Логистика в высокий сезон: как подготовиться к росту продаж?
время публикации: 10:00 04 июля 2024 года
@Freepic
Рассказал директор по управлению площадками ПЭК Сергей Громов.
Если заранее не рассчитать объемов товаров, которые необходимо обработать и перевезти, в высокий сезон бизнес будет вынужден экстренно пополнять запасы из-за нехватки продукции в точках продаж. Результатом станет пиковая нагрузка на логистическую сеть, а значит — компания будет вынуждена в режиме реального времени искать дополнительный складской персонал и транспорт для доставки по завышенной стоимости. К сожалению, это может привести не только к резкому росту расходов на логистику, но и нарушению обязательств перед клиентами.
Поэтому в первую очередь важно спрогнозировать, какой объем товаров требуется обработать и доставить, ориентируясь на планы по продажам продукции в этом году.
Затем важно рассчитать, насколько необходимо увеличить базовые логистические показатели, такие как:
● Численность складского персонала — показатель, который складывается из соотношения планового объема обработки к производительности операций одного сотрудника. Важно учесть резерв — 10-15% от общего количества ресурсов.
● Количество складской техники и оборудования — измеряется как общий объем товаров, обрабатываемый механизированным способом, в соотношении к производительности на единицу складской техники. Количество оборудования (как пример — терминалы сбора данных (ТСД)) рассчитывается исходя из количества персонала, который будет его использовать в операциях. Важно иметь резерв не менее 10% — это может быть, как покупка или аренда (в пиковые дни или в период ремонта вышедшего из строя оборудования или техники).
● Объем складских площадей — определяется с учетом объема товара, количества SKU и размера страхового запаса. Конечная формула зависит от приоритетов в стратегии компании. Например, если нужно нарастить объем обработки без увеличения складских площадей, потребуется сократить время на операции, то есть повысить оборачиваемость на имеющихся складах.
● Ресурс для перевозки товаров — складывается из соотношения прогнозного объема перевозки к объему подвижного состава, учитывая потребность в скорости доставки.
Начинать подготовку нужно как минимум за три месяца до наступления высокого сезона. Важно помнить, что некий стандартный и управляемый рост грузообработки может составлять не более чем 10-15% от месяца к месяцу. Резкий рост нагрузки может привести к значительному падению качества сервиса.
Больше всего времени, не менее трех месяцев, займет поиск дополнительных складов, дефицит которых продолжает усиливаться по всей России. Для подбора нового линейного персонала с учетом его острой нехватки, потребуется не менее двух месяцев, еще месяц необходимо заложить на обучение сотрудников для достижения целевых показателей производительности. Тендерные процедуры, переговоры с перевозчиками и подбор подвижного состава займут не менее трех месяцев.
@aleksandarlittlewolf on Freepic
Избежать «затаренности» площадок из-за резкого роста объемов товаров поможет изменение модели работы склада.
Например, чтобы временно расширить площадь для обработки в пиковый период, необходимо сократить пространство для хранения продукции. Здесь поможет установка дополнительных стеллажных конструкций.
Например, использование набивных стеллажей позволяет нарастить плотность размещения товаров, за счет высотных стеллажных конструкций можно увеличить объем хранения на меньшей площади склада. Но при этом важно учитывать сроки поставки оборудования и оценить экономическую целесообразность инвестиций.
Чтобы ускорить обработку, необходимо сократить количество касаний к товару. В этом поможет укрупнение грузовых мест: например, поштучный прием и отгрузку можно заменить на покоробочный или попаллетный, чтобы не вскрывать и не пересчитывать каждую единицу товара. При этом важно проработать процесс: заключить соглашения о «доверительной приемке» с поставщиком товаров и принимающей стороной.
Дополнительно можно договориться с поставщиком об увеличении сроков хранения товаров на его складе перед отгрузкой на объекты вашей компании.
Кроме того, сократить расходы поможет подключение дополнительных мощностей 3PL-оператора для сезонного хранения и обработки продукции. Складскому провайдеру необходимо передать базовые данные об объеме товаров, весогабаритных характеристиках, требованиях к обработке и упаковке, при необходимости — нанесению маркировки.
