0/5

Зачем маркетплейсы запускают инвестиционные продукты? Стратегии, продукты, перспективы

Зачем маркетплейсы запускают инвестиционные продукты? Стратегии, продукты, перспективы
время публикации: 10:00  24 октября 2025 года
Фото: @Freepik (AI-generated - лицензия INV-C-2024-8250540)
Каковы перспективы развития инвестиционных проектов крупнейших российских маркетплейсов, какие существуют риски и почему именно сейчас площадки решили выйти в новый сегмент? Комментируют эксперты рынка инвестиций.
Ранее в октябре практически одновременно маркетплейсы Wildberries и Ozon заявили о намерении выйти на рынок инвестиционных продуктов. Первые рассказали о запуске WB Копилки – продукта, с помощью которого пользователи маркетплейса смогут инвестировать в компании интернет-торговли. 

В компании раскрыли и планы по развитию инструмента, предполагается, что в будущем пользователи WB Копилки смогут инвестировать непосредственно в бизнес продавцов, работающих на платформе.

Ozon уже давно начал предпринимать шаги для запуска инвест-продуктов. Компания в конце июля зарегистрировала юрлицо «Озон управление активами», которая как раз будет управлять инвестиционными продуктами. В перспективе площадка рассчитывает получить брокерскую и депозитарную лицензии. Среди продуктов – возможность вложений в паевые инвестиционные фонды и цифровые финансовые активы. Развивать это направление маркетплейс планирует в 2026 году.

Цель запуска инвест-продуктов понятная – привлечение дополнительных средств за счет частных инвесторов. Однако различия в выбранных стратегиях вызывают вопросы. New Retail обратился к экспертам рынка за пояснениями относительно того, каковы перспективы развития инвестиционных проектов крупнейших российских маркетплейсов, какие существуют риски и почему именно сейчас площадки решили выйти в новый сегмент. 


Зачем им это?


Зачем маркетплейсы запускают инвестиционные продукты? Стратегии, продукты, перспективыКак отмечает Дмитрий Исаков, основатель инвестиционной платформы Lender Invest, маркетплейсы имеют значительную лояльную аудиторию – более 90 млн человек, что сопоставимо с аудиторией крупнейших банков. Более 80% россиян делают покупки на маркетплейсах, причем подавляющая часть – по 2-3 раза в месяц. Стоимость привлечения клиента на таких объемах близка к нулю, а низкий порог входа – WB Копилка будет предлагать продукты от 100 рублей –  позволяет привлекать большое количество частных инвесторов. 

В качестве примера Дмитрий приводит опыт Alibaba в Китае. Alipay превратился в мощную инвестиционную платформу с активами инвесторов более 200 млрд долларов:

«Понимая значительные перспективы рынка финтех в РФ (который, по прогнозам, вырастет до 14,66 млрд. долларов к 2033 году), показав среднегодовой темп прироста порядка 15%, новые игроки и приступили к разработке стратегий захвата доли рынка».  

Зачем маркетплейсы запускают инвестиционные продукты? Стратегии, продукты, перспективыАрсений Даббах, основатель компании Dsight считает, что запуск маркетплейсами собственных инвестиционных проектов является логичным продолжением процесса финансирования своих мерчантов:

«Многие уже получают кредиты под оборот, но сейчас можно будет привлекать и долг и возможное equity финансирование от инвесторов и потребителей экосистемы WB». 

В числе основных причин Арсений Даббах называет четыре:

● Диверсификация доходов: возможность получать не только комиссионные от электронной коммерции, но и от финтех сегмента

● Повышение маржинальности бизнеса: маркетплейсы имеют десятки миллионов активных пользователей и могут продавать финансовые продукты с рентабельностью выше чем традиционные банки

● Данные: платформы владеют данными о потребителях, чтоб позволяет им создавать гиперперсонализированные предложения, которые в свою очередь повышают конверсию в покупку и увеличивают прибыльность бизнеса

● Повышение LTV: Интегрированный в экосистему дополнительный сервис усиливает лояльность клиента и приводит к более продолжительному партнерству. 


Почему именно сейчас?


В анонсировании крупнейшими маркетплейсами запусков собственных инвестиционных продуктов особенно интересно, что платформы приняли такие решения практически одновременно. Понимая, что в крупном бизнесе случайных совпадений не бывает, мы обсудили актуальные факторы, которые послужили причиной такого единодушия. 

Эксперты считают, что маркетплейсы правильно выбрали момент, воспользовавшись ослаблением традиционных банковских продуктов. В 2023-2024 годах повышение ключевой ставки ЦБ привело к росту доходности депозитов, что привлекло многих россиян, однако ожидаемое снижение ставок по депозитам вызвало разочарование «частников», и они уже ищут более прибыльные и не менее понятные способы инвестирования. 

«Ключевая ставка перешла в цикл снижения, вслед за ней поползли вниз и ставки по депозитам. На текущий момент годовые депозиты вряд ли получится разместить с доходностью выше 13%. Поэтому привыкшие к 20-ти процентным доходностям без риска инвесторы готовы пробовать разные продукты, стараясь максимизировать свою доходность. Учитывая огромную сумму в более чем 42 трлн руб. на депозитных счетах, потенциал инвестирования огромен», – комментирует Дмитрий Исаков. 

