0/5
Перспективы eGrocery: 4 бизнес-модели сервисов доставки продуктов

Перспективы eGrocery: 4 бизнес-модели сервисов доставки продуктов

Перспективы eGrocery: 4 бизнес-модели сервисов доставки продуктов
время публикации: 10:00  26 июля 2021 года
Какие сегменты и бизнес-модели существуют сегодня на российском рынке доставки продуктов? В чем заключаются преимущества и недостатки каждой модели?
eGrocery-сервисы справедливо назвать одним из драйверов роста рынка фудтеха. Согласно отчету венчурного фонда Fuel for Growth, в 2020 году проекты, связанные с созданием платформ для электронной коммерции, были наиболее популярным направлением инвестиций наряду с разработкой новых продуктов питания. Сумма инвестиций в фудтех в 2020 году увеличилась до $16,33 млрд (рост 60% год к году). 

Рынок eGrocery в России также переживает активное развитие. В конце 2019-го он достигал 35 млрд рублей (рост 50% год к году), а в 2020 вырос до 135 млрд рублей. Такому феноменальному скачку способствовала пандемия. 

Перспективы eGrocery: 4 бизнес-модели сервисов доставки продуктовВ локдаун 44% россиян впервые попробовали доставку продуктов и товаров первой необходимости. Значительная часть покупателей и после окончания периода ограничений продолжила пользоваться новыми сервисами. По оценкам экспертов, рынок eGrocery имеет огромный потенциал роста, и в ближайшие 5 лет останется одним из наиболее динамично растущих и в России, и в мире.

Павел Глухов, директор по GR в СберМаркете, рассказывает о том, какие сегменты и бизнес-модели существуют сегодня на российском рынке доставки продуктов.


Whitestore vs Darkstore

Когда мы говорим о конкуренции на рынке eGrocery, мы, прежде всего, говорим о конкурирующих бизнес-моделях. Первое значимое различие связано с тем, откуда компания привозит товары. Второе — с форматом доставки. Рассмотрим подробнее модели доставки из офлайн-магазинов и дарксторов, плановую доставку и доставку on-demand.

Доставка из магазинов

Как это работает: компания агрегирует ассортимент магазинов на сайте/в приложении. Покупатель делает заказ, а самозанятые эксперты по закупкам собирают его прямо с полок в торговом зале. Затем курьеры доставляют заказ по указанному адресу. Цена на товары может быть немного выше или совпадать с ценой ретейлера. Если компании удается договориться о скидках напрямую с производителем какого-либо товара, тогда какие-то товары могут стоить даже дешевле, чем в офлайне.

Плюсы для сервисов доставки: 

1) Широкий ассортимент без инвестиций в инфраструктуру: склады и магазины, собственную входящую логистику, сеть поставщиков. Компании сфокусированы на интеграции с ритейлерами и управлении сетью экспертов-партнеров по сборке и доставке.

2) Не требуется инвестировать в оборотный капитал. 

3) Доставку можно быстро запустить везде, где есть офлайн-магазины ритейлера. 

Минусы: 

1) Проблема актуализации остатков: иногда с покупателем приходится связываться дополнительно и предлагать замены. Долю ненайденных товаров помогают снижать IT-решения.

2) Если речь о магазинах небольшого формата, то собранные заказы занимают много места в торговом зале и мешают офлайн-покупателям. Может снижаться лояльность офлайн-клиентов к магазину.

О компаниях:

Наиболее успешным проектом с такой бизнес-моделью является американская компания Instacart. Она начала работу в 2012 году, и на сегодняшний день оценена в $39 млрд. Главные конкуренты Instacart — Amazon Fresh, Google express, Jet.com и онлайн-доставки различных супермаркетов. На модель Instacart ориентировалась компания Instamart, переименованная после присоединения к экосистеме Сбера в СберМаркет. 

Некоторые игроки поменьше специализируются на доставке непосредственно от поставщиков (например, органических продуктов) или на обслуживании определенной группы товаров (алкоголь, веганская еда).

В России в 2020 году все крупные игроки рынка показали значительный прирост оборота к 2019 году. Например, оборот СберМаркета вырос на 1019%.

Перспективы eGrocery: 4 бизнес-модели сервисов доставки продуктов

Даркстор

Как это работает: Даркстор («‎темный магазин»‎) — это помещение, в котором хранятся товары. Оно не рассчитано на присутствие покупателя и устроено таким образом, чтобы собирать заказы и доставлять их из даркстора клиентам максимально удобно и быстро. Близость к покупателю и относительно небольшой размер отличают даркстор от других разновидностей складских помещений. 

Плюсы:

1) Быстрая доставка: дарксторы располагаются так, чтобы курьеры могли доставлять заказы за 15-30 минут.

2) Экологичность: большинство курьеров даркстора используют двухколесный транспорт.

3) Уникальные позиции: сервисы часто развивают собственные торговые марки.

Минусы: 

1) Высокие затраты на организацию и обслуживание даркстора: аренда, обеспечение температурного режима и условий хранения продуктов, техобслуживание оборудования.

