0/5
Подпишитесь на новости ритейла

Я ознакомлен с политикой конфиденциальности и принимаю её условия

Оптимизация IT- затрат в цепи поставок в формате SaaS

Оптимизация IT- затрат в цепи поставок в формате SaaS
Необходимость цифровой трансформации в цепи поставок уже является аксиомой бизнеса. Однако есть один вопрос, который интересует всех менеджеров, реализующих диджитал стратегию. Как сократить затраты на этот непростой и дорогостоящий процесс? С помощью какого инструмента можно сделать финансовую нагрузку менее ощутимой?
Развитие торгового бизнеса в современных реалиях, в первую очередь, связано с принципиальными технологическими изменениями в организации и деятельности логистической цепочки поставок. Уже невозможно представить себе крупную компанию с целой сетью средних магазинов или крупных гипермаркетов без развитой структуры складов с автоматизированной системой WMS, которая интегрирована с TMS, ERP и системой управления двором. В идеале этот автоматизированный комплекс должен «дружить» и с системой электронного документооборота, и с корпоративным инструментом решения задач, и еще с массой программ, посредством которых происходит коммуникация между ритейлером и поставщиками. 

Вопрос «На какой WMS вы работаете?» давно уже никого не пугает, а ответ «Сами справляемся, без автоматизации» вызывает, как минимум, легкое недоумение. И можно не сомневаться в том, что с развитием разных каналов торговли скоро не останется ни одного серьезного ритейлера, в распоряжении которого нет грамотного программного обеспечения, и где развитие IT-технологий не стало важнейшим элементом развития бизнеса. 

Однако сегодня мы говорим не о необходимости цифровой трансформации бизнеса, не о важности IT в ритейле, а о стоимости таковой. Вернее, поговорим о том, что волнует всех без исключения менеджеров, столкнувшихся с необходимостью расширения функционала и интеграции в систему автоматизированных логистических процессов. 

Можно ли оптимизировать траты на IT в цепочке поставок? И, если можно, то, какое решение способно в этом помочь?

Ответ на этот вопрос кажется вполне очевидным, – на рынке представлено немало качественных коробочных IT-решений для автоматизации ритейла, которые за относительно невысокую стоимость обеспечат бесперебойную работу новых процессов. Или пообещают, что работа будет бесперебойной и эффективной. Только могут ли создатели такого ПО гарантировать оптимальный объем вложений?


Из чего складываются расходы на IT? 

1. Затраты на персонал (Фонд оплаты труда)
2. Стоимость программного обеспечения
3. Дополнительное оборудование

И, как это ни печально, «коробка» никак не может стать решением для оптимизации расходов.

Для доработки готовых программ под нужды конкретного бизнеса придется нанять и содержать целый штат разработчиков, которые будут постоянно заниматься созданием нового нужного функционала и внедрением необходимых интеграционных шин между значимыми программными пластами автоматизированной системы поставок. Причем штат разработчиков постоянно растет, так как, чем больше «заплаток» ставится, тем сложнее поддерживать систему в рабочем состоянии. В крупном бизнесе таких специалистов на разработку и техническую поддержку понадобится никак не менее 10 человек. Если взять средний уровень заработной платы в 100 тысяч рублей (по факту она даже выше), то миллион рублей в месяц уйдет только на обеспечение работы такого отдела.

Оптимизация IT- затрат в цепи поставок в формате SaaS

Конечно, можно попробовать решить вопрос с помощью специалистов работающих на аутсорсе, но здесь встает вопрос качества, эффективности и оперативности решения задач. 

Для примера можно привести ситуацию, которая возникла в работе крупного логистического оператора, у которого в процессе сотрудничества с несколькими клиентами возникло семь разных WMS, – для каждого клиента своя. Когда их было три, процессом еще можно было управлять. Хотя трудовые и временные затраты уже были не достаточно эффективными. Когда число WMS достигло семи, и в перспективе появилась необходимость подключения  еще нескольких, менеджменту компании стало очевидно, что работа по «допиливанию» и технической поддержке каждой становится несовместимой с жизнью динамично развивающегося бизнеса. 