Арсений Даббах отмечает и внутренние причины маркетплейсов, которые фиксируют снижение динамики роста продаж. Темпы роста маркетплейсов начали снижаться еще в 2024 году, и в 2025 этот негативный тренд сохраняется

«Запуск (прим. Ред. Инвестпродуктов) сейчас обусловлен замедлением роста основного бизнеса и повышением интереса аудитории к альтернативным инвестициям. Потенциальное снижение ставки и снижение доходности по банковским депозитам привлечет аудиторию к альтернативным финансам, таким как краудинвестинг.

Продукт с входным билетом в 100 руб. – это крутое предложение для широкой аудитории. Зачастую технически еком-платформы готовы к такому бизнесу лучше чем многие банки», – отмечает Даббах. 


Разные продукты – разные стратегии


Старт продаж автомобилей, недвижимости, даже яхт у крупнейших маркетплейсов совпадал по времени с точностью до дня, и здесь площадки шли в «лобовую» конкуренцию по продукту, делая ставку на лояльность аудитории. В запуске инвестпроектов маркетплейсы проявляют максимальную дальновидность, планируя к запуску абсолютно разные продукты, и тем самым привлекая разную аудиторию. Конкурировать в новом сегменте они будут не друг с другом, а с внешними игроками. 

«Озон строит полноценного управляющего, инвестиционный бизнес; они получат брокерскую лицензию и будут конкурировать с брокерами и банками. В то время, как Wildberries идет в менее «профессиональный», но более широкий сегмент, захватив менее искушенного инвестора», – рассказывает Арсений Даббах. Он не исключает того, что в перспективе компания начнет предлагать привлеченным частным инвесторам и более сложные продукты (инвестиции в ПИФы, цифровые активы и др.). 

Дмитрий Исаков считает ставку Wildberries на краудлендинг и цифровые финансовые активы оправданной, называя сегмент таких инвестиций «голубым океаном». По данным Ассоциации операторов инвестиционных платформ (АОИП), объем вложений в краудлендинговые проекты по данным на 1 января 2025 года вырос с 14.3 млрд в 2023 году до 27,4 млрд рублей, а прогноз на 2028 год — 179 миллиардов рублей. За два года это прирост на 92%, со среднегодовым ростом в 38%. 

«Ставка на краудлендинг обусловлена возможностью финансирования субъектов МСП на самой платформе под оборотные займы, что может создать замкнутую финансовую экосистему. ЦФА же идеально подходят для интеграции в цифровые платформы, так как отличаются высокой технологичностью, фокусом на долговых инструментах и простотой токенизации. 

По итогу маркетплейсы могут стать простой и понятной дверью для массового инвестора в относительно новые и высокодоходные инструменты финансового рынка, исключив из цепочки брокеров и банки с их традиционным консервативным подходом», - считает эксперт.

Дмитрий Исаков допускает, что Ozon, который «идет по пути построения финансового тяжеловеса с претензией на захват доли рынка у традиционных брокеров» начнет в последствии продавать более простые продукты, например, фонды на ЦФА и микро-инвестиции с кэшбэком от покупок.




Читайте также: Краудлендинг вместо банков: как ритейл находит новый источник денег




Перспективы


Эксперты едины во мнении, что инвестиционные проекты крупных маркетплейсов имеют хорошие перспективы для развития. В конкуренции с банками у них есть много преимуществ: гибкость, низкая стоимость привлечения клиента, широкая аудитория, доступность предлагаемых продуктов и синергия с электронной коммерцией. У банков, конечно, остается сила брендов, опыт управления рисками и экспертиза в сложных продуктах, которые пока даже при активном развитии маркетплейсами своих инвест-продуктов останутся их УТП. 

«Высока вероятность, что в перспективе 3–5 лет мы будем наблюдать экспоненциальный рост в сфере e-commerce инвестиций. Почти наверняка маркетплейсы отнимут долю рынка у традиционных банков и инвестиционных платформ в сегменте массового неквалифицированного инвестора. А в долгосрочной перспективе в выигрыше будет тот, кто сможет обеспечить высокий уровень управления риском при адекватной доходности», – резюмирует Дмитрий Исаков, основатель инвестиционной платформы Lender Invest.

«Инвестпродукты маркетплейсов – это рынок микро-сбережений и остаточного капитала. У целевой аудитории еком-платформ есть «свободные деньги», но это не крупный капитал, а «spare change economy» (экономика сдачи). В масштабе миллионов пользователей эти микро-чеки превращаются в миллиарды рублей. Думаю, что можно ожидать переток более 1 триллиона руб в такие продукты в течение ближайших трех лет», – считает Арсений Даббах, основатель компании Dsight.

Благодарим экспертов за предоставленные комментарии. 

Эксклюзивно для NEW RETAIL



0
Реклама на New Retail. Медиакит