0/5

Логистика для здравоохранения: быть или не быть

Логистика для здравоохранения: быть или не быть
время публикации: 10:00  21 декабря 2017 года
Фармацевтическая логистика – особый сегмент в сфере услуг, так как к компаниям, осуществляющим доставку медицинских товаров, биологических материалов и жизнеобеспечивающих веществ, предъявляются особые требования. Эта проблема особенно остро стоит в развивающихся странах. Какие вызовы стоят перед участниками этого рынка и каковы перспективы развития сегмента?
Логистика для здравоохранения: быть или не быть
На фото: Павел Адамовский, генеральный директор UPS в России

Рост мировой экономики стимулирует увеличение спроса на качественные и доступные медицинские товары со стороны сотен миллионов жителей развивающихся стран. Согласно маркетинговому исследованию Reportsnreports, в ближайшие пять лет (с 2017 по 2021гг.) мировой рынок фармацевтической логистики будет расти на уровне 5,62% в год. Именно поэтому сегодня участники рынка осуществляют гигантские инвестиции в развитие технологий, включая IT-решения, которые способствуют оптимизации логистики и служат одним из основных драйверов развития этого сегмента. 

С одной стороны, подобное увеличение спроса приводит к устойчивому росту рынка фармацевтической логистики. А с другой стороны, создает новые трудности для его участников. 


Новые вызовы

Децентрализация производственных процессов приводит к повышению волатильности рынков. При этом компании с глобальными логистическими цепями сталкиваются с дополнительными рисками. Это объясняется целым рядом причин: необходимость соответствовать нормативным требованиям сразу нескольких государств, увеличение цикла выполнения заказов, а также перебои в снабжении из-за таможенных барьеров и политической и/или экономической нестабильности в какой-либо из стран-поставщиков.

Надежная и своевременная доставка фармацевтических и биологических препаратов напрямую влияет на прибыль медицинской отрасли. Чтобы оказывать качественную помощь пациентам и минимизировать финансовые риски, требуется соблюдать логистическую точность и все сложные условия хранения на каждом этапе транспортировки. Это критично, прежде всего, из-за специфических отправлений – дорогостоящих, термочувствительных и срочных препаратов. 

Сегодня отрасли здравоохранения как никогда необходимо снижать издержки, чтобы гарантировать рентабельность своей продукции. По данным компании McKinsey&Company, в настоящее время расходы на цепь поставок составляют около 25% стоимости фармацевтических препаратов и 40% стоимости медицинских изделий. 

Вот почему уменьшение затрат на фармацевтическую логистику позволило бы сделать эти товары доступнее большему числу людей.

Современные мировые тенденции в области здравоохранения, такие как старение населения, распространение практики ухода на дому и переход от интенсивной терапии к постоянному лечению, означают растущую нагрузку на логистические цепи предприятий медицинской отрасли. В этих условиях компании должны быть в состоянии действовать оперативно и строго контролировать свои затраты. Добиться этого можно, выстроив в сфере логистики такую организационную модель, которая позволит снизить риски в цепи поставок, последовательно реагировать на перебои в снабжении и гарантировать качество и стоимость продукции на протяжении всей производственной цепи.

 Логистика для здравоохранения: быть или не быть


Готовность действовать

Сегодня любым фармацевтическим и медицинским компаниям, от мелких предприятий до международных гигантов, требуются логистические партнеры, способные ускорить поступление товаров на рынок. Они помогут оперативно вывести на рынок новую продукцию, своевременно обслужить заказчиков, гарантировать соответствие местным нормативным требованиям, уменьшить расходы на управление складскими ресурсами и оптимизировать процессы оформления заказа и повысить прозрачность цепи поставок.

Чтобы соответствовать постоянно меняющимся требованиям, логистические компании продолжают инвестировать в развитие своих глобальных сетей в области логистики здравоохранения, создавая специализированные центры.

В них осуществляется обработка широкого спектра грузов, включая фармацевтические препараты, медицинские приборы и изделия, хирургические расходные материалы, импланты и образцы крови. Как правило, такие центры располагаются вблизи транзитных авиаузлов, что позволяет доставить отправления до большинства заказчиков в течение суток. 

Центры также оснащаются специализированной системой внутренней логистики, которая позволяет оптимизировать срок подготовки грузов отрасли здравоохранения к отправке, одновременно гарантируя соблюдение всех необходимых условий хранения. Решающим фактором, определяющим скорость обработки каждого заказа, является отношение сотрудников. 
Например, своеобразным «девизом» наших сотрудников в Рурмонде является принцип «Это пациент, а не груз» (It’s a patient, not a package).  


Проблема последней мили

Во многих развивающихся странах доступ населения к жизненно необходимым лекарствам и медикаментам ограничен из-за так называемой «проблемы последней мили». Она заключается в невозможности доставлять медицинские грузы из города в сельские или труднодоступные районы по причине отсутствия необходимой транспортной инфраструктуры. А именно там, в глубинке, как нигде ощущается потребность в доставке медицинских товаров и препаратов. Ведь аптеки с широким ассортиментом есть далеко не везде. 

Тем не менее, постепенно эту проблему удается решить. В прошлом году в Руанде была запущена первая в мире система доставки заказов при помощи беспилотных летательных аппаратов. Дело в том, что во время затяжного сезона дождей многие дороги в Руанде становятся непроходимыми или вовсе исчезают. Из-за этого пациенты, нуждающиеся в экстренном переливании крови, зачастую не могут дождаться жизненно необходимой им донорской крови. Система доставки при помощи дронов позволяет станциям переливания крови, расположенным в западной части страны, экстренно заказывать донорскую кровь при помощи SMS, и мультикоптер доставит её течение получаса. 








А как дела у нас? 

Российский рынок по-своему специфичен, поскольку фармацевтические компании здесь предпочитают самостоятельно осуществлять перевозку медицинских препаратов. Однако они сталкиваются с трудностями в ситуациях, когда речь идет о специализированной и дорогостоящей доставке, организовать которую с соблюдением всех необходимых требований способны лишь считанные компании из числа производителей. 

Кроме того, ситуация осложняется огромными расстояниями и наличием малонаселенных районов. В этих условиях работа с неспециализированными перевозчиками может быть чревата определенными трудностями. 

Тем не менее, ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Российские фармацевтические предприятия с каждым годом всё больше доверяют доставку своей продукции компаниям, специализирующимся на фармацевтической логистике. Поэтому можно не сомневаться, что в ближайшем будущем мы увидим существенные изменения в этой области. 

Павел Адамовский, генеральный директор UPS в России

0
Реклама на New Retail. Медиакит