Технологии против жадности в ритейле
время публикации: 10:00 02 ноября 2018 года
Борьба с хищениями – одно из самых востребованных направлений применения ИТ-решений, и в ритейле данный вопрос имеет особую остроту. Ущерб от краж в сетевых магазинах в России составляет около 1,5% оборота, и это только «средняя температура по больнице» – в реальности масштаб воровства иногда сопоставим с объемом выручки.
Сергей Бочкарев, руководитель направления Mobotix в Konica Minolta Business Solutions Russia, рассказал о наиболее вероятных сценариях краж в магазинах и способах их предотвращения.
Внутренний вопрос
Согласно данным «СерчИнформ», из-за краж российский ритейл теряет около одного миллиарда рублей ежегодно.
Виновны в них и покупатели, и сотрудники магазинов, однако по некоторым оценкам, последние лидируют: на их долю приходится до 80% потерь. Торговый зал и кассы создают больше всего криминальных ситуаций, но сотрудники магазинов имеют куда больше возможностей для хищений, чем покупатели: в их распоряжении не только кассы, но и склады, и подсобные помещения.
Во время чемпионата мира по футболу в Москве среди болельщиков было распознано и задержано 12 человек, находившихся в федеральном розыске.
Определенный успех тут дают даже самые простые организационные меры: например, и кассиры, и охрана работают вахтовым методом. Время вахт планируется так, чтобы люди не работали вместе больше нескольких дней, и, следовательно, не имели возможности сговориться. Другой распространенный путь – коллективная ответственность персонала за нарушения.
Наблюдение и контроль
Значимую роль в расследовании и предотвращении хищений уже много лет играет видеонаблюдение, сейчас уже в новом качестве.
Аналоговые камеры с низким разрешением и ограниченным углом обзора заменяются на IP-камеры более высокого разрешения и возможностью удаленного управления зоной наблюдения. Основной инструмент здесь не сама съемка, а анализ изображений. Средства видеоаналитики распознают нестандартные ситуации автоматически и предоставляют оператору уже отобранный набор событий.
Сейчас возможно и распознавание лиц злоумышленников. Например, во время чемпионата мира по футболу в Москве среди болельщиков было распознано и задержано 12 человек, находившихся в федеральном розыске. Так что технически распознать в магазине того, кто уже однажды совершил в нем кражу, вполне возможно.
Существенную роль в применении видеоаналитики играют связанные с ней технологии: системы связи, позволяющие передавать необходимый объем информации, и системы хранения данных, довольно емкие для того, чтобы постоянно держать архив видео хотя бы несколько дней. Залог эффективного расследования – большой срок хранения и отсутствие у охраны доступа к архиву записей и возможности их изменять.
Объединение съемки и учетных систем – инструмент контроля работы кассиров. Видеосъемка и запись лог-файла контрольно-кассового аппарата ведется синхронно. Подозрительные ситуации, например, считывание кассиром штрих-кода товара не с его упаковки, а с собственного запястья распознаются и предъявляются службе безопасности.
Это помогает в распознавании криминальных ситуаций, однако такие решения требуют тонкой настройки: очень важно, например, чтобы обрабатываемые карточки и руки кассира были хорошо видны.
Не одним видеонаблюдением
Однако далеко не любое мошенничество можно отследить при помощи видео. Бывают очень простые схемы, когда кассир намеренно пробивает не все товары покупателя, а на выходе его останавливает охрана, находит «похищенное» и требует заплатить и стоимость товара, и «штраф». ИТ-средствами такие злоупотребления прямо не выявляются, но может помочь применение касс самообслуживания: покупатель будет уверен, что пробил все товары – и именно те, которые он хотел купить.
Каждая новая маркетинговая акция порождает еще один вариант мошенничества персонала, поэтому изменения в системах безопасности перманентны.
Некоторые виды жульничества кассиров, в том числе махинации с бонусными, скидочными картами помогают выявлять аналитические системы, которые обрабатывают данные чеков.
Выявить аномально часто появляющиеся номер карты несложно, и проследить связанные с ним операции тоже. Сопоставляя сведения из нескольких учетных систем, можно установить, кто именно работал в данный момент за определенной кассой. Но противостояние «замок-отмычка» бесконечно: буквально каждая новая маркетинговая акция порождает еще один вариант мошенничества персонала, поэтому изменения в системах безопасности перманентны.
Склады и транспорт, развозящий товары покупателям, тоже являются потенциальной зоной воровства.
Кроме видеонаблюдения, на складах применяются развитые системы контроля доступа и зонирование территории, металлодетекторы, ультрафиолетовые лампы. Товары с высоким риском хищений обрабатывают внутри упаковки порошком, светящимся в ультрафиолетовых лучах, а потом проверяют руки сотрудников. На больших складах хищения – это очень серьезная проблема, и для борьбы с ней применяют целый комплекс мер, в том числе специальное программное обеспечение, автоматизирующее работу склада, прием и выдачу товара, учет его движения внутри территории.
Биометрия
Биометрическое распознавание тоже применяется в ритейле для борьбы с криминальными ситуациями, оно позволяет делать многое, и прежде всего контролировать рабочее время сотрудников, но может применяться и для выявления мошенничества. Практикуются определенные регламенты работы, связанные с безопасностью: например, ювелирный магазин должны открывать два человека. Проверить, что это именно так и происходит, помогает биометрическая система, распознающая отпечатки пальцев.
Безусловно, во внедрениях таких инструментов тоже есть свои тонкости. Аппаратура, протестированная на офисных сотрудниках, совсем необязательно будет надежно работать на складе: руки людей, занятых физическим трудом, чаще повреждаются, кожа более грубая, возможны царапины и порезы. Для таких сотрудников необходимо подбирать другие решения, например, распознавание лиц или венограмму (идентификация по рисунку вен ладони).
Истина – в интеграции
Практика подтверждает два фундаментальных обстоятельства, связанных с системами безопасности.
Во-первых, ни одно средство само по себе не дает хорошего эффекта. Заметные изменения наступают только в результате комплексных мер как технических, так и организационных. Для этого нужны скоординированные усилия ИТ-специалистов, службы безопасности и других департаментов.
Во-вторых, стоимость охранных систем должна разумно коррелировать с возможным ущербом. Кому нужна система безопасности, которая обходится дороже, чем потенциальные потери при краже?
Сергей Бочкарев,
руководитель направления Mobotix в Konica Minolta Business Solutions Russia
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...