0/5
Как устроена логистика нетопливного сегмента АЗС, и что ожидает ее в скором будущем?

Как устроена логистика нетопливного сегмента АЗС, и что ожидает ее в скором будущем?

Как устроена логистика нетопливного сегмента АЗС, и что ожидает ее в скором будущем?
О том, как устроена ритейл-логистика на АЗС, об отличиях между логистикой крупного ритейла и нетопливного бизнеса заправочных сетей, а также о будущем ритейл-поставок на АЗС — в колонке Александра Кузьмина, CEO Retail&HoReCa (РусХОЛТС), эксперта комитета по энергетике Государственной Думы РФ.

Как устроена логистика нетопливного сегмента АЗС, и что ожидает ее в скором будущем?На фото: Александр Кузьмин, CEO Retail&HoReCa (РусХОЛТС), эксперт комитета по энергетике Государственной Думы РФ

Логистика нетопливного сегмента АЗС делится на 3 важных слагаемых этапа: количественное планирование заказов, логистика доставки товаров на АЗС и процессинг нетопливных бизнесов.


Планирование заказов и ассортиментная матрица

Логистика для кафе и магазинов заправочных сетей начинается с планирования спроса на товар и его ввода в ассортиментную матрицу АЗС – таблицу с полным перечнем товарных позиций. 

Целесообразно выделять несколько категорий товаров в магазине на АЗС:

  • базовые
  • уникальные
  • приоритетные 
  • сезонные
  • сопутствующие

Для большинства товаров проводится оценочное планирование годового потребления. Дело в том, что для производителей, ориентированных на крупный фуд-ритейл, объемы потребления АЗС не  существенны. Как правило, относительно небольшое количество продукции, требуемое для покрытия запросов заправочной сети, всегда есть свободных остатках на складах производителей либо дистрибуторов. 

Однако для сезонных товаров проводится глубокое планирование. К ним, например, относится стеклоомывающая жидкость (СОЖ), основное сырье для производства которой (изопропиловый спирт) традиционно дорожает в сентябре. Таким образом, сети АЗС, как заказчики,  могут получить лучшие цены на партии СОЖ, заказанные в июле или августе – до начала сезона.

Для оптимального прогнозирования, как правило, привлекается федеральный логист – крупный подрядчик, который имеет многолетний опыт поставки рассматриваемых  товаров. Ему легче спрогнозировать спрос на товар, который сеть АЗС еще не продавала у себя.

Например, наш холдинг использует big data, основанную на многолетней статистике более чем 10 000 торговых точек, куда мы поставляем свою продукцию. А сеть АЗС, даже самая большая, имеет всего 2 000 магазинов. За счет большего опыта легче скорректировать планирование.


Логистика до АЗС – пути следования и консолидация грузов

Второй этап ритейл-логистики на АЗС также связан с планированием доставки до конкретных станций.

В логистике нетопливного бизнеса сети АЗС используют консолидированные поставки – когда грузы разных заказчиков доставляются на одном транспортном средстве в одном направлении. Каждый отправитель оплачивает место только за свой груз.

Такой формат логистики может проходить как в режиме кросс-докинга – без размещения товара на складе консолидации, так и с использованием складов для краткосрочного хранения.

Консолидирование грузов позволяет существенно снизить затраты на доставку продукции. При этом следует предусматривать сочетаемость грузов. Так как не все товары по своим характеристикам можно перевозить вместе. 

Заказчику следует уточнить важные  детали, чтобы быть уверенным в своей логистической компании. Она должна соблюдать следующие правила:
  1. Производить маркировку мест хранения товаров в складских помещениях для избежания ошибок комплектации заказов.

  2. Формировать партии груза по территориальному признаку – единый пункт доставки, либо по принадлежности – разные поставщики – один получатель.

  3. Обеспечить правильную очередность разгрузки, чтобы избежать дополнительных затрат на погрузо-разгрузочные работы, когда по пути следования машина идет через несколько промежуточных пунктов.

  4. Менеджеры транспортно-логистического центра и экспедиторы должны  отслеживать движение товара. Если будет допущена ошибка, то она может обернуться дополнительными километрами пробега транспортного средства, либо оплатой переработки кладовщиков.

По сравнению с фуд-ритейлом партии заказов от АЗС невелики, и производители не практикуют доставку своих товаров им напрямую. Поэтому АЗС преимущественно работают с логистами-подрядчиками, у которых есть собственные распределительные и консолидационные центры в разных регионах.

Как устроена логистика нетопливного сегмента АЗС, и что ожидает ее в скором будущем?


