Михаил Морозов, «Утконос ОНЛАЙН» – о новых тенденциях в потребительском спросе
время публикации: 10:00 26 марта 2021 года
Михаил Морозов, директор по маркетингу и клиентскому сервису компании «Утконос ОНЛАЙН» рассказал New Retail об изменениях, которые произошли в структуре покупательского спроса и в поведении потребителей. Перемены, которые возникли как ответ на ограничения 2020 года укрепились и превратились в устойчивые сценарии потребления.
Карантин значительно изменил вкусовые и продуктовые предпочтения покупателей — это мы наблюдали, анализируя заказы наших покупателей. На основе этого анализа я выделю несколько трендов, которые выражены наиболее ярко. Общий тренд на переход онлайн
Пандемия стала большим импульсом для развития как рынка e-grocery, так и сферы e-commerce в целом. Во время режима самоизоляции огромное количество людей открыли для себя удобство онлайн-заказов, и для многих новый опыт получения продуктов уже превратился в постоянный, ведь такой формат помогает освободить время на любимые занятия, семью, друзей.
Сомнение насчет свежести и качества продуктов, заказанных через интернет – один из барьеров для тех, кто привык ходить в магазин и выбирать понравившийся им продукт по цвету и запаху. В онлайн у покупателей такой возможности нет, но за него это профессионально делаем мы.
Так, в Утконосе, например, контроль качества поступающих товаров на собственные склады осуществляется сразу на входе. Особенное внимание уделяется продуктам категории ФРОВ (овощи и фрукты) и ФРЕШ (мясо, молоко). Принимая поставки фруктов и овощей, специалисты приемки проверяют качество каждой упаковки, а весовой товар проверяют выборочно, также в цеху фасовки весовые овощи и фрукты сотрудники перебирают вручную, это гарантирует 100% качество.
Охлажденное мясо, птицу, рыбу, сыры, хлеб и хлебобулочные изделия тоже проверяют полностью. А вот молочные продукты, мясная и рыбная гастрономия имеют уже выборочный контроль, но, опять-таки, не менее 20% партии.
В частности, поэтому у нас высокий уровень NPS (Net Promoter Score) – индекс приверженности потребителей компании или товару. В Утконосе он достиг показателя 76,6%, а показатель комплектации заказов равен 99,6% по итогу 2020 года.
От товаров с длительным сроком хранения к сбалансированному составу корзины
Во время начала пандемии покупатели все больше переключались на товары с длительным сроком хранения: крупы, консервы, различные средства гигиены и дезинфекции. Люди беспокоились о пошатнувшемся будущем, что напрямую отражалось на покупательской корзине.
В марте 2020 мы продали товаров из категории «бакалея» на 173% больше, чем в феврале, а продажи консервов выросли на 183% по сравнению с февралем. В середине марта покупатели активно выбирали «витаминные товары»: лимон и имбирь для поддержания иммунитета. Но затем адаптировались и вернулись к своему обычному потреблению, корзина стала сбалансированной.
Отдельно стоит отметить, мы фиксировали рост спроса не только на продукты, но и «Зоотовары», в частности корма для животных. Это связано не только с введением ограничительных мер и с значительным расширением ассортимента. Заказывая продукты, покупатели не забывали и о своих питомцах. Наибольшим спросом среди покупателей Утконос ОНЛАЙН пользовались: корма для собак, корма для рыбок и черепах, а также товары для ухода и содержания животных.
Читайте также: «Пора привыкнуть»: «Утконос» выпустил новую рекламную кампанию
Вырос спрос на ЗОЖ и ЭКО продукцию
Как отдельный тренд сейчас можно отметить рост спроса на товары для здорового образа жизни.
Так, например, направление растительных товаров выросло в 2020 на 76%, хотя дополнительный скачок роста категории мы обычно наблюдаем в первые недели Великого поста. В прошлом году потребители стали все чаще покупать альтернативы мясным продуктам. Еще год назад у нас было всего несколько наименований, а сейчас в ассортименте более 50 позиций мясных альтернатив, от фарша и бургеров до сосисок для гриля и бастурмы. Это следующая по популярности категория после растительных молочных продуктов среди веганских товаров. Мы видим все большую потребность покупателей в категории и планируем дальнейшее расширение ассортимента.
В мае заметный рост спроса также демонстрировали и «полезные» сладости: кондитерские изделия без сахара + 170%, орехи и сухофрукты + 160%. В категории «Торты и пирожные» мы наблюдали небольшое увеличение спроса на продукты с натуральным составом и десерты с низким содержанием углеводов. Но, тем не менее, лидерами продаж оставались классические кондитерские изделия.
Рост популярности кондитерских изделий
Во время режима самоизоляции покупатели больше, чем обычно покупали сладости. По итогу 2020 года категория «Кондитерские изделия» и «Торты, пирожные» показали рост +76% относительно прошлого года, а в пиковые месяцы март-май продажи категорий выросли почти в три раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Традиционно, после майских праздников наступает сезонный спад спроса на кондитерские изделия, но в 2020 году его не наблюдалось до зимнего периода. В мае категория «Кондитерские изделия» и «Торты и пирожные» выросла на 175% по сравнению с прошлым годом. Особенный рост демонстрировали шоколад в плитках +324% и шоколадная паста, +317%.
Новые тенденции в ближайшем будущем
Во время самоизоляции появился тренд роста спроса на вкусные низкокалорийные и низкоуглеводные продукты с чистыми составами. Мы существенно расширили ассортиментное предложение по данному направлению в 2020 году и были приятно удивлены реакцией покупателей – направление стало одним из самых быстрорастущих и продолжает демонстрировать динамику роста и в этом году.
С большим интересом наблюдаем за развитием направления растительных альтернатив продуктам животного происхождения российского производства. Интересно, что спрос на эти товары растет не только у веганов и вегатерианцев, но и покупатели с традиционными вкусовыми привычками всё активнее заказывают продукты, которые изначально адресованы людям, не употребляющим в пищу натуральное мясо и прочие продукты животного происхождения.
Михаил Морозов,
директор по маркетингу и клиентскому сервису «Утконос ОНЛАЙН»
для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...