Маркировка кормов для животных: какой способ нанесения выбрать
время публикации: 10:00 14 октября 2024 года
@Freepic
Об этом рассказал директор фонда охраны качества продуктов питания и упаковки «Закон и здоровье» Григорий Балагуров.
Главное, что дает маркировка «Честный знак» - борьба с фальсификатом и некачественными товарами. Это особенно важно, когда речь идет о таких категориях, как продукты питания. В том числе – для домашних животных.
По данным НИУ ВШЭ, доля контрафакта на российском рынке кормов для животных составляет 16%. Подделывают в основном известные марки – достаточно скопировать упаковку, а вместо известного корма в ней будет низкопробный эрзац. В 2023 году Россельхознадзор выявил 44 случая несоответствий – в кормах не нашли заявленные производителями ингредиенты или же содержались вредные вещества. 90% нарушений относились к импортным кормам и только 10% – к российским. И если корма эконом- и средней категории полностью закрываются российскими производителями, то специализированные корма и премиум-сегмент до сих пор представлен преимущественно импортными брендами.
Право экспортировать корма в нашу страну сейчас имеют только 18 заводов во Франции и Италии. Однако купить несертифицированный Россельхознадзором корм своему питомцу можно на маркетплейсах, куда попадает продукция по параллельному импорту из Казахстана и Белоруссии. Необходимость маркировки вызвана в том числе высокой долей подделок в этом сегменте.
Но что означает введение обязательной маркировки для ответственных производителей кормов? Эксперимент, вводимый в России с 2019 года, уже доказал свою эффективность. В разных категориях товаров доля контрафакта и некачественной продукции резко сократилась.
Например, ранее в молочной продукции доля подделок составляла 30%, а сейчас – 0,2%. Есть причины ожидать подобной динамики в категории кормов для животных. Ответственный производитель заботится о своей репутации, стремится расти в равных конкурентных условиях, работает над повышением качества продукции и увеличением продаж. Для компаний маркировка становится инструментом, за счет которого с рынка уходят недобросовестные участники, а у потребителя растет доверие к зарекомендовавшему себя бренду.
Опасения, что маркировка товаров приведет к росту их стоимости, не оправдались. Прошедшие шесть лет эксперимента показали, что вклад маркировки в конечную цену товара не превышает 1%. Производители кормов для животных в добровольном порядке с начала этого года начали устанавливать необходимое для маркировки оборудование, поэтому отрасль готова к новым требованиям. Маркировка снизит долю фальсификата на рынке кормов и станет инструментом защиты интересов покупателей, которые заботятся о здоровье своих питомцев.
Более того, компании, зарегистрировавшиеся в системе «Честный знак», дополнительно заработали за время маркировки 350 миллиардов рублей. Это происходит за счет ухода с рынка нелегальных производителей, которые зачастую занимались демпингом и в целом вели игру не по правилам.
С момента начала маркировки кормов 1 сентября, в системе «Честный знак» уже зарегистрировались более 13 тысяч компаний. И только после того, как они протестировали маркировку разных типов упаковки и работу с системой, отчитались о готовности к нововведению.
@Freepic
Прежде чем выбрать способ нанесения маркировки (Data Matrix), компании стараются учесть ряд факторов. В том числе материал упаковки и его форму. Чаще всего корма фасуют в гибкую упаковку (пауч, дой-пак, четырехгранные, трехшовные пакеты). Нанесенный на нее код сохраняется лучше всего (его крайне сложно случайно повредить). Есть и еще один нюанс. По нормам законодательства, на товаре должна быть нанесена информация о составе содержимого, важная для хозяев питомцев. А такой текст проще прочесть на плоскости гибкой упаковки.
Крупные производители кормов, которые стараются минимизировать операционные издержки и могут позволить купить оборудование, предпочитают прямое нанесение. Малый бизнес чаще выбирает этикетирование или типографское нанесение.
При прямом нанесении код маркировки наносится на упаковку. При больших объемах продукции такой способ дешевле, чем этикетирование или типографское нанесение. Прямое нанесение позволяет снизить операционные издержки, но разовую покупку оборудования в виде принтера, отбраковщика, сканера или камеры технического зрения может позволить себе только крупный производитель.
При этикетировании на упаковку наносят стикер с уже напечатанным кодом. Это подходит для большинства упаковок, будь то ламистер, консервная банка и т.д. Плюсом такого способа является то, что оборудование стоит относительно недорого и этикетки можно наносить вручную. Но есть и минус в виде затрат на расходники. Кроме этого, есть риск повреждения или вообще потери этикетки при транспортировке и хранении товара. Поэтому производителю важно правильно выбирать материал этикетки, место ее нанесения. Требуется следить и за условиями хранения этикеток до их нанесения.
