0/5

«Великий и ужасный» 54-ФЗ: к каким переменам нужно готовиться онлайн ритейлу?

«Великий и ужасный» 54-ФЗ: к каким переменам нужно готовиться онлайн ритейлу?
время публикации: 11:30  28 февраля 2017 года
С 1 июля 2017 года все интернет-магазины будут обязаны применять онлайн-кассы. Соответствующие поправки к 54-ФЗ вступили в силу в начале года. Новый вариант закона фактически уравнял офлайн и онлайн магазины по требованиям к применению ККТ. С июля все интернет-магазины обязаны пробивать чеки, а за онлайн-платежи отправлять электронный чек сразу после покупки на сайте.
«Великий и ужасный» 54-ФЗ: к каким переменам нужно готовиться онлайн ритейлу?


О том, что делать интернет-продавцам, как минимизировать затраты на оптимизацию ККТ, что делать тем, кто никогда не пользовался кассовой техникой, – рассказывает Семен Окороков, директор по развитию EKAM.ru.



54-ФЗ: сроки вступления, суть изменений

Поправки к 54-ФЗ требуют выстроить принципиально новые отношения между ритейлерами и ФНС. Интернет-торговля – частный случай, но подчиняться она будет точно таким же правилам, как и офлайн. До 1 июля 2017 года можно работать по старым правилам, если срок регистрации кассы не подошел к концу. Но зарегистрировать кассу старого образца уже нельзя. 

Суть закона в следующем: предприниматели теперь должны отправлять чек за каждую кассовую транзакцию в ФНС в режиме реального времени. По задумке авторов проекта весь процесс от начала и до конца автоматизирован, передавать данные будут так называемые онлайн-кассы. 

Что изменится?

  1. ЦТО становится необязательным для постановки и снятия кассы с учета, роль ЦТО в качестве посредника между предпринимателем и ФНС упраздняется. 
  2. Появляется ОФД – оператор фискальных данных – цель которого собирать, обрабатывать и хранить чеки в электронном виде. По запросу чеки отправляются в налоговую. 
  3. Меняются требования к кассовым аппаратам: любая касса должна быть оснащена специальным чипом – фискальным накопителем, который и будет отправлять все данные в ОФД в режиме реального времени. ЭКЛЗ уходят в прошлое. 
  4. Применение товароучетной системы с перечнем товаров. Одно из требований нового законодательства – указывать в чеке наименование товара.
  5. Круг предпринимателей, которые должны будут применять ККТ – изменится. Интернет-торговля новыми поправками приравнивается к офлайну, требования к интернет-продавцам относительно применения ККТ существенно возрастут. 
  6. Появление электронных чеков, отправка которых, в случае электронной торговли становится обязательной. 
  7. И самое главное изменение для интернет-магазинов – все интернет-магазины обязаны с 01.07.2017 пробивать кассовые чеки, если они проводят расчеты онлайн на сайте или принимают денежные средства у клиента (в точке самовывоза, розничном магазине или через своего курьера).

Категории интернет-продавцов

Интернет-продавцов условно можно разделить на две крупные категории: небольшие магазины, которые все расчетно-кассовое обслуживание передавали курьерским службам и с кассами дела не имели, и все остальные – крупные магазины, с офлайн точками или с пунктами самовывоза, которые использовали кассы и раньше.  Во вторую категорию можно отнести мелких интернет-продавцов, которые заказы доставляют самостоятельно и пользуются простыми ККТ. 

«Великий и ужасный» 54-ФЗ: к каким переменам нужно готовиться онлайн ритейлу?

С 1 июля 2017 года все интернет-магазины будут обязаны пробивать чеки за онлайн-платежи сразу после оплаты покупателем товара на сайте. Для этого понадобится специальное оборудование, даже если до вступления закона в силу магазины не нуждались в кассовой технике. 

По степени необходимых изменений все магазины можно разделить на 5 групп: 

  1. Мелкие интернет-продавцы, которые пользовались услугами курьерских служб и кассой не пользовались. У части этих магазинов подключена онлайн-оплата, которая ранее не требовала применения кассы. С 1 июля 2017 года для проведения онлайн-платежей потребуется применение кассы. Применение автоматизированной товароучетной системы станет также обязательным. 

