0/5

Онлайн-шопинг: изменения в поведении интернет-покупателей

Онлайн-шопинг: изменения в поведении интернет-покупателей
время публикации: 11:30  11 января 2017 года
Фото: сайт конференции «Электронная торговля — 2016»
В конце прошлого года в Москве состоялась масштабная конференция «Электронная торговля — 2016». В мероприятии приняли участие топ-менеджеры, представляющие ритейл и e-commerce. На одной из секций директор по работе с клиентами исследовательской компании Ipson Comcon Евгения Зыкова рассказала о том, что, как и где онлайн-покупатели приобретают в кризис.

Общие данные по e-commerce в России

73% всего населения уже в интернете, из них 71% пользуется сетью еженедельно. 53% — это так называемые «активные онлайн-пользователи» — люди, которые всё время онлайн, они пользуются интернетом, разными сервисами. 19% (от всего населения) — люди, которые совершали покупки в онлайне хотя бы раз в три месяца. Все цифры за последние 6 лет увеличились очень серьезно, показатели выросли вдвое. Быстрее всего росла доля интернет-покупателей (с 2010 года рост более чем в два раза).

Очень активно онлайн-торговля переходит на смартфоны. Если в 2014 году для поиска товаров к смартфону прибегали 57% пользователей, то в 2016 году уже 70%. Также выросла доля тех, кто пользовался смартфоном для покупок. Более того, люди переходят от браузерного пользования к приложениям. Доля тех, кто пользовался сервисами онлайн-магазинов через приложение, растет. Причем как тех, кто ищет в приложениях, так и тех, кто покупает в них.

Но кризис никто не отменял. Последние два года у нас была нестабильная ситуация в экономике, что не могло не сказаться на поведении онлайн-потребителей. И мы видим, что доля интернет-покупателей перестала расти, она стабильная на протяжении нескольких периодов. Мало того, начали сокращаться средние затраты на онлайн-покупки. Это вообще общеэкономическая тенденция, не имеющая отношения к онлайну. И если мы сравним с оффлайном, здесь ситуация будет, в принципе, нормальная, не такая печальная.

По-прежнему драйверами являются наши крупные города — Москва и Санкт-Петербург. У них в разы выше доля тех, кто совершает онлайн-покупки. Инфраструктура это позволяет. В регионах, конечно, всё не так оптимистично. Если в Москве, несмотря ни на что, доля онлайн-покупателей продолжала расти, то в регионах, особенно в мелких городах, она не увеличилась и даже снизилась по сравнению с 2015 годом.

19% людей покупали что-либо в интернете. Если мы будем брать от активных интернет-пользователей, которые всё время онлайн, там доля гораздо выше, порядка 70%. Так вот остаются 30% людей, которые не покупают в интернете. Кто они такие? В основном, это мужчины (женщины практические все задействованы в покупках в интернете). Это молодые, неработающие, студенты, люди с низким доходом. Они не видят для себя никакой ценности в онлайн-покупках. Вся остальная масса населения уже активно вовлечена в онлайн-покупки.

cyberdays-noviembre-2016.jpg


Основные группы онлайн-покупателей

Ядро — люди в возрасте от 25 до 34 лет. Они составляют почти 30% от всей аудитории интернет-покупателей. Они самые активные, больше среди них, конечно, женщин. Мужчин немного меньше. В связи с этим наблюдается интересная картина. Если посмотреть профиль совершающих покупки мужчин — это люди, активно зарабатывающие, семейные. А вот женщины — это, видимо, их жены, которые тратят то, что заработали их мужья. Для них не характерно работать, но зато характерно быть замужем, они все очень активно покупают.

Женщины в интернете приобретают, в первую очередь, одежду. Причем не только для себя, но и для своих мужчин, детей. Вторая категория — это детские товары, а также косметика и парфюмерия. Далее следуют купоны, скидки на товары и услуги. Они продолжают быть популярными. Женщины любят экономить и покупают их. У мужчин совершенно другая картина, они приобретают бытовую технику, аудио-, видео- и фотоаппаратуру, компьютеры.

Если посмотреть на карту рынка, здесь также по сравнению с 2014 годом произошли существенные изменения. В 2014 году на первом месте был Ozon, но довольно быстро его опередил AliExpress по всем показателям: знанию, посещению и покупкам, и сейчас этот магазин — безусловный лидер. Он №1 в России. Ozon занимает неплохую позицию в нише лидеров, «Спортмастер» там также с ними. Avito по доле покупателей уступает интернет-магазинам, таким как Ozon и AliExpress.



Читайте также: E-commerce: 10 главных событий 2016 года



Особые группы онлайн-покупателей

Их достаточно много, т.е. это не какие-то мелкие группки по 1%, а серьезные группы, которые занимают довольно большие доли среди онлайн-покупателей.

Аудитория зарубежных интернет-магазинов

Первая группа, о которой мы говорим, — это покупатели зарубежных онлайн-магазинов. На первом месте среди всех интернет-магазинов у нас AliExpress, но что интересно. Мы видим, что зарубежные онлайн-магазины наращивают свою долю, не за счёт российских покупателей. Они увеличивают долю за счёт прироста новых потребителей. Кроме того, произошел резкий рост доли AliExpress по сравнению, например, с eBay. В 2014 году они были примерно в равных долях по количеству покупателей, но теперь уже явно, что на рынке сформировался один лидер, и eBay потерял свои позиции.

Людей, которые покупают в зарубежных онлайн-магазинах, насчитывается 55%. Это достаточно большая доля. Это огромная аудитория, она очень резко поменялась. В 2014 году покупателями AliExpress были молодые люди, живущие, как правило, не в Москве, а в менее крупных городах, активно пользующиеся интернетом и услугами зарубежных онлайн-магазинов. Теперь произошло смещение: увеличился возраст с 16-24 до 25-34 лет. Сейчас это не только люди с низким доходом, но и достаточно обеспеченные пользователи. Они доверяют интернету, очень практичны. Для них важна цена, которая в зарубежных интернет-магазинах ниже, поэтому они становятся их клиентами. От низкодоходной молодой аудитории зарубежные онлайн-магазины переходят к более привлекательной, с точки зрения материального статуса и покупательской активности, аудитории.

1.jpg

Товары в соцсетях

Доля людей, которые покупают в социальных сетях, увеличивается, т.е. доля от всех активных интернет-пользователей. Если смотреть на аудиторию онлайн-покупателей, то 25% из них приобретали что-либо в соцсетях. Мало того, 4% людей покупают только в соцсетях и не покупают вообще в онлайн-магазинах. Здесь тоже произошло разительное изменение целевой аудитории. Если раньше в соцсетях покупали женщины с достаточно высоким доходом, то сейчас это совершенно другая категория людей — они не имеют достаточно средств, но любят различные бренды, всё дорогое и известное. Они хотят, чтобы все считали их успешными и богатыми. Все свои брендовые вещи они покупают в соцсетях, не задумываясь о том, что это всё не всегда хорошего качества, чаще всего подделки. Собственно говоря, поэтому растет количество групп, которые это всё продают, особенно в Instagram и «ВКонтакте». 

Конференцию «Электронная торговля — 2016» посетила Анна Оленькова
0
Реклама на New Retail. Медиакит