Читайте также: Как комплексные решения для складов на основе умной видеоаналитики помогают сократить расходы ритейлерам
В высокий сезон при растущих объемах важно подключить дополнительный персонал к обработке и хранению товаров на складе.
Привлечь необходимое количество сотрудников в короткий промежуток времени можно с помощью кадровых агентств и аутсорсинговых компаний. При этом важно помнить, что средний уровень компетенций таких работников на старте в два раза ниже, чем постоянных. Поэтому старайтесь привлекать аутсорсинговые компании к выполнению работ, которые не требуют серьезных компетенций, таких как: погрузка и разгрузка, перемещение товаров между участками, распаковка и многие другие.
Чаще всего логистические сбои в пиковый период возникают из-за недостаточного внимания отдела продаж, а также службы транспортной и складской логистики к процессу планирования. Если не учитывать показатели планируемого объема продаж, в первый же месяц высокого сезона компания может столкнуться с нехваткой товаров, либо потребуется срочно наращивать мощности хранения, обработки и доставки, что приведет к резкому росту расходов и снижению целевых показателей. Иногда на это накладываются внешние факторы, например, отсутствие товаров на складах поставщиков, в результате чего компания может столкнуться с недополученной прибылью в высокий сезон.
Избежать проблем можно только с помощью планомерного увеличения объемов складской и транспортной логистики. Точное планирование и прогнозирование позволяет упорядоченно управлять затратами, и главное — обеспечить стабильное качество сервиса.
Если ошибочно рассчитать складские и транспортные ресурсы, увеличение объемов продаж в высокий сезон может привести не только к повышению расходов, но и существенному падению качества сервиса компании. Какие этапы необходимо пройти и на что обратить внимание при подготовке логистики к сезонному росту спроса?
Рассказал директор по управлению площадками ПЭК Сергей Громов.
Шаг 1. Ресурсное планирование
Если заранее не рассчитать объемов товаров, которые необходимо обработать и перевезти, в высокий сезон бизнес будет вынужден экстренно пополнять запасы из-за нехватки продукции в точках продаж. Результатом станет пиковая нагрузка на логистическую сеть, а значит — компания будет вынуждена в режиме реального времени искать дополнительный складской персонал и транспорт для доставки по завышенной стоимости. К сожалению, это может привести не только к резкому росту расходов на логистику, но и нарушению обязательств перед клиентами.
Поэтому в первую очередь важно спрогнозировать, какой объем товаров требуется обработать и доставить, ориентируясь на планы по продажам продукции в этом году.
Затем важно рассчитать, насколько необходимо увеличить базовые логистические показатели, такие как:
● Численность складского персонала — показатель, который складывается из соотношения планового объема обработки к производительности операций одного сотрудника. Важно учесть резерв — 10-15% от общего количества ресурсов.
● Количество складской техники и оборудования — измеряется как общий объем товаров, обрабатываемый механизированным способом, в соотношении к производительности на единицу складской техники. Количество оборудования (как пример — терминалы сбора данных (ТСД)) рассчитывается исходя из количества персонала, который будет его использовать в операциях. Важно иметь резерв не менее 10% — это может быть, как покупка или аренда (в пиковые дни или в период ремонта вышедшего из строя оборудования или техники).
● Объем складских площадей — определяется с учетом объема товара, количества SKU и размера страхового запаса. Конечная формула зависит от приоритетов в стратегии компании. Например, если нужно нарастить объем обработки без увеличения складских площадей, потребуется сократить время на операции, то есть повысить оборачиваемость на имеющихся складах.
● Ресурс для перевозки товаров — складывается из соотношения прогнозного объема перевозки к объему подвижного состава, учитывая потребность в скорости доставки.
Шаг 2. Подготовка мощностей к высокому сезону
Начинать подготовку нужно как минимум за три месяца до наступления высокого сезона. Важно помнить, что некий стандартный и управляемый рост грузообработки может составлять не более чем 10-15% от месяца к месяцу. Резкий рост нагрузки может привести к значительному падению качества сервиса.
