0/5

Когда все пальто были серы: как изменились нормы освещенности за 39 лет

Когда все пальто были серы: как изменились нормы освещенности за 39 лет
время публикации: 10:00  18 мая 2018 года
Николай Петров, автор блога «Записки светотехника», анализирует нормы освещенности торговых залов, принятые в далеком 1979 году. Что изменилось в ритейле за 39 лет, какой свет нужен современному магазину и почему прямая связь между светом и успешной торговлей – вранье?
Когда все пальто были серы: как изменились нормы освещенности за 39 лет
На фото: Николай Петров, автор блога «Записки светотехника».

Нормы освещенности торгового зала магазина, примерочных и витрин регламентирует СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение» Актуализированная редакция СНиП 23-05-95. Но сегодня этот свод правил не несет полезной нагрузки, потому что требования для расчета освещенности перекочевали туда из СНиП 11-4-79, который разработали в СССР,  в далеком 1979 году.

Что изменилось в нормах освещенности за 39 лет?

  • Минимальный порог освещенности для торговых залов магазинов: мебельных, спортивных товаров, стройматериалов, игрушек подняли с 200 до 300 лк.

  • Появились торговые залы супермаркетов, где минимальный уровень горизонтальной освещенности Г-0,8 500 лк.


А что изменилось в ритейле за 39 лет?

Формат магазинов. Тогда это был стрит ритейл с магазинами у дома. Сейчас преобладают торговые центры, в большинстве которых отсутствует естественное освещение, а если и есть, то, как правило, это общий свет в торговой галерее.

Витрины в СССР были большими, магазины работали с 9:00 до 18.00, и естественного освещения торгового зала было достаточно, чтобы в ясную погоду обеспечить на полках освещенность от 1000 до 2000 лк.

Когда все пальто были серы: как изменились нормы освещенности за 39 лет
 
Изменилась планировка торговых залов. Ранее размещение оборудования было преимущественно пристенным и торговля велась из-за прилавка, поэтому естественного освещения вполне хватало для пустых полок и стеллажей.

Когда все пальто были серы: как изменились нормы освещенности за 39 лет
 
Вопрос о качестве цветопередачи и различии оттенков одежды не стоял. Во-первых, преобладало естественное освещение, во-вторых, все пальто были одного цвета — «булыжного».

Когда все пальто были серы: как изменились нормы освещенности за 39 лет 

Не приходилось говорить и о специальном спектре светодиодных светильников для подсветки мяса, колбас, рыбы, сыров, выпечки. Колбаса, даже если и была местами из бумаги, то продавалась на ура!

Когда все пальто были серы: как изменились нормы освещенности за 39 лет
 

Проблема №1: Мало света

СНиП 23-05-95 требует освещенность торговых залов в диапазоне от 300 до 500 лк. 
Достаточно ли сегодня 300-500 лк?

Все относительно. Пять минут с красивой женщиной – мгновение, пять минут на раскаленной сковородке – вечность.

Для торговых площадей образца 79 года этих нормативов было более, чем достаточно, но проектировать по ним современные конкурентоспособные интерьеры торговых залов магазинов в торговых центрах, где сегодня идет жестокая борьба за внимание покупателя, не предоставляется возможным.


Проблема №2: Много света

Иногда вижу, как «коллеги по цеху» выкладывают в портфолио фотографии реализованных проектов освещения магазинов с люксметрами, которые показывают по 2000-3000 лк.

Света много не бывает – это правда. Но ритейлера, чтобы  принять решение, должно волновать два вопроса:

  • сколько я на этом заработаю?
  • сколько я сэкономлю?

Остальное дело вкуса!

Увеличивая освещенность в два, три и более раз мы прямо пропорционально увеличиваем количество светильников, инвестиции на старте и бюджет на ежемесячные эксплуатационные расходы. Это физика и математика, которую не обмануть! 

Смотри график уровень освещенности в торговом зале.

Когда все пальто были серы: как изменились нормы освещенности за 39 лет

График «золотая середина» для выбора норм освещенности для разных типов магазинов.

Чтобы убедиться в этом, не обязательно владеть навыками инженера проектировщика, достаточно воспользоваться калькулятором расчета освещенности онлайн. Увеличивая количество люкс, вы увидите, как увеличивается кол-во светильников. 

Не верите? Попробуйте сами.