При типографском нанесении производитель передает коды маркировки в типографию. Там упаковку печатают уже с Data Matrix. В этом случае никакого оборудования покупать не надо. При этом важно убедиться, что типография аккредитована в «Честном знаке» и получила статус сервис-провайдера. В противном случае ответственность за качество средства идентификации будет на производителе. Как и у каждого метода, у этого тоже есть свои нюансы. Типографиям невыгодно печатать малый тираж, поэтому там часто выставляют минимальные объемы заказа, которые могут превысить объемы изготовления корма. Это может быть чувствительно для небольших производств.
Важно понимать: для производителя выгоднее вложить средства в оборудование для маркировки, чем рисковать серьезными штрафами или даже потерей бизнеса. За нарушение правил маркировки кормов для животных предусмотрена административная и уголовная ответственность: штрафы до 1 млн рублей, конфискация товара или даже лишение свободы до 5 лет. При этом ответственность наступает на всех этапах оборота: от производителя до розничного продавца. Отсутствие кода маркировки делает товар нелегальным, независимо от причины его исчезновения.
Читайте также: 7 важных вопросов о маркировке: что хотят знать предприниматели
И все же, как ни крути, главным бенефециаром нововведения останутся домашние животные.
Покупатели теперь смогут убедиться в легальности товара, получить полную информацию о сроках годности, составе, производителе. Мало кто знает, но теперь потребитель сможет подать жалобу через мобильное приложение «Честный знак», если они идентифицирует нелегальный товар. Благодаря маркировке владельцы будут уверены, что выбрали качественный корм для своего любимца, в котором информация на этикетке совпадает с содержимым упаковки.
С введением маркировки на рационы для животных эта категория продукции будет больше защищена от подделок и использования низкокачественного сырья. Маркировка Data Matrix гарантирует, что продукт прошел все необходимые проверки и имеет сертификацию, подтверждающую его качество и безопасность.
С 1 сентября 2024 года в России стартовала маркировка сухих кормов для животных, ветеринарных препаратов и других товарных групп. Это очередной этап масштабной программы маркировки товаров, которая вводится в стране поэтапно. Как это нововведение отразится на деятельности предприятия и себестоимости продукции? Какой способ нанесения на упаковки стоит выбрать для своего производства?
Об этом рассказал директор фонда охраны качества продуктов питания и упаковки «Закон и здоровье» Григорий Балагуров.
Для чего нужен «Честный знак»
Главное, что дает маркировка «Честный знак» - борьба с фальсификатом и некачественными товарами. Это особенно важно, когда речь идет о таких категориях, как продукты питания. В том числе – для домашних животных.
По данным НИУ ВШЭ, доля контрафакта на российском рынке кормов для животных составляет 16%. Подделывают в основном известные марки – достаточно скопировать упаковку, а вместо известного корма в ней будет низкопробный эрзац. В 2023 году Россельхознадзор выявил 44 случая несоответствий – в кормах не нашли заявленные производителями ингредиенты или же содержались вредные вещества. 90% нарушений относились к импортным кормам и только 10% – к российским. И если корма эконом- и средней категории полностью закрываются российскими производителями, то специализированные корма и премиум-сегмент до сих пор представлен преимущественно импортными брендами.
Право экспортировать корма в нашу страну сейчас имеют только 18 заводов во Франции и Италии. Однако купить несертифицированный Россельхознадзором корм своему питомцу можно на маркетплейсах, куда попадает продукция по параллельному импорту из Казахстана и Белоруссии. Необходимость маркировки вызвана в том числе высокой долей подделок в этом сегменте.
Маркировка принесла бизнесу 350 млрд рублей
Но что означает введение обязательной маркировки для ответственных производителей кормов? Эксперимент, вводимый в России с 2019 года, уже доказал свою эффективность. В разных категориях товаров доля контрафакта и некачественной продукции резко сократилась.
Например, ранее в молочной продукции доля подделок составляла 30%, а сейчас – 0,2%. Есть причины ожидать подобной динамики в категории кормов для животных. Ответственный производитель заботится о своей репутации, стремится расти в равных конкурентных условиях, работает над повышением качества продукции и увеличением продаж. Для компаний маркировка становится инструментом, за счет которого с рынка уходят недобросовестные участники, а у потребителя растет доверие к зарекомендовавшему себя бренду.
Опасения, что маркировка товаров приведет к росту их стоимости, не оправдались. Прошедшие шесть лет эксперимента показали, что вклад маркировки в конечную цену товара не превышает 1%. Производители кормов для животных в добровольном порядке с начала этого года начали устанавливать необходимое для маркировки оборудование, поэтому отрасль готова к новым требованиям. Маркировка снизит долю фальсификата на рынке кормов и станет инструментом защиты интересов покупателей, которые заботятся о здоровье своих питомцев.