Больше всего времени, не менее трех месяцев, займет поиск дополнительных складов, дефицит которых продолжает усиливаться по всей России. Для подбора нового линейного персонала с учетом его острой нехватки, потребуется не менее двух месяцев, еще месяц необходимо заложить на обучение сотрудников для достижения целевых показателей производительности. Тендерные процедуры, переговоры с перевозчиками и подбор подвижного состава займут не менее трех месяцев.
Рекомендуем поделиться с партнерами-перевозчиками планом отгрузок и заранее зафиксировать обязательства по количеству необходимых ресурсов. Это поможет зафиксировать тарифы и не допустить их увеличения в высокий сезон.
@aleksandarlittlewolf on Freepic
Шаг 3. Ускорение складской обработки
Избежать «затаренности» площадок из-за резкого роста объемов товаров поможет изменение модели работы склада.
Например, чтобы временно расширить площадь для обработки в пиковый период, необходимо сократить пространство для хранения продукции. Здесь поможет установка дополнительных стеллажных конструкций.
Например, использование набивных стеллажей позволяет нарастить плотность размещения товаров, за счет высотных стеллажных конструкций можно увеличить объем хранения на меньшей площади склада. Но при этом важно учитывать сроки поставки оборудования и оценить экономическую целесообразность инвестиций.
Чтобы ускорить обработку, необходимо сократить количество касаний к товару. В этом поможет укрупнение грузовых мест: например, поштучный прием и отгрузку можно заменить на покоробочный или попаллетный, чтобы не вскрывать и не пересчитывать каждую единицу товара. При этом важно проработать процесс: заключить соглашения о «доверительной приемке» с поставщиком товаров и принимающей стороной.
Дополнительно можно договориться с поставщиком об увеличении сроков хранения товаров на его складе перед отгрузкой на объекты вашей компании.
Кроме того, сократить расходы поможет подключение дополнительных мощностей 3PL-оператора для сезонного хранения и обработки продукции. Складскому провайдеру необходимо передать базовые данные об объеме товаров, весогабаритных характеристиках, требованиях к обработке и упаковке, при необходимости — нанесению маркировки.
Рекомендуем выстроить понедельный прогноз, на основе которого оператор сможет максимально точно рассчитать потребность в ресурсах, что влияет на формирование тарифов для вашей компании.
Читайте также: Как комплексные решения для складов на основе умной видеоаналитики помогают сократить расходы ритейлерам
Шаг 4. Расширение числа сотрудников
В высокий сезон при растущих объемах важно подключить дополнительный персонал к обработке и хранению товаров на складе.
Привлечь необходимое количество сотрудников в короткий промежуток времени можно с помощью кадровых агентств и аутсорсинговых компаний. При этом важно помнить, что средний уровень компетенций таких работников на старте в два раза ниже, чем постоянных. Поэтому старайтесь привлекать аутсорсинговые компании к выполнению работ, которые не требуют серьезных компетенций, таких как: погрузка и разгрузка, перемещение товаров между участками, распаковка и многие другие.
Чтобы избежать падения производительности и снижения целевых показателей, рекомендуем закладывать не менее одного месяца на обучение сотрудников, а также упростить инструкции, регламенты и другие нормативы, которые для этого потребуются.
Рост объемов и ошибки в расчетах
Чаще всего логистические сбои в пиковый период возникают из-за недостаточного внимания отдела продаж, а также службы транспортной и складской логистики к процессу планирования. Если не учитывать показатели планируемого объема продаж, в первый же месяц высокого сезона компания может столкнуться с нехваткой товаров, либо потребуется срочно наращивать мощности хранения, обработки и доставки, что приведет к резкому росту расходов и снижению целевых показателей. Иногда на это накладываются внешние факторы, например, отсутствие товаров на складах поставщиков, в результате чего компания может столкнуться с недополученной прибылью в высокий сезон.
Избежать проблем можно только с помощью планомерного увеличения объемов складской и транспортной логистики. Точное планирование и прогнозирование позволяет упорядоченно управлять затратами, и главное — обеспечить стабильное качество сервиса.
Сергей Громов,
директор по управлению площадками ПЭК.
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...