Другая проблема, связанная с высокой освещенностью торгового зала – это решение задач мерчандайзинга. Для управления вниманием покупателей и закрепления маршрута в торговом зале применяют акцентное освещение. Люди движутся от темного к светлому. Акцентные светильники создают точки фокусировки внимания за счет контраста общего света к экспозиционному 1 к 3-5. Таким образом, если в торговом зале общая освещенность 1000 люкс, то для контраста достаточно 3000 лк, а если освещенность торгового зала 2500 лк, то акцентное освещение уже должно быть 7500 лк, что приведет еще к большему увеличению бюджета на оборудование. Также начиная с 5000-7000 лк может наблюдаться эффект обесцвечивания и пересвечивания, что плохо скажется на внешнем виде товара и снизит покупательский интерес к нему. 

Если между освещенностью и инвестициями в проект зависимость прямо пропорциональная, то, к сожалению, между освещенностью и ростом продаж такой корреляции нет. За 11 лет проектирования освещения для магазинов мне удалось ознакомиться с десятками эмпирических исследований о влиянии света на продажи, но я не встретил не одного, где говорилось бы, что свет увеличивает продажи более, чем на 10%.

Подготовил исследования, заслуживающие внимания:


В рунете можно прочитать о том, что правильный свет увеличивает продажи на 30-40%, а на отраслевых конференциях гуру мерчандайзинга не стесняются врать цифры в 2 и более раз. 

Друзья, включите голову! Если бы так оно и было, то можно брать кредиты в банках под любой процент и масштабировать бизнес через инвестиции в волшебную таблетку под названием освещение. Но бесплатный сыр, сами знаете где… 








Ищем золотую середину

За  десятки лет ситуация кардинально изменилась, – фэшн ритейл преимущественно развивается в торговых центрах, где отсутствует естественное освещение. В брендбуках европейских и успешных российских ритейлеров освещенность колеблется от 800 до 1200 лк.

Это обусловлено двумя факторами:

  • Человеческий мозг очень ленив и если заставлять его что-то делать, то он всегда пойдет по пути наименьшего сопротивления. Другими словами, вы предпочтете пойти в другой магазин, чем разглядывать мелкие буквы на ценниках и упаковках в плохо-освещенном торговом зале.

  • Если в Советском Союзе цвет пальто был один – булыжный, то сейчас одежда и другие товары имеют много оттенков. Задача правильного освещения передать цветовую гамму задуманную дизайнером. Оптимальная освещенность для различия оттенков и качественной цветопередачи 1000 люкс.

Если стрит ритейл и массмаркет еще могут простить собственнику плохую освещенность, то в торговых центрах это может больно ударить по кошельку, потому что там идет жесткая борьба за внимание каждого покупателя.


Рекомендации

Чтобы конкурировать с успешными ритейлерами в галереях торгового центра  рекомендую в техническом задании на проектирование  искусственного освещения в торговых залах указывать освещенность 1200 лк. Так вы обезопасите себя от проблем, которые я описал выше. 

Производители и проектировщики, чтобы презентовать свои светильники и услуги в «выгодном свете», часто фальсифицируют и завышают технические данные в паспорте светильника, т.е. по факту вы можете легко получить 1000 лк вместо 1200 лк. Далее, ежегодно световой поток будет падать в среднем на 2-5% в зависимости от качества выбранного оборудования, т.е. через 5 лет вы получите где-то 750-900 люкс, что, в общем-то, неплохо.

Аналогичную освещенность 1200 лк указываем и в ТЗ на проектирование освещения в строительных DIY магазинах и гипермаркетах. Магазины  с большой площадью подразумевают более длительное пребывание покупателей в торговом зале, поэтому освещение должно быть комфортным, чтобы не утомлять и не отвлекать от покупок.

Для стрит ритейла и масс маркета, из-за отсутствия конкуренции и определенной целевой аудитории, будет достаточно освещенности в 900 лк.

Если у вас магазин одежды, и вы вынуждены урезать бюджет на освещение торгового зала, то ни в коем случае не экономьте на освещении примерочных. Это последняя инстанция, где покупатель принимает решение о покупке. Не мешайте ему расстаться с деньгами! Освещение примерочных – это интересная тема, но об этом мы поговорим в другой раз.

Ну и не забывайте пользоваться для проектирования и расчета норм освещенности торговых помещений магазина графиком «золотая середина», который основан на эмпирических исследованиях ведущих светотехнических компаний совместно с успешными ритейлерами.

Николай Петров
Делаю проекты освещения
Руковожу проектами в LampaOnline.ru
Хочу сделать рынок светотехники честным и цивилизованным

0
Реклама на New Retail. Медиакит