Более того, компании, зарегистрировавшиеся в системе «Честный знак», дополнительно заработали за время маркировки 350 миллиардов рублей. Это происходит за счет ухода с рынка нелегальных производителей, которые зачастую занимались демпингом и в целом вели игру не по правилам.
С момента начала маркировки кормов 1 сентября, в системе «Честный знак» уже зарегистрировались более 13 тысяч компаний. И только после того, как они протестировали маркировку разных типов упаковки и работу с системой, отчитались о готовности к нововведению.
@Freepic
Какой способ нанесения кода выбрать?
Прежде чем выбрать способ нанесения маркировки (Data Matrix), компании стараются учесть ряд факторов. В том числе материал упаковки и его форму. Чаще всего корма фасуют в гибкую упаковку (пауч, дой-пак, четырехгранные, трехшовные пакеты). Нанесенный на нее код сохраняется лучше всего (его крайне сложно случайно повредить). Есть и еще один нюанс. По нормам законодательства, на товаре должна быть нанесена информация о составе содержимого, важная для хозяев питомцев. А такой текст проще прочесть на плоскости гибкой упаковки.
Крупные производители кормов, которые стараются минимизировать операционные издержки и могут позволить купить оборудование, предпочитают прямое нанесение. Малый бизнес чаще выбирает этикетирование или типографское нанесение.
При прямом нанесении код маркировки наносится на упаковку. При больших объемах продукции такой способ дешевле, чем этикетирование или типографское нанесение. Прямое нанесение позволяет снизить операционные издержки, но разовую покупку оборудования в виде принтера, отбраковщика, сканера или камеры технического зрения может позволить себе только крупный производитель.
При этикетировании на упаковку наносят стикер с уже напечатанным кодом. Это подходит для большинства упаковок, будь то ламистер, консервная банка и т.д. Плюсом такого способа является то, что оборудование стоит относительно недорого и этикетки можно наносить вручную. Но есть и минус в виде затрат на расходники. Кроме этого, есть риск повреждения или вообще потери этикетки при транспортировке и хранении товара. Поэтому производителю важно правильно выбирать материал этикетки, место ее нанесения. Требуется следить и за условиями хранения этикеток до их нанесения.
При типографском нанесении производитель передает коды маркировки в типографию. Там упаковку печатают уже с Data Matrix. В этом случае никакого оборудования покупать не надо. При этом важно убедиться, что типография аккредитована в «Честном знаке» и получила статус сервис-провайдера. В противном случае ответственность за качество средства идентификации будет на производителе. Как и у каждого метода, у этого тоже есть свои нюансы. Типографиям невыгодно печатать малый тираж, поэтому там часто выставляют минимальные объемы заказа, которые могут превысить объемы изготовления корма. Это может быть чувствительно для небольших производств.
Важно понимать: для производителя выгоднее вложить средства в оборудование для маркировки, чем рисковать серьезными штрафами или даже потерей бизнеса. За нарушение правил маркировки кормов для животных предусмотрена административная и уголовная ответственность: штрафы до 1 млн рублей, конфискация товара или даже лишение свободы до 5 лет. При этом ответственность наступает на всех этапах оборота: от производителя до розничного продавца. Отсутствие кода маркировки делает товар нелегальным, независимо от причины его исчезновения.
Читайте также: 7 важных вопросов о маркировке: что хотят знать предприниматели
Главные выгодоприобретатели маркировки - коты и собаки
И все же, как ни крути, главным бенефециаром нововведения останутся домашние животные.
Покупатели теперь смогут убедиться в легальности товара, получить полную информацию о сроках годности, составе, производителе. Мало кто знает, но теперь потребитель сможет подать жалобу через мобильное приложение «Честный знак», если они идентифицирует нелегальный товар. Благодаря маркировке владельцы будут уверены, что выбрали качественный корм для своего любимца, в котором информация на этикетке совпадает с содержимым упаковки.
С введением маркировки на рационы для животных эта категория продукции будет больше защищена от подделок и использования низкокачественного сырья. Маркировка Data Matrix гарантирует, что продукт прошел все необходимые проверки и имеет сертификацию, подтверждающую его качество и безопасность.
Григорий Балагуров
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
- Как гиперперсонализация меняет рынок автоматизированного маркетинга. А вы знаете...
- Здесь может быть ваш корнер. Как открыть точку на фуд-холле?
- Новый клиентский опыт в офлайне: технологии для ритейла 2024-2027
- ИИ при работе с ассортиментом: насколько активно российские розничные сети испол...
- Людмила Этиз, «О’КЕЙ»: «Наша цель – сформировать экологичное сообщество, где все...