2) Поиск локации: важно арендовать помещение рядом с местом жительства целевых покупателей, чтобы обеспечить быстрые доставки. А еще продумать парковку машин и двухколесного транспорта курьеров, чтобы не мешать жителям района. 

О компаниях: 

Первый даркстор открыл в начале нулевых в Лондоне крупный британский ритейлер Sainsbury’s. Заказов поступало немного, и магазин закрыли. Но через несколько лет дарксторы открыл другой крупный ритейлер — Tesco. На этот раз успешно.

Концепция быстро распространилась в Европе: например, во Франции к 2014 году было около 2 тыс дарксторов, которые помогали обеспечить продуктами труднодоступные районы, где не было крупных торговых сетей. На развитие модели повлияла пандемия: во время локдауна в дарксторы были переделаны многие магазины.

В России, как и во всем мире, количество дарксторов увеличилось во время карантинных ограничений. Сегодня модель используют многие сервисы: некоторые компании собирают заказы только на мини-складе, другие совмещают формат вывоза из магазинов и сборки в дарксторах. 




Читайте также: СберМаркет: как в компании привлекают новых клиентов за счет programmatic-инвентаря




О форматах доставок 

Сегодня существуют два формата доставки: сервисы могут фокусироваться на экспресс-доставках «‎по требованию» ‎ или привозить продукты в определенный промежуток времени. Это плановая доставка. 

Плановая доставка

Как это работает: Плановые доставки осуществляются к определенному времени: клиент выбирает его из множества интервалов в любой из дней (обычно не более 7-ми), которые предлагает сервис. Часть компаний может предложить доставку в день заказа, другая привозит товары начиная со следующего дня. 

Выбор в пользу плановой доставки может быть связан с логистикой компании (склад находится далеко от клиента) или с характером запроса. Так удобно обслуживать заказы от бизнеса или крупные заказы частных покупателей, которые, например, приобретают продукты сразу на неделю или готовят стол для большого праздника. В 2020 году часть сервисов переходила на плановые доставки в связи с большой нагрузкой: заказов в локдаун поступало столько, что экспресс-доставка становилась невозможной.

Плюсы:

1) Покупатель имеет возможность запланировать доставку на удобное для себя время. 

2) Планирование способствует более надежному и эффективному распределению ресурсов. Например, практически исключена ситуация нехватки свободных курьеров.

Минусы: Плановые доставки не закрывают спонтанные потребности. Если что-то понадобилось срочно или захотелось быстро перекусить, скорее всего, клиент обратится в экспресс-доставку.

Доставка on-demand

Как это работает: покупатель оформляет заказ на ближайшее время и ждет, пока его привезут. Сроки доставки могут варьироваться от 5-15 минут до 1,5 часов в зависимости от возможностей и фокуса сервиса.  

Плюсы: Модель on-demand — актуальный тренд. Рост популярности доставки «‎по требованию» ‎ связывают с развитием технологичных сервисов и привычкой быстро закрывать возникающие потребности. Сама концепция родилась не в eGrocery: классическим примером считается Uber, который создал удобную платформу-агрегатор для водителей. Она позволяла бизнесу экономить на формировании собственной инфраструктуры, а клиентам — делать быстрые и прозрачные заказы.  

Минусы: Возможны нарушения темпа работы: например, если заказов слишком много, не остается свободных курьеров.

Перспективы eGrocery: 4 бизнес-модели сервисов доставки продуктов
 

Перспективы

Пандемия в 2020 году сильно повлияла на развитие онлайн-торговли. Доставка продуктов стала частью повседневной жизни, высокий спрос сохраняется после отмены ограничительных мер.
 
Подводя итоги года, INFOLine оценила online-продажи продовольственных товаров более чем в 135 млрд руб. Также отмечалась консолидация рынка eGrocery: доля десяти крупнейших игроков составила порядка 80% (рост на 10% год к году). По прогнозам INFOLine, в 2021 году фудтех-рынок в России продолжит бурный рост и увеличится, как минимум, до 300 млрд руб.

Особой популярностью пользовались сервисы экспресс-доставки. Аналитики предполагают, что в 2021 году доставка on-demand, сегодня хорошо развитая в Москве и Санкт-Петербурге, станет доступна жителям большинства городов России. Доля экспресс-доставки в общем обороте online-торговли продуктами питания может к 2022 году превысить показатель в 30%.

Фудтех-рынок в 2021 году останется одним из наиболее динамично растущих рынков в России. Ожидается появление новых игроков и быстрое развитие собственных дарксторов крупных федеральных ритейлеров. А еще, согласно прогнозам специалистов, существенно увеличится объем инвестиций от онлайн- и FMCG-ретейлеров. 

Павел Глухов, 
директор по GR в СберМаркете.

Для New Retail


0
 
Реклама на New Retail. Медиакит
Close
Email
Подпишитесь на нашу рассылку и самые интересные материалы будут приходить к вам на почту
Нажимая «Подписаться» вы принимаете условия политики конфиденциальности