0/5

Маленький, но милый! Делаем книжный магазинчик заметным на фоне крупных сетей

Маленький, но милый! Делаем книжный магазинчик заметным на фоне крупных сетей
время публикации: 11:30  09 марта 2017 года
В последнее время много говорится об угасании интереса к бумажным книгам и книжным магазинчикам. Несетевые розничные магазины страдают в первую очередь, – у них нет огромных маркетинговых бюджетов и мощной рекламной поддержки. Однако, как это ни парадоксально, именно у несетевых книжных магазинов гораздо больше возможностей завладеть вниманием покупателей.
Маленький, но милый! Делаем книжный магазинчик заметным на фоне крупных сетей

Необходимо лишь разумно использовать социокультурные тренды, увидеть и взять в свою практику то, чем пренебрегают крупные компании.



1. Дизайн

Дизайну сейчас уделяется особо пристальное внимание. Однако вашему, небольшому, магазину недостаточно просто хорошего, качественного дизайна. Ваш дизайн должен быть удивительным, запоминающимся и единственным в своём роде – словом, таким, о котором захочется рассказать. 

Маленький, но милый! Делаем книжный магазинчик заметным на фоне крупных сетей

Оформите интерьер максимально необычно, например, в сказочной тематике. Пусть вход в ваш магазин начинается с секретной двери, через которую попадаешь совсем в другой мир с резными полками, совами, драконами, загадочным светильниками, тёмно-зелёной листвой, оплетающей стеллажи. Достаточно нескольких крупных, хорошо видимых деталей для того, чтобы придать помещению характер.

Маленький, но милый! Делаем книжный магазинчик заметным на фоне крупных сетей


2. Экология

Тренд экологичности, заботы об окружающей среде – один из самых сильных в ритейле. Все, что, так или иначе, относится к «зелёному» движению, имеет хорошие шансы вызвать симпатию.

Как это можно реализовать в книжном магазине? Например, ввести услугу упаковки книг в уникальную бумагу с заложенными в неё семенами цветов и травы. Когда такую бумагу сажают в землю, из семян прорастают растения. Таким образом, упаковка не загрязняет окружающую среду, а наоборот – помогает возобновлению. Анонсировать это можно через небольшие объявления на полках: «Попросите цветущую упаковку у консультанта!»

Маленький, но милый! Делаем книжный магазинчик заметным на фоне крупных сетей

Вы также можете ввести в ассортимент карандаши, которые сажаются в землю в конце их использования и произрастают аналогичным образом. 
Такие дополнения станут интересными штрихами, подчеркнут ваш «зелёный» образ и неравнодушие к окружающей среде.


3. Личное творчество

Потребность создавать что-то своими руками заложена в человеке и сейчас проявляется во всевозможных формах: в увлечении кулинарией, создании модных образов, размещении снимков в Instagram. Люди ищут выход творческой энергии, и, если вы сможете предоставить им варианты для её реализации в своём магазине, это станет его преимуществом.

Речь идёт о проведении мастер-классов на вашей территории. Однако к этой идее нужно также подходить с позиции уникальности, т.к. мастер-классы сейчас не редкость. Постарайтесь предложить что-то действительно эксклюзивное и в каждое событие добавить свою изюминку. Связывайте это с литературой, книгами, чтением, писателями. 

Например, объявите месяц Скандинавии. В event-программу могут входить: акварельный мастер-класс «Рисуем загадочные фьорды», воскресный показ мультфильмов «Мумий Тролль», чтения саги о викингах, пробный урок по шведскому языку, мастер-класс по созданию флорариума с исландским мхом, суккулентами и цветным песком и т.д. На ивентах вы сможете продвигать литературу, имеющую отношение к Скандинавии, авторов из Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, Исландии, путеводители, разговорники или собрания мифов. Тем самым вы не просто привлечете аудиторию в свой магазин, но и обратите её внимание на имеющийся у вас ассортимент редких книг.

Маленький, но милый! Делаем книжный магазинчик заметным на фоне крупных сетей


4. Ностальгия

Ностальгия или тоска по прошлому знакома каждому, и бренды, умеющие её вызывать, безусловно, попадают в чувствительный эмоциональный фон покупателей. В России, например, ностальгия по советским временам реализуется в интерьерах кафе и ресторанов, выполненных в стиле «старая квартира» с предметами мебели тех времен и прочими узнаваемыми деталями.

В книжном магазине ностальгию может вызвать выкладка части ассортимента в потёртом книжном буфете, «бабушкины» сундуки в оформлении интерьера, вечера граммофона и старых пластинок с характерным потрескиванием звучащих мелодий, предоставление покупателям бесплатной возможности напечатать письмо на антикварной пишущей машинке. Это подчеркнёт связь с прошлым и вызовет волну тёплых воспоминаний и ассоциаций. 

Маленький, но милый! Делаем книжный магазинчик заметным на фоне крупных сетей


5. Гаджеты

Использование гаджетов и технологий – общеизвестный мировой тренд. В такой традиционной отрасли как книжная немного вариантов для их применения. Однако при определённой адаптации и этот тренд можно задействовать.

Вот, например, какой способ придумали в книжном магазинчике в Сан-Франциско – автомат выдает за монеты не жвачки или конфеты, а листочки со стихотворениями. «Порция» поэзии стоит 50 центов.

Маленький, но милый! Делаем книжный магазинчик заметным на фоне крупных сетей

Ещё один автомат с сюрпризом из книжного магазина в Торонто – за монеты выдаёт книги. Причём покупатель не знает, какая книга ему достанется: это может быть как дорогое издание, так и «копеечная» брошюра. Но каждая стоит всего 2$. Беспроигрышная лотерея.

