Кто повезёт? С чем связан дефицит водителей в России, и как решать проблему

время публикации: 10:00 22 августа 2023 года
Нехватку профессиональных водителей на рынке труда России можно оценить в 50 тысяч. Из-за жесточайшего дефицита водителей в нашей стране простаивает около 18% большегрузного парка. Такие данные приводят представители логистических компаний «Курьер Сервис Экспресс» и «Делко». Проблема носит всеобщий характер, при этом решить ее привычными методами типа увеличения заработных плат уже не получается.
Особенно остро недостаток водителей ощущается в сегменте дальнемагистральных грузовиков, который, по мнению президента общественной организации «Водители России» Олега Тороша, составляет 27%. Помимо непростой ситуации с наличием водительских кадров, растет дефицит современного подвижного состава, а сложности с ремонтом, недоступностью автозапчастей и расходников усугубляются волатильностью курса рубля. Все это увеличивает стоимость услуг транспортных компаний, при этом альтернативы автотранспорту в некоторых регионах попросту нет. По данным разных экспертов отрасли, доля затрат на персонал в перевозках составляет 25-30%.
Почему уходят?
Проблемы с обслуживанием автопарка и его устареванием вынуждают многих владельцев машин уходить с рынка.


Помимо этого, безусловно, существует еще ряд факторов, усиливающих дефицит кадров. По словам Галины Кезиковой, они связаны со структурной перестройкой экономики, увеличением доли производственных отраслей из-за необходимости развития ВПК и импортозамещения, частичным оттоком населения, уменьшением на рынке труда количества работоспособных мужчин ввиду мобилизации.
«Также в последние десятилетия уровень заработной платы водителей, как и престиж профессии, не были высокими, в отличие от позиций в менеджменте» – добавляет эксперт.
Удержать кадры
Повышение оплаты труда называют первым и главнейшим фактором удержания водителей.

«В настоящее время уровень заработных плат нестабилен: ушли в прошлое времена, когда мы при его определении могли ориентироваться на годовые обзоры или проводить запланированные мониторинги ежеквартально или 2 раза в год. Сейчас реалии требуют того, чтобы работодатели постоянно контролировали ситуацию, потому что в разных регионах могут происходить те или иные изменения, связанные с какими-то локальными обстоятельствами, которые необходимо оперативно отслеживать и быстро принимать решения по изменению зарплат», – рассказывает госпожа Кезикова.
Так, Delko с начала года проиндексировали зарплату водителей-экспедиторов более чем на 50%. При этом в FM Logistic уточнили, что сейчас непросто найти водителя на дальнемагистральные перевозки даже за 190-200 тысяч рублей.
Однако важность нематериальной мотивации в качестве способа удержания профессиональных кадров также отметили большинство спикеров. «Те правила, которые раньше работали и применялись в основном для офисных сотрудников, сейчас мы применяем для линейных, в том числе, для водителей», – добавила представитель КСЭ.
«Мы работаем над созданием наиболее комфортных условий труда для водителей: новый автопарк, строго регламентированный режим труда и отдыха, конкурентная заработная плата, выплаты за выслугу лет, постоянная техническая и информационная поддержка. Однако для решения проблемы этого мало, нужны новые люди», – подчеркнул Альтшуллер.
Читайте также: Автономные решения для складской логистики: как сделать грузоперевозки эффективными и экологичными
Привлечь молодежь
Эксперты едины в том, что эта задача должна решаться на федеральном уровне.
«Работа многих профессиональных ассоциаций по популяризации работы водителя и водителя-экспедитора является крайне важной для привлечения новых людей в профессию. Возможность качественной переподготовки водителей из других категорий и стран также поможет сократить дефицит», – считает Миронов.

«Отдельные меры, такие как расширение сети автошкол, привлечение водителей-иностранцев и тому подобное, ситуацию кардинально не улучшат». Он предлагает изменить подход к обучению на государственном уровне.
«Основываясь на исследованиях рынка и многолетнем собственном опыте подготовки водителей, в настоящее время мы готовим пакет комплексных предложений, реализация которых позволит повысить доступность и качество обучения. Только так мы привлечем в отрасль молодые и профессиональные кадры. В ближайшее время мы направим эти предложения в правительство», – ободряет Ашуралиев.
С мнением экспертов ознакомилась Инна Калинина,
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
-
Как ритейлеру запустить ритейл медиа и зарабатывать на кликаут-рекламе
-
Как увеличить средний чек и количество повторных покупок с помощью мобильного пр...
-
Предсказание будущего: как использовать ML-модели и ИИ в прогнозировании спроса
-
Биоэквайринг: в чем сложности внедрения, и какие преимущества для бизнеса
-
Штраф за односторонний отказ от договора аренды: платить или не платить (спойлер...