0/5

В какой категории развивать ecommerce-бизнес в 2022 году?

В какой категории развивать ecommerce-бизнес в 2022 году?
время публикации: 10:00  09 февраля 2022 года
Онлайн-торговля продолжает расти, и во многом благодаря компаниям, которые только сейчас решились запустить свой интернет-магазин или встать на маркетплейс. Какие товарные категории и площадки показывают максимальный рост? В каких сегментах сложнее всего занять значительную часть рынка? Где у малого бизнеса есть шансы на быстрый успех?
В какой категории развивать ecommerce-бизнес в 2022 году?Бушуева Мария, руководитель направления аналитики Datmark.

Трафик интернет-магазина – величина простая, доступная в открытом доступе и идеально подходящая для конкурентного анализа при запуске своего бизнеса. Мы в Datmark давно собираем данные о трафике в ecommerce и внимательно следим за тенденциями. Сегодня делимся своими мыслями о том, в какой отрасли российского ecom больше перспектив в 2022 году.


Какие отрасли растут быстрее других?


Если есть трафик - значит есть спрос, а если трафик растет, значит, и спрос увеличивается. В ковидный 2020 онлайн-продажи росли практически повсеместно, но далеко не все категории сохранили рост в 2021 году - в более чем половине средний прирост месяц к месяцу за 2021 отрицательный. В доковидном 2019 растущих отраслей было почти столько же, однако разброс по приросту был намного больше.

Обратите внимание на отрасли с положительной динамикой, чтобы не попасть в ловушку снижающегося спроса. Положительную динамику в 2021 зафиксировали:

● Маркетплейсы
● Продукты
● Товары для здоровья
● Автотовары
● Техника

В какой категории развивать ecommerce-бизнес в 2022 году?

Причем «Маркетплейсы» показали самый большой прирост в 2%, ближайшие к ним «Продукты» в среднем росли на 0,9%. Среди крупных маркетплейсов быстрее всего прирастал Сбермегамаркет - в среднем на +127%, сегодня компания уже входит в ТОП-10 маркетплейсов с долей рынка 1,75%.

В 2022 году маркетплейсы, вероятно, продолжат наращивать обороты, забирая долю рынка у производителей и ритейлеров. По результатам 2021 держатся пока только отрасли, мало представленные на маркетплейсах - продукты и лекарства, но и в этом направлении маркетплейсы движутся уверенно.

Обязательно обратите внимание на маркетплейсы как канал продаж вашего продукта, если вы еще этого не сделали. Если хотите запуститься в других отраслях - лучше выбирать отрасли с положительной динамикой, но в любом случае тщательно изучите конкурентов.


В каких отраслях у малых компаний выше шансы на рост?


Несмотря на отрицательный средний прирост в большинстве категорий, в среднем только треть компаний по результатам 2021 года стагнирует или теряет в объемах трафика. Растут в основном малые компании (средний трафик до 50к в месяц), в крупных и средних показатель доли растущих компаний ниже (16-30%)

Что касается отраслей, больше всего растущих компаний в категории товаров для хобби, особенно среди небольших магазинов. В целом во многих категориях нет крупных растущих игроков, а значит сравнительно небольшим компаниям можно успешно побороться за лидирующие позиции.

Если только планируете запустить бизнес, обратите внимание на категории, в которых малые компании растут - в них у вас будет больше шансов на успешный запуск. Если в вашей категории крупные игроки не растут - самое время попытаться к ним приблизиться, наращивая свою долю рынка. 

Считали компанию растущей, если прирост более 5% в среднем месяц к месяцу
В какой категории развивать ecommerce-бизнес в 2022 году?
 
Примечательно, что наименьшая доля растущих компаний в категории «Маркетплейсы», несмотря на то, что средний прирост в этой категории самый высокий. Крупные игроки делают большой вклад в общий трафик категории и наращивают долю рынка за счет множества более мелких конкурентов, но растут сравнительно медленно, хоть и стабильно. Например, крупнейшие маркетплейсы Wildberries и Ozon, несмотря на огромный трафик, стабильно растут в среднем на 3-4%.

В какой категории развивать ecommerce-бизнес в 2022 году?
 

Что делать, если в отрасли высокая конкуренция?


Количество компаний в отрасли, как правило, говорит о спросе. Ищите категории, в которых большой объем трафика сочетается с ростом.