Процессинг нетопливных бизнесов АЗС

До сих пор многие АЗС формируют заказы вручную: остатки они подсчитывают в Excel или с помощью калькулятора, а также при помощи торговых представителей компаний-поставщиков,  которые специально приезжают для этого на точку.

Очевидно, что сети АЗС испытывают сложности с внедрением необходимых IT-решений. Процессинг нетопливных бизнесов – это автоматизированный инструмент, который позволяет управлять заказами и поставками для всей сети АЗС, включая склады поставщиков. Процессинг подразумевает включает в себя автоматизацию формирования заказов со стороны АЗС, внедрение электронного документооборота, автоматизированное управление полочным пространством, автоматизированный контроль товарных потоков, сквозную аналитику продаж, удаленный мониторинг технологического оборудования АЗС.

В России пока что нет прецедентов создания собственных процессинговых компаний – ни со стороны ВИНК (вертикально-интегрированных нефтяных компаний), ни со стороны небольших сетей. Первые заняты нефтедобычей и нефтепереработкой – внимание ритейлу на АЗС уделяется по остаточному принципу, а вторые не видят в этом необходимости, когда у них в управлении всего 20-30 АЗС.


Почему логистика на АЗС не такая, как у крупного ритейла

Логистика большого фуд-ритейла и АЗС имеет несколько существенных отличий.

Первое отличие. У крупного ритейла достаточно персонала для проведения регулярных инвентаризаций. На АЗС зачастую недобор штата, персонал перегружен обязанностями по обслуживанию клиентского потока, поэтому пересчёт товара иногда происходит реже, чем раз в год.

Эту проблему можно решить за счет автоматизации. В России, по оценке Retail & HoReCa (РусХОЛТС), размещение заказов автоматизировано всего  на 3000 АЗС, что составляет примерно 10% от общего количества АЗС в России. IT-решение «Автозаказ» исключает влияние человеческого фактора – оно определяет ежедневные остатки товаров в магазине или кафе на станции и формирует еженедельный отчет, указывая артикулы, которые необходимо закупить и их количество с учетом фактического наличия заказываемого товара. Сотруднику АЗС остается только подтвердить или скорректировать дальнейший заказ.

Второе отличие. У крупных сетей гипермаркетов есть собственная логистика, и они закупают продукцию напрямую у производителей. Зачастую им не нужны дистрибьюторы или посредники-логисты.

На АЗС такой формат поставок исключен. Поэтому единственный вариант для логистики АЗС международного и российского рынка нетопливного бизнеса – услуги логистических партнеров или федеральные дистрибьюторы – кросс-докеры. 

Ни одна сеть АЗС не станет открывать собственные логистические центры –  это экономически нецелесообразно. 

К примеру, выручка сети X5 Retail Group за 2018 год составила 1,525 трлн рублей (14 000 магазинов). А у сети АЗС «Газпромнефти» в 2017 выручка от продажи сопутствующих товаров и услуг составила всего около 18 млрд рублей (примерно  1000 магазинов). Кстати, по меркам рынка АЗС показатели «Газпромнефти» просто отличные. Но если «Газпромнефть» решит  создавать собственный логистический хаб для товаров FMCG, то по всем макроэкономическим показателям это будет убыточно и неэффективно. Потому что объемы поставок на каждую заправку слишком малы, при этом поставщики могут возить товары в 10-30 сетей. И за счет консолидации грузов их логистика будет намного выгодней и эффективней, чем собственная логистика сети АЗС.




Читайте также: Топ-5 проблем в отношениях между ритейл-поставщиками и АЗС




Как изменится логистика нетопливного бизнеса на АЗС

В ближайшем будущем на АЗС будет развиваться vendor-managed inventory (VMI) – модель управления запасами, когда поставщик  принимает на себя поддержание уровня запасов товаров на складе или в торговой точке заказчика.

При такой модели поставщик согласовывает планограммы товаров в зале на заправке, делает необходимые замеры, определяет наполнение каждой  полки, а также возможный страховой запас, учитывая место, которое сеть выделяет для того или иного товара. При этом поставщик самостоятельно контролирует остаток и планирует поставки на АЗС.

Для сети АЗС такая модель решает проблему своевременных поставок и отсутствие дефицита товара, а для поставщика – гарантирует наличие своего товара на полке и повышает вероятность продажи.

Александр Кузьмин, 
CEO Retail&HoReCa (РусХОЛТС), 
эксперт комитета по энергетике Государственной Думы РФ

время публикации: 10:00  06 мая 2019 года
0
Теги: бизнес, АЗС


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
Клеверенс Кировка Китай
Разместить рекламу на New Retail
Агатов Global