    Для таких категорий продавцов онлайн-платежи станут недоступны, потому что, как правило, решение, которое позволяет работать в правовом поле с онлайн-платежами, стоит дороже за год, чем эти онлайн-платежи приносят предпринимателю. Для передачи данных требуется фискальный регистратор, полноценный компьютер, планешет или микрокомпьютер и бесперебойная точка питания.

  2. Мелкие интернет-магазины с офлайн-точкой. У этих магазинов есть расчетный счет, есть касса и небольшое количество онлайн-платежей. Таким продавцам нужно будет обновить парк кассовой техники и озаботиться оформлением проведения онлайн-платежей по новым правилам. 

  3. Большие интернет-ритейлеры, с сетью точек самовывоза. У таких продавцов есть  расчетный счет и кассовое обслуживание на точке самовывоза. У них гарантировано есть приём онлайн-оплат, за который теперь придется отчитываться отправкой чеков в ОФД.

  4. Крупные офлайн-магазины и сети, у которых онлайн-торговля – дополнительный канал продаж. Эти ритейлеры скорее всего уже готовы к новому закону и в настоящий момент тестируют новую кассовую технику. 

  5. Маленькие интернет-магазины, где заказы доставляют сами предприниматели или их родственники. Доля онлайн-платежей у таких магазинов незначительна. Таким магазинам придется менять кассу, если они ранее работали в правовом поле, и решать, нужно ли им дальше принимать онлайн-оплаты.








Что изменится для интернет-продавцов: чеки, онлайн-платежи

Для интернет-магазинов изменятся требования к чекам. 

Во-первых, нужно будет отправлять чеки в электронном виде. И, если речь идет об онлайн-платеже, интернет-магазин не обязан отправлять бумажный чек, но должен отправить чек в электронном виде. Клиент в чекауте указывает, либо свой телефон, либо свой емейл. В зависимости от того, какой источник он указал – туда и отправляется  чек.

Во-вторых, касса интернет-магазина должна будет подключена 24 часа в сутки. Т.е., если магазин принимает онлайн-оплаты 24 часа в сутки, то и касса должна работать столько же. Для учета таких оплат на рынке есть фискальные регистраторы с функцией отмены печати чека. 

Т.е. в магазине может стоять фискальный регистратор, отправлять клиентам электронные чеки и обмениваться данными с ОФД без участия кассира. Вся работа будет проходить в автоматическом режиме. Бумажный дубликат чека при этом печататься не будет. Сам по себе фискальный регистратор работать не будет. Нужен либо полноценный компьютер, либо планшет, либо микрокомпьютер, например, EKAM-Box, который даже по сравнению с ноутбуком занимает мало места и потребляет мало электроэнергии (5 вт). 

Плюс к этому, оборудование должно быть подключено к интернету и к бесперебойной точке питания. Кассовое обслуживание онлайн-платежей – дополнительная финансовая нагрузка на предпринимателя. Некоторым небольшим интернет-магазинам невыгодно оплачивать возможность принимать онлайн-оплаты и проще будет отключить эту функцию. 

Важно! С новой редакцией 54-ФЗ становится не выгодно быть чистым интернет-магазином, потому что требования к онлайн-магазину и обычной рознице становятся одинаковыми. С  июля этого года выгодно быть интернет-магазином с розничной точкой, потому что закон составлен таким образом, что в любом случае придется покупать ККТ и соблюдать общие правила торговли. Интернет-продавцам очень внимательно нужно подойти к выбору кассового решения, чтобы с наименьшими потерями закрыть задачи по кассовому обслуживанию. 

Что делать тем, кто никогда не пользовался кассовой техникой?

В эту категорию попадают интернет-продавцы, которые не имеют своего штата курьеров и доставку отдают на аутсорсинг. Соответственно, все рассчетно-кассовое обслуживание магазина ведет курьерская служба. Онлайн-платежи, которые принимают эти магазины, не требовали ранее немедленного оформления чека. 

«Великий и ужасный» 54-ФЗ: к каким переменам нужно готовиться онлайн ритейлу?