Итог – переход на SaaS решение, для которого количество клиентов не имеет значения, потому что здесь в рамках одной WMS (можно условно назвать ее «материнской») можно создавать многочисленные виртуальные под-системы, в каждой из которых настраивается свой индивидуальный набор правил. То есть по факту 3PL-оператор работает с одной объемной WMS, но обслуживает любое количество клиентов в соответствии с особенностями бизнес-процессов каждого из них. Такой подход не требует от заказчика с расширением пула партнеров нанимать дополнительный персонал и тратить средства на новые WMS, и, безусловно, это сокращает издержки на IT в цепочке поставок. 

Коробочное решение не освобождает бизнес и от закупки дорогостоящего оборудования – серверов, поддержка и обслуживание которых также стоит денег. Опять же вместо оптимизации мы видим расходы. Ну и потеря денег, которая неизбежна в часы сбоев системы, когда внутренняя служба поддержки пытается разобраться, где именно произошла поломка и как ее устранить. 


Оптимизация IT-затрат в цепочке поставок в формате SaaS – Software as a Service

При упоминании SaaS в качестве эффективного и правильного инструмента в оптимизации расходов на автоматизацию и развитие цепочки поставок у многих, вероятно, включится критическое мышление, ведь стоимость этого подхода гораздо выше, чем цена любого неплохого коробочного решения. Но не спешите выражать протест, – разница в первичных затратах еще не является очевидным доказательством выгоды. 

Для понимания стоит задать дополнительные вопросы, – какие траты при внедрении SaaS навсегда покинут расходные статьи компании? И как быстро сделанные инвестиции начнут работать на пользу бизнеса?

Еще раз пройдемся по основным статьям затрат – персонал, ПО, оборудование – но уже для SaaS.








Разработка

SaaS – это, прежде всего, экспертиза, которую обеспечивает целая команда разработчиков программного обеспечения и круглосуточная служба поддержки. Конечно, есть клиенты, которые, работая на платформе SaaS, имеют свой небольшой отдел программистов для решения мелких задач и наращивания экспертизы, однако такой прямой необходимости нет. И к услугам клиента – весь штат поставщика в любое время дня и ночи. 

При этом SaaS – открытая, постоянно развивающаяся бизнес-система, в которой аккумулируются все решения, которые были реализованы для всех клиентов поставщика. Идеи, пожелания, диджитал-находки, которые внедрялись в логистических цепочках компаний, использующих SaaS, впоследствии находят место в каталоге услуг, и поступают на «службу» будущим клиентам.  И стоит поставить «галочку» в каталоге процессов, как любой из них запускается работу. 

Нельзя не сказать об еще одной проблеме, которая нередко случается с пользователями самописных или коробочных решений – это создание ненужного ПО. Происходит это просто и довольно часто, – для внедрения нового процесса в цепочку поставок или доработку старого пишутся программы (на написание могут уйти месяцы), оценить нужность и эффективность которых руководству компании попросту не хватает экспертности. Ведь логистический оператор или ритейлер не является компанией, специализирующейся на создании программного обеспечения. В итоге получается, что написанная программа никак не хочет «дружить» с существующим процессом, либо просто устарела, либо (что происходит чаще всего) необходимость ПО была анализирована не достаточно глубоко, и его производство было не целесообразно. 

По данным глобального исследования Gartner, расходы на поддержание и развитие ИТ инфраструтуры могут составлять до 60% от общей суммы затрат на ИТ. Только вдумайтесь, – больше половины бюджета уходит не на развитие и движение вперед, а на процессы, которые просто необходимы для жизни. В современных реалиях, когда бизнес научился рассчитывать эффективность каждого вложенного рубля, такое «сливание» средств недопустимо. 

