0/5

E-commerce: 10 главных событий 2016 года

E-commerce: 10 главных событий 2016 года
время публикации: 11:00  28 декабря 2016 года
На этой неделе мы вспоминаем самые важные и самые интересные события в сфере e-commerce, которые произошли в 2016 году. Банкротства легендарных компаний и образование новых, интересные технологические решения и смена старых моделей работы, – 10 сюжетов, которые потрясли электронную коммерцию.

Прощание с Wikimart

Очень жаль, но в следующем году станет на одного интернет-ритейлера меньше. В середине декабря сооснователь Wikimart Максим Фалдин предупредил о закрытии компании. В начале декабря ООО «Люкс Трейд» подало иск к ООО «Викимарт» с требованием признать ритейлера банкротом. Заседание по данному делу назначено на 8 февраля 2017 года. В счастливый исход истории, видимо, уже никто не верит. 
«Это мое прощальное письмо как основателя компании. Конечно, основателей бывших не бывает. Но компании рождаются и умирают. Викимарт умер. Поэтому сегодня я с ним прощаюсь. <…> Викимарт, который мы с Камилем основали летом 2008 года, перестал существовать. Еще есть юридическое лицо (будет признано банкротом в феврале), у него есть генеральный директор (если не дурак, уволится до конца года). Но компании больше нет», – писал Максим Фалдин на своей странице в Facebook. А немного позже уже стали появляться первые сообщения о задержке зарплат и закрытии офисов. 


В «Юлмарте» что-то пошло не так

Если с Wikimart все плохо, то что говорить о других игроках рынка. Не все гладко и у крупнейших представителей сектора e-com. Да-да, мы говорим о «Юлмарте», который уже несколько раз за год становился ответчиков по искам о банкротстве. Все началось с того, что среди акционеров компании начался конфликт, на фоне которого «Юлмарт» лишился гендиректора в лице Сергея Федоринова. Причина конфликта – желание миноритарных акционеров избавиться от своего пакета, которое не встретило поддержки у партнеров. В середине ноября суд Кипра постановил наложить арест на счета головной компании интернет-ритейлера «Юлмарт» – Ulmart Holding Limited по иску компании Ledaro. В апреле этого года компания Ledaro предъявила требования по досрочному погашению заема в размере $30 млн. А до этого в результате спора совладельцев «Юлмарт» остался без управления и финансирования. Ulmart Holdings Limited не смогла выбрать управляющую компанию для руководства «Юлмартом». На совете директоров UHL, прошедшем 10 ноября, директорам и акционерам ритейлера не удалось договориться. В итоге, к концу года оборот «Юлмарта» может составить 55 млрд руб. вместо 65 млрд запланированных. 

E-commerce: 10 главных событий 2016 года


«Яндекс.Маркет» перешел на новую модель работы

Все мы помним старый-добрый «Яндекс.Маркет», но не все еще привыкли к новым изменениям. Напомним, в этом году агрегатор перешел на новую модель работы. Теперь в 179 категориях товаров приоритет отдается тем предложениям, которые магазины публикуют по модели CPA (cost per action, оплата за действие). Эти предложения отображаются на карточках моделей выше, то есть их видно в первую очередь. В рамках данной модели «Яндекс.Маркет» берет комиссию не за переход клиента, а за оформленный заказ (2%) Предложения, которые продолжат публиковаться по модели CPC (cost per click, плата за клик), будут отображаться ниже. Такое нововведение пришлось не всем по душе. К примеру, тот же Ozon сразу же заявил о прекращении сотрудничества со своим когда-то хорошим партнером.


Amazon строит магазины будущего

Достаточно шума в Сети вызвали новые магазины крупнейшего американского интернет-ритейлера Amazon, где уже не встретить привычных нам кассиров и даже самих касс. Для покупок в нем будет использоваться одноименная программа. Как это будет работать: посетитель прикладывает свой смартфон к турникету и входит на территорию магазина. Система датчиков отслеживает, какие товары клиент берет с полки, и помещает их в виртуальную корзину. Если клиент положил товар обратно на полку, его автоматически удаляют из онлайн-корзины. Помогут в этом технологии компьютерного зрения и искусственного интеллекта. Плата за покупки будет автоматически сниматься с банковской карты, которая привязана к смартфону покупателя. Первый такой магазин откроется в начале следующего года. Держим кулачки.


«Черная пятница» как поле боя

Полюбившаяся всем глобальная онлайн-распродажа «Черная пятница» стала предметом спора между Ассоциаций компаний интернет-торговли (АКИТ) и правообладателя торгового знака Black Friday – ООО «Блэк Фрайдэй». Осенью АКИТ обратился в ФАС с просьбой о признании действий ООО «Блэк Фрайдэй» недобросовестными. Как говорится в материалах организации, ООО «Блэк Фрайдэй» зарегистрировало на свое имя товарный знак, который по закону в силу общеупотребимости слова не мог быть зарегистрирован, и теперь угрожает подачей исков всем, кто использует этот товарный знак в интернет-распродажах. В свою очередь, ООО «Блэк Фрайдэй» обратился в суд для защиты своей торговой марки. 

