то время, а в-третьих, на это понадобятся огромные финансовые вложения. По словам топ-менеджера, чтобы запустить полноценный маркетплейс потребуется $300-400 млн. Поэтому сегодня самый оптимальный вариант для малого и среднего бизнеса — это выстраивать партнерства с маркетплейсами, у которых уже хорошо развита логистическая инфраструктура, а также действуют различные маркетинговые инструменты для продвижения товаров партнеров.
За свечками и шашлыками в интернет-магазины
По данным совместного исследования «Яндекс.Аналитика» и Gfk Rus, в таких городах как Екатеринбург (с населением от 500 тыс и выше) на декабрь 2019 года 55% населения делали покупки в онлайне. На сколько этот показатель изменится по итогам 2020 года спрогнозировать пока не берется никто.
До режима самоизоляции развитие рынка сдерживал страх у населения потерять деньги или отдать их за некачественный товар, одежду не того размера, вещь неподходящего цвета и так далее. Кроме того, по мнению россиян, товары из онлайн-магазинов сложно вернуть и долго ждать, сообщается в исследовании «Яндекс.Маркета» и агентства GfK.
В настоящее время россияне покупают в интернете многие товары, которые ранее покупали в магазинах у дома или гипермаркетах. По данным AliExpress, потребители активно покупают на площадке предметы личной гигиены, продукты питания, товары для детей. Так, за последние недели марта продажи зубных щёток и пасты выросли на 311% и 250% соответственно по сравнению с до коронавирусным периодом, продуктов питания — на 154%. Лидирующими категориями стали сладости, кофе и чай.
Стремительно растут продажи кормов для кошек и собак: рост категории составил 117%. Повышенным спросом также пользуются товары для детей: продажи подгузников выросли на 63%. Рост спроса на шампуни для малышей составил 52%. Продажи бутылочек и сосок выросли на 59% и 28% соответственно. Аналитики компании также отметили стремительный рост продаж свечей: продажи в этой категории выросли на 367%.
Продажи персональных компьютеров в апреле на AliExpress Россия выросли на 40% год к году. Неплохой показатель с учетом того, что в последние несколько лет мировые продажи ПК показывали незначительный рост. Продажи планшетов на российском рынке падают давно, и в этом месяце сократились еще на 45% год к году. Однако продажи на AliExpress идут вразрез с рынком: они остались на прежнем уровне благодаря большому выбору моделей в доступном ценовом сегменте. Популярностью пользуются модели с диагональю 10 дюймов и средней стоимостью до 15 тыс. рублей.
На маркетплейсе «Беру» одной из самых растущих категорий в апреле оказались мангалы для шашлыка. Объем продаж ее в апреле вырос в 7 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В настоящее время из-за всплеска заказов почти все крупнейшие интернет-магазины перешли на предоплату, к чему стремились уже давно. Курьерские компании, доставляющие онлайн-заказы потребителям, вынуждены квотировать интернет-магазины, иначе не справятся с объемом.
«Люди меньше пользуются ПВЗ, выросла доля курьерской доставки. Мы квотируем всех федеральных ритейлеров, распределяя свои ресурсы, и это вынужденная мера. Мы не можем переварить тот скачок, который случился. Если мы не будем квотировать, то завалимся», — рассказал во время выступления на одной из онлайн-конференций по ритейлу в конце апреля Николай Воинов, генеральный директор объединенной компании DPD в России и SPSR Express. При этом топ-менеджер отметил, что такая проблема в основном наблюдается в Москве и Петербурге, а в других городах курьерские компании справляются с объемов заказов.
О том, как спасти офлайновым сетям свой бизнес, какие бизнес-модели обеспечивают рост на падающем рынке, как работать с маркетплейсами (какие подводные камни и нюансы) и с собственной аудиторией, а также какие маркетинговые инструменты сегодня работают для малого и среднего бизнеса обсудим на вебинаре «E-COM Екатеринбурга» 14 мая.
Регистрация.
Среди спикеров: Дмитрий Селихов, директор по развитию AliExpress Россия, Дмитрий Пивоваров, заместитель генерального директора ГК «220 вольт» (сооснователь e96), Мария Зайцева, директор департамента продаж компании «Сберлогистика», Филипп Лабковский, E-Commerce Director в Quiksilver.
0
Последние новости
Самое популярное
- Как Аэропорт Пулково обеспечил высокий уровень сервиса в сезонные пики за счет у...
- Интерактивные элементы, которые повышают онлайн-продажи и лояльность клиентов
- 10 ошибок, которые селлеры допускают при работе с карточками товаров на маркетпл...
- Ecom и ритейл осваиваются в Telegram? Топ инструментов для продвижения
- Как бизнесу выжить в «алом океане»: мнения экспертов