В случае с использованием SaaS решений такой казус невозможен. Инфраструктура в этом случае общая для всех клиентов, и с ростом числа ее пользователей, стоимость ее использования для каждого отдельного участника снижается. При этом всё нужное ПО  уже написано, а что не написано, но появляется в числе необходимых процессов – обязательно будет создано командой разработчиков  и станет достоянием всех клиентов. 

Особенно это важно для развивающихся компаний, для которых опыт гигантов будет бесценен. Экспертиза Generix Group  развивалась  с такими мировыми компаниями как Carrefour и Auchan, и наша система уже обогащена экспертизой глобальных ритейлеров. Можно сказать, что эти крупные игроки мирового рынка диктовали нам, что и как должно работать в системе. И теперь их реализованные желания доступны для всех наших клиентов без исключения. Таким образом, экспертиза SaaS растет быстрее, чем опыт отдельно взятой компании, так как она «видит» рынок глазами своих глобальных партнеров. 

Каждый новый партнер Generix озвучивает процессы, которых им не хватает для бизнеса, и мы, получая ряд одинаковых запросов, воспринимаем их, как скрытую или явную тенденцию, которой нужно следовать, создавая ПО. Нередко нам даже удается опережать рынок, создавая программное обеспечение, что называется, «на вырост», благодаря тому, что мы прислушиваемся к мнениям наших клиентов и готовы реализовывать их идеи. 

Оптимизация IT- затрат в цепи поставок в формате SaaS


Аппаратное обеспечение

Использование лицензионных IT-решений не освобождает компанию от закупки дополнительного оборудования, к числу которого относятся серверы, системы хранения, коммутаторы и еще немало «железок», на приобретение и поддержку рабочего состояния которых придется тратить немалые средства. 

Как правило, аппаратное обеспечение закупается впрок. Это происходит по понятной причине, – у любой компании происходят сезонные пики, нагрузка в которые возрастает в разы и требует дополнительного оборудования. В остальное, «спокойное» время это оборудование простаивает без нагрузки, но опять же требует затрат на поддержку рабочего состояния. 

Еще один критичный момент заключается в том, что динамично растущим компаниям сложно прогнозировать объемы необходимого аппаратного обеспечения, которое понадобится для реализации бизнес-процессов в ближайшем будущем. Можно опять же закупиться «с запасом», но насколько эффективными будут такие инвестиции? Оборудование стоит денег, и немалых. А облачные решения с удаленными центрами обработки данных дают клиенту ровно столько ресурсов, сколько нужно в актуальный момент, – не больше и не меньше. 

При этом всегда есть возможность прогнозирования увеличения нагрузки. Так, клиенты Generix Group, понимая, что через некоторое время ожидается рост объемов, уведомляют об этом поставщика, и получают усиление мощности до нужной. И наоборот, если загруженность склада по объективным причинам снижается, поставщик оперативно реагирует на эту информацию и снижает мощность, что отражается, в свою очередь, и на снижении стоимости процессов.

Исходя из всего вышесказанного, становится очевидным, что «коробочное» ПО только кажется эффективным и недорогим решением. В реальности оно становится лишь основой для будущих инвестиций, объем и целесообразность которых невозможно прогнозировать. SaaS проигрывает по стоимости на начальном этапе, однако впоследствии создает надежную основу для развития бизнеса, подключения новых процессов и снижения затрат на инфраструктуру. Это – постоянно обновляемая и саморазвивающаяся система, в которую уже заложена качественная  и оперативная разработка, техническая поддержка, аналитика и перспектива эффективного масштабирования бизнеса с использованием опыта крупнейших компаний.

На мой взгляд, совершают ошибку менеджеры, которые считают инвестиции на IT исключительно затратами. При грамотном подходе с использованием современных технологий затраты на них становятся основой для сокращения вложений и повышения прибылей. 

Сергей Мамич
SCM консультант, Generix Group Vostok

время публикации: 10:00  18 декабря 2017 года
0
Теги: IT, бизнес, Generix Group

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
Addreality
Борис Агатов вебинар 20.12.18