С 1 июля 2017 года требование отправлять электронный чек сразу после онлайн-оплаты вступает в силу, поэтому для оформления онлайн-оплат всем магазинам, в том числе и тем, кто никогда не сталкивался с РКО, потребуется:

  1. Наличие кассового аппарата. Для онлайн-оплат достаточно иметь фискальный регистратор без функции печати чека – такие сейчас появляются на рынке – и микрокомпьютер типа EKAM-Box. Два этих устройства позволят магазину отправлять электронные чеки покупателям и в ОФД и работать в режиме 24*7.

  2. Наличие программного обеспечения, которое способно связать фискальный регистратор с вашей системой управления сайтов (CMS). 

Таким образом, тем магазинам, которые, фактически, принимают только онлайн-платежи, нужно будет позаботиться о приобретении минимального набора ККТ. Онлайн-касса потребует не только единовременной оплаты за оборудование, но и абонентского обслуживания. 


Как выбрать кассу средним и маленьким интернет-магазинам?

Тем, у кого касса уже есть, нужно решить, нужно ли ее менять или купить новое оборудование. В любом случае порядок действий будет следующий:

  1. Получить ЭЦП (электронную цифровую подпись).
  2. Подключить интернет.
  3. Снять старую кассу с учета.
  4. Поставить новый фискальный регистратор на учет (или доработанную старую кассу с новым фискальным накопителем). Это можно сделать онлайн, без привлечения ЦТО.
  5. Далее, если у вас грамотный поставщик кассового ПО, ваши заботы заканчиваются. Договор на обслуживание с ОФД заключает поставщик ПО и помогает начать работать по новым правилам. 








Какое решение выбрать интернет-магазину?

В первую очередь, обращайте внимание на модульные кассовые решения, которые можно развернуть на любом планшете. Это идеальный вариант для среднего и малого интернет-бизнеса. Онлайн-касса на планшете работает как облачное решение, позволяет надежно хранить все данные и в режиме реального времени взаимодействовать с товароучетной системой. Это актуально для магазинов, где нет больших запасов на складе, и в каждый момент времени важно понимать сколько и какого товара осталось на складе. 

В случае модульного решения, если у вас выходит из строя один элемент, например, планшет, вы его легко меняете на новый без угрозы потери данных. 

Планшет можно подключить к фискальному регистратору по Bluetooth, по wi-fi или с помощью провода. Если нужно подключить периферийное оборудование типа весов или, чтобы касса работала в режиме 24*7, то фискальный регистратор нужно подключить к микрокомпьютеру. Необходимость использования микрокомпьютера зависит от задач бизнеса. 

Если у компании есть и интернет-магазин, и офлайн-точка, то можно применять  один фискальный регистратор. Когда покупатель приходит на точку – чек печатается на бумаге, а когда на сайте оформляется онлайн-заказ, чек автоматически пробивается без печати и отправляется клиенту и в ОФД без участия кассира. Такую схему позволяет реализовать решение от EKAM. Кроме того, работа товароучетной системы синхронизирована с офлайн-магазином и онлайном. Т.е., если покупка оформлена через интернет-магазин, то менеджер розничной точки сразу увидит, в каком количестве и какой товар куплен. Такая касса способна работать в режиме 24*7 и в режиме отключения печати чека. 

Стоимость такого решения складывается из стоимости оборудования (порядка 30 тыс рублей) и абонентского обслуживания. 

Сейчас для предпринимателя главное не паниковать и максимально отложить подключение нового оборудование по времени. Заменой кассового оборудования лучше озаботиться за 3 месяца до вступления требования в силу, т.е. примерно в начале апреля 2017 года. С одной стороны, не надо откладывать это на лето, с другой – сейчас тоже не стоит менять все оборудование. Потому что закон, несмотря на то что вступил в силу, еще дорабатывается, и текущие версии программного обеспечения для онлайн-касс будут обновляться, а сам закон будет дополняться новыми правками.

Начало апреля – оптимальное время, чтобы начать менять кассовое оборудование. До этого момента нужно держать руку на пульсе и отслеживать новости про онлайн-кассы.

Семен Окороков, директор по развитию EKAM.ru

0
Реклама на New Retail. Медиакит