Маленький, но милый! Делаем книжный магазинчик заметным на фоне крупных сетей

Хотя это и не передовые технологии, однако даже их наличие может пробудить в посетителях любопытство, а кроме того принесет дополнительную прибыль магазину.


6. «Медленное» движение

«Медленное» движение (slow movement) – это тренд на замедление ритма жизни. Само «медленное» движение началось ещё в 1986 г., когда Карло Петрини организовал кампанию против открытия Макдональдса в Риме. Затем стали появляться рестораны «медленной» еды (slow food), каналы «медленного» телевидения (slow TV) и даже «медленная» реклама.

Книжный магазин с особой атмосферой, которая располагает к тому, чтобы никуда не торопиться, отлично впишется в эту концепцию. Ваша задача в данном случае состоит в том, чтобы создать максимально уютную, комфортную обстановку, обеспечить уникальный опыт совершения покупки, к которому людям захочется возвращаться снова и снова.

Сделайте то, что не делает ни один книжный. Например, расположите у себя дождливую будку интровертов для уединённого просмотра книг (как на фото ниже). Внутри, через плеер, может проигрываться уютный шум дождя.

Маленький, но милый! Делаем книжный магазинчик заметным на фоне крупных сетей
 
Подавайте в своем магазине горячий чай или кофе, используйте аромабрендинг, воздействуя на подсознание приятными запахами шоколада, леса или цветов. Мелочи, но именно такие моменты сделают процесс выбора книг в вашем магазине особенно приятным.


7. Транспарентность

В моду вошла открытость и прозрачность всех аспектов жизни компании. Потребители хотят взаимодействовать с теми брендами, ценности которых согласуются с их собственными взглядами на жизнь. Люди желают знать, чем живёт компания, как именно производятся товары, каково отношение к сотрудникам и партнёрам.

Небольшим магазинчикам в этом отношении гораздо проще наладить связь с аудиторией. Заведите блог, где каждый день будете освещать свои маленькие победы и большие достижения, рассказывать о сотрудниках, об их любимых книгах, о своих планах на завтрашний день, о новых поступлениях, о покупателях, которые к вам заходят. Делитесь фотографиями, историями, вкладывайтесь в этот контент эмоционально и будьте честны, и тогда он вызовет отклик.








8. Вовлеченность

Сегодня людей больше не устраивает пассивная роль наблюдателей. Вовлеченность и активное участие потребителей просто необходимы для продвижения любой компании.

Отличным вариантом для стимулирования инициатив покупателей в книжном магазине является бук-кроссинг. Однако его традиционная версия уже никого не удивляет. Более интересный вариант – по примеру английского сообщества «Книги в метро», который был запущен в 2012 г. Команда проекта оставляет в метро своего рода «пасхальные яйца», сюрпризы, книги, которые любой нашедший может забрать себе. Активность поддерживают и знаменитые люди, например, Эмма Уотсон. Найти книги с автографами звезд – двойной сюрприз. На книги клеятся специальные круглые наклейки бренда. Эти наклейки свободно распространяются также среди всех желающих, чтобы они, в свою очередь, могли клеить их на свои книги и оставлять в метро, подчёркивая принадлежность к проекту и распространяя о нём информацию.

Маленький, но милый! Делаем книжный магазинчик заметным на фоне крупных сетей
 
Подобную же активность ничто не мешает запустить какому-нибудь книжному магазину. Тот, кто захочет, может поддержать инициативу и оставить взамен взятой книги какую-то свою из прочитанных, сфотографировать или снять видео, как и где он её оставил, и выложить в социальную сеть магазина. Таким образом, получается своего рода бук-кроссинг, но более интересный и динамичный. Мы знаем, где могут появиться книги (например, метро или ТЦ), но точные место и время не определены. Этим достигается эффект неожиданности и сюрприза для аудитории. 

Непосредственно внутри магазина вы можете организовать визуальную обратную связь с покупателями. Оформите её не в виде скучной «Книги отзывов и предложений», а в виде красивого стенда, куда можно тут же, на стикере, прикрепить пару слов, свои впечатлениях от магазина или от какой-то книги. Расположите рядом фотоаппарат для моментальных снимков так, чтобы посетители смогли не только написать что-то, но и сфотографироваться у вас в магазине, прикрепить фото к отзыву. Это сделает обратную связь гораздо более интересной и наглядной.

Маленький, но милый! Делаем книжный магазинчик заметным на фоне крупных сетей
 
Устраивайте у себя «голосования рублём»: расположите рядом 2 стопки книг разных авторов из сходной тематики и задайте вопрос на постере рядом, каких поклонников окажется больше?
Вовлекая аудиторию в различные активности, вы подстёгиваете интерес к своему магазину. 

Если присмотреться ко всем этим трендам, то так или иначе везде связующей нитью прослеживается концепция уникальности. Интерес к аутентичности, подлинности и всему уникальному по-прежнему сохраняется. Сетевому бизнесу гораздо  сложнее сохранить уникальность, поскольку очень трудно построить сеть из совершенно разных магазинов. Сам принцип построения розничной сети держится на понятии формата и типового подхода. 

Таким образом, за уникальностью и особым к себе отношением покупатель скорее обратится к неформатному небольшому магазину. Поэтому, необходимо сделать так, чтобы в вашем магазине она присутствовала. Выбрав лучшие из господствующих трендов, адаптировав их под себя и сделав покупателям по-настоящему уникальное торговое предложение, вы станете для них гораздо интереснее, чем масштабная розничная сеть.

Трифонова Алёна, бренд-менеджер

0
Реклама на New Retail. Медиакит