«Мы сожалеем, что на рынке сложилась ситуация, когда целый ряд компаний вместо того, чтобы вести дела цивилизованным образом, предпочитают иной подход. Мы открыты к сотрудничеству в рамках лицензионной политики, однако, в случае нарушениях наших прав, твердо намерены отстаивать свои законные интересы в установленном законом порядке», – комментировал тогда Александр Кочетков, юрист компании ООО «Блэк Фрайдэй». Мы подробно писали о причинах и истории спора. Но, как показало время, судебные разбирательства не помешали ООО «Блэк Фрайдэй» устроить свою «Черную пятницу», а АКИТ – свою.

E-commerce: 10 главных событий 2016 года


Развал «Ютинет»

В этом году мы окончательно попрощались с «Платформой Ютинет», какой мы ее знали. Проект был создан в ноябре 2013 года, в него входили три онлайн-магазина электроники e96.ru, utinet.ru и sotmarket.ru. Холдинг не смог найти покупателей на sotmarket.ru и utinet.ru, что и стало причиной закрытия проектов. А позднее стало известно, что новым владельцем Е96.ru стала «Техносила». 


НДС: хотим или не хотим?

Еще одни волнение вызвало предложение АКИТ ввести налог на добавленную стоимость (НДС) для иностранных интернет-ритейлеров. Президент АКИТ и управляющий партнер «220 Вольт» Алексей Федоров подчеркивал, что введение НДС для иностранных интернет ритейлеров поможет выровнять текущие неконкурентоспособные условия на рынке, в которых находятся отечественные компании. Он также добавил, что ежегодно Россия теряет около 300 млрд рублей, а с введением НДС в бюджет государства будут отчисляться 60-70 млрд.  

Инициатива нашла поддержку со стороны властей. Проработка данного вопроса была поручена правительству. Но не все игроки отрасли с радостью встретили подобную инициативу. К примеру, в Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) считают, что введение НДС для зарубежных онлайн ритейлеров может привести к росту расходов федерального бюджета из-за администрирования налога, серым каналам ввоза товаров в страну и их возможному уходу с рынка. 


Продажа Delivery Club и Groupon

Не обошлось в этому году и без крупных сделок. Так, Mail.Ru Group приобрел 100% сервиса круглосуточной доставки еды Delivery Club. Сумма сделки составила $100 млн. 

«Рынок заказа и доставки еды находится на подъеме и демонстрирует устойчивый рост. Мы уверены, что объединение ресурсов и накопленная экспертиза позволят нам укрепить лидирующие позиции сервиса и вывести его на новый уровень», – прокомментировал сделку председатель совета директоров и сооснователь Mail.Ru Group Дмитрий Гришин. 

В этом году была закрыта еще одна громкая сделка. Американский онлайн-сервис по продаже товаров и услуг со скидками Groupon покинул российский рынок. Компания перестала здесь работать еще в апреле. По некоторым данным, покупателем стал фонд ru-Net Леонида Богуславского. Инвестиционный директор ru-Net Александр Павлов подтвердил факт покупки, но отказался называть сумму сделки. Примечательно то ru-Net также является основным владельцем еще одного скидочного сервиса Biglion - это главный конкурент Groupon в России.  

E-commerce: 10 главных событий 2016 года


Приход новых китайских игроков

Китай Россию любит, вот активно здесь и развивается. К примеру, в этому году работу в нашей стране начала корпорация LeEco с запуском интернет-магазин LeRee.ru. На первом этапе в онлайн-магазине будет продаваться продукция под брендами LeEco и их партнеров. Чуть позже ожидается запуск marketplace, то есть интернет-магазина, на котором смогут выставлять свои товары разные компании. Не прошлом и полмесяца, как в России тут же открылся еще один магазин китайского интернет-ритейлера Rumall. Проанализировав опыт запуска аналогичных проектов, команда Rumall постаралась учесть их ошибки и решить все возникшие проблемы, связанные с созданием системы, которая могла бы эффективно функционировать как для российских покупателей, так и для китайских поставщиков.


Конкурент AliExpress

В этом году «Почта России» запустила новую торговую онлайн-площадку под брендом «Почтамаркет», которая объединяет сайт market.pochta.ru и торговлю через бумажные каталоги в 42 тыс. отделений. По мнению участников рынка, площадка сможет конкурировать с китайским AliExpress. Действительно ли это так, еще должно показать время.  

Белла Кодзокова

0
Реклама на New Retail. Медиакит