Маркетплейсы - совершенно особенная категория, которую можно назвать лидером 2021 года. Будучи самой небольшой категорией по количеству компаний, маркетплейсы привлекают больше всего трафика и растут быстрее всех остальных категорий. Будет интересно сравнить позиции еще через год, а пока ни в коем случае не упускайте этот канал продаж. Тем более что при первом запуске, работа с маркетплейсами может стать легким стартом.

В какой категории развивать ecommerce-бизнес в 2022 году?
 
Что же до монокатегорийных компаний: прослеживается корреляция между объемом трафика и средним приростом - прирост или сравнительное меньшее падение показывали категории с большим объемом трафика.

Выделяется на фоне общей картины категория «Товаров для взрослых»: 

специализированных сайтов не так много, поэтому они в принципе привлекают небольшой объем трафика, который к тому же снижался более чем на 4%. Неужели и они ушли на маркетплейсы? В любом случае советуем тщательно исследовать варианты каналов продаж, если будете выходить на этот рынок.

Несмотря на высокую конкуренцию в категориях с большим количеством компаний прослеживается более высокий рост. Поэтому не бойтесь большого количества конкурентов - это в первую очередь говорит о спросе, а еще у вас будет больше данных для анализа перед запуском.




Читайте также:  Как упаковать свой продукт для продаж на маркетплейсе: 5 советов




Где сложнее растить долю рынка?


Чем больше доля рынка у крупных игроков, тем сложнее попасть на рынок и удержаться в нем новым компаниям. Поэтому долю Топ-10 компаний по объему трафика в каждой категории можно считать своеобразной метрикой монополизации отрасли.

Самый высокий процент, ожидаемо, в маркетплейсах - 10 крупнейших игроков (Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет и другие) получают 97% трафика, и их доля перманентно растет. Решившимся запустить новый маркетплейс понадобится много времени и ресурсов, чтобы приблизиться к топовым игрокам. Хотя KazanExpress с этой задачей успешно справляется, наращивая трафик по 10% в месяц в среднем. Если вы поставщик, обязательно присмотритесь к этой растущей площадке.

Доля крупных компаний растет практически в каждой отрасли, стагнация и снижение заметны только в категориях «Красота», «Одежда», «Спорт» и «Зоотовары». Именно в этих категориях имеет смысл усиленно побороться за долю рынка в 2022 году.

В какой категории развивать ecommerce-бизнес в 2022 году?

 

Откуда брать трафик на свой сайт?


Поисковый трафик - самый объемный канал во всех категориях. Больше всего посетителей поиск приносит в категориях «Зоотовары» (62%) и «Строительство и ремонт» (62%) - не забудьте про контекстную рекламу, если работаете в этих отраслях. 

Меньше всего трафика с поиска в «Маркетплейсах», но и здесь это основной канал.  При этом сравнительно большую долю, чем в других категориях, в маркетплейсах имеют реферальный и прямой трафик. Это может объясняться тем, что у маркетплейсов больше ресурсов для развития бренда и инвестиций в имиджевую и охватную рекламу.

Email-трафик не превосходит 5% от общей доли во всех категориях, максимум достигается только для одежды и украшений. Вкладывать в email имеет смысл, когда у вас есть накопленная база контактов и работа ведется по удержанию.

Похожая ситуация с трафиком из соцсетей, наибольшую долю этот канал приносит в категории товаров для взрослых - вероятно, за счет интеграций с блогерами. Не упустите этот канал, работая в этой или схожей отрасли.

В какой категории развивать ecommerce-бизнес в 2022 году?
 
В статистике часто можно найти идеи для развития бизнеса. Данные о трафике - далеко не единственный источник этих идей, но уже на их основе можно построить план по завоеванию рынка. 

Если вы только выходите на рынок, не бойтесь крупных игроков и высокой конкуренции - это не всегда значит, что вам нет места в отрасли. Если мелкие компании растут - значит спрос есть, и за покупателя имеет смысл побороться.

Имея запущенный eccomerce-бизнес, тестируйте разные каналы продаж. Обращайте внимание на динамику категории и выбирайте правильное время для усиления своих позиций, когда доля ТОП-игроков снижается и их рост замедляется. И, конечно, следите, откуда берут трафик конкуренты, чтобы не упустить тенденции. 

Бушуева Мария, 
руководитель направления аналитики Datmark.

Для New Reta


0
Реклама на New Retail. Медиакит