Мобилизация и ритейл: какие отрасли розничной торговли пострадают в первую очередь
время публикации: 10:00 28 сентября 2022 года
Розничная торговля – одна из крупнейших отраслей экономики. Она напрямую связана с другими важными сегментами, такими как логистика, производство и многими другими. Частичная мобилизация неизбежно отразится на ритейле, и по большей части это влияние будет носить негативный характер. Какие процессы ритейла и электронной коммерции пострадают в первую очередь?
Ситуацию анализировали Олег Баландин и Борис Агатов. Всё в мире взаимосвязано и оказывает влияние друг на друга, тем более такие серьёзные решения, как частичная мобилизация в стране. Ритейл как одна из крупнейших отраслей рынка неизбежно почувствует на себе влияние этого решения. И речь идет не только об очевидном оттоке квалифицированных специалистов.
Какие процессы ритейла и электронной коммерции пострадают?
1. От частичной мобилизации, в первую очередь, пострадает логистика. Водители во время боевых действий, тем более такого широкого фронта (в 1 тысячу км) крайне необходимы. В гражданскую авиацию также приходят опытные пилоты из военного сектора. Авиакомпании уже рассказали о том, что рискуют сильно пострадать в количестве и качестве персонала.
2. Курьеры – это, как правило, молодые, здоровые и физически крепкие ребята. Особенно это касается экспресс-доставки, ведь ребята крутят педали и таскают тяжёлые короба за спиной день за днем. По возрасту они подпадают под первую категорию мобилизации. Мы прогнозируем, что и этот сегмент тоже будет иметь кадровый голод. Заместиться он сможет только при помощи гастарбайтеров.
3. Возможно правительство решит для смягчения проблемы нехватки персонала сократить время работы торговых комплексов, чтобы убрать одну смену и высвободить больше людей. Это был бы вполне разумный шаг с учётом того, что снизится потребительская активность населения. В таких условиях обеспечивать дополнительный сервис в виде практически круглосуточно работающих огромных торговых комплексов нецелесообразно (и даже неуместно).
4. Физическая охрана – наиболее подходящая категория людей для мобилизации – тоже может испытать серьёзный кадровый голод, который станет фактором еще большей цифровизации в данном сегменте. В условиях дефицита живого персонала ритейлеры начнут активнее внедрять решения технической охраны.
5. Мобилизованным обещают выплаты в размере 200-300 тысяч рублей в месяц. Большинство людей, которые мобилизованы, имеют доход в разы меньше обещанного. Нетрудно посчитать, что за год государство потратит более 1 трлн рублей. В итоге все эти деньги вернутся в ритейл, что довольно значительная сумма. Стоит напомнить, что оборот ритейла 33 трлн. рублей и на этом фоне 1 трлн выглядит внушительно.
6. Под призыв не попадают люди старше 50 лет (рядовой состав) и офицерский старше 65 лет. По всей видимости, спрос на старшее поколение вырастет, т.к. это надёжно. Люди зрелого возраста – опытные, стабильные работники.
Интересный шифт может произойти в сегменте топ-менеджмента. Как правило, руководящие должности занимают люди с высшим образованием и офицерским званием, полученным в институте после прохождения военной кафедры, и без брони такие менеджеры попадают под действие мобилизации, поэтому в категории руководителей будет долго ощущаться напряжение. Возможно, что из-за этого замещение руководящих должностей женщинами будет вполне оправданным шагом со стороны работодателей.
7. Госзаказ на форму: скорее всего, мобилизованных оденут из госрезервов, количество людей, которых собираются мобилизовать, большое и потребуется значительное пополнение складов с обмундированием. Исходят из этого, легкая промышленность получит новый импульс, – швейные цеха, производство тканей, логистика и сопутствующие отрасли будут работать на полную мощность.
Вспомните, как всем миром в COVID шили СИЗы (средства индивидуальной защиты), поэтому fashion стоит приготовиться.
8. Ожидаем аншлаг на различных конференциях, выставках – участникам рынка нужно общение в такое непростое время. Так было и в пандемию, – как только ограничения были сняты, залы отраслевых мероприятий наполнились до отказа. Участники рынка «пересобирали» свои связи, находили совместно новые решения. Мы уверены, что стремление к профессиональному общению уже усиливается.
Ближайшее крупное мероприятие – New Retail Forum, который пройдет 29-30 сентября в Сколково. Форум пройдет в дни, когда первый шок прошёл, и нужно принимать новые решения, делиться мыслями, практикой и пользоваться возможностями коллективного разума.
Как долго продлится кризис?
Мы сформулировали свою формулу, на основе которой можно создать достаточно четкий прогноз. Итак, острая фаза кризиса обычно длится до 1,5 месяцев, – в этот период никто не понимает, какие действия предпринять, есть ощущение абсолютной неуверенности в будущем и правильности действий.
Потом наступает адаптация экономики - этот период длится 6 месяцев. Главное не растеряться в первые 1,5 месяца и иметь холодную голову и уверенность в наилучший исход. К началу декабря мы увидим, новые очертания окружающего нас бизнеса и первые признаки адаптации к новой реальности, а к апрелю маю уже можно будет думать о прогнозах.
Сопротивляемость российского бизнеса к различного рода кризисам за последние 30 лет выработалась довольно высокая.
Вспомните такие шоки у нас в стране:
● перестройка – 1985;
● развал СССР – 1991;
● финансовый кризис - 1998 года;
● финансовый кризис - 2008 года;
● политический кризис - 2014 года;
● пандемия – 2020;
● фебромарт 2022;
● мобилизация – 2022.
Читайте также: Следующие 5 лет будут определяющими для ритейла: какие процессы меняются навсегда
Все или почти все в такое время идут по следующей схеме:
● Сначала все замирают – оценивают ситуацию
● Сразу режут косты
● Потом начинают искать способы адаптации
● Активно общаются друг с другом и поставщиками, ищут новые связки в бизнесе
● И вот нашли способы решения новых задач, адаптировались
● Работают
Если ситуация налаживается, ищут способы для роста и … ждут нового кризиса.
Как вы видите, были уже и политические, и финансовые кризисы. Все кризисы не были похожи друг на друга, и у нового кризиса свои характерные черты. Способы адаптации всегда разные, а схема действий каждый раз одинаковая.
Выше мы описали возможные способы адаптации ритейла, его болевые точки и возможные «лекарства». Сейчас задача каждого руководителя – спокойно, системно решать утилитарные бизнес-задачи. Люди должны получать заработную плату вовремя, подрядчики должны быть уверены в стабильности договоренностей и так далее. Именно сосредоточенность на понятных базовых процессах дает эффект, позволяет морально и материально поддерживать команду, соблюдать равновесие и в рабочем режиме ждать стабилизации.
Читайте также:
Правительство подготовит меры поддержки бизнеса из-за мобилизации
Подписывайтесь на авторский канал в Telegram Агатова Бориса «Магазин 4.0», где мы публикуем интересные материалы по развитию розницы.
Олег Баландин и Борис Агатов.
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...