0/5

Партнерство «Пятёрочки» и ТК «Кедр» в производстве томатов: в чем выгода для обеих сторон

Партнерство «Пятёрочки» и ТК «Кедр» в производстве томатов: в чем выгода для обеих сторон
время публикации: 10:00  31 июля 2025 года
Фото: пресс-служба «Пятёрочки»
Российские потребители активно включают в рацион свежие овощи и фрукты. Ритейлеры, желая обеспечить покупателям широкий ассортимент и приемлемые цены, заключают партнерства с агрокомплексами. Как строится такое партнерство, и в чем его выгода для обеих сторон – производителя и розничной сети?
Потребление свежих овощей и фруктов среди россиян растет не первый год. Так, по данным аналитиков Россельхозбанка, если в 2023 году в среднем на каждого россиянина приходилось 66 кг фруктов и ягод и 105 кг овощей и бахчевых, то по итогам 2024 года объем потребляемых фруктов достиг 67 кг на душу населения, а овощей – 107 кг.

Важно, что рост потребления продукции в категории ФРоВ отмечается не только в высокий сезон, когда цены на овощи и фрукты снижаются, но и в холодный период. 68% участников опроса, проведенного в феврале 2025 года компанией «Гродан» заявили о регулярном употреблении свежих овощей в холодные месяцы, тогда как два года назад аналогичную привычку отмечали лишь 61% респондентов. При этом заметно снизилось число людей, предпочитающих зимой импортные фрукты и овощи, их останавливает понимание особенностей доставки такой продукции, требующей использования особых технологий и химикатов. 

Практически все федеральные сети расширяют ассортимент в категории ФРоВ, отдавая под этот сегмент более обширные площади. Так, гипермаркеты «О`КЕЙ» в 2020 году представили новый концепт, где вдвое увеличили площади по продаже свежих фруктов и овощей. В компании отмечали, что такие продукты становятся частью основного рациона россиян, и в новой концепции магазина ритейлер сделал упор на расширение такого товарного предложения. 

Несмотря на рост спроса и усилия ритейлеров, Россия отстает от глобальных норм по количеству потребляемых фруктов и овощей. Исследование Центра профилактической медицинской терапии показывает, что более 40% населения употребляет менее 400 г овощей и фруктов в день, именно такой объем по нормам ВОЗ является минимальным для регулярного получения необходимых витаминов и микроэлементов. Факторами, снижающими количество свежих овощей и фруктов в корзине потребителей, являются ограниченный выбор и цена, которая сильно подвержена влиянию не только инфляции, но и сезонных колебаний спроса.




Читайте также: Роман Аврамов, «Пятёрочка»: об эволюции СТМ в «Пятёрочке» – от бюджетных аналогов брендов к уникальным товарам




СТМ – для развития предложения и управления ценой


Стремясь создать широкий ассортимент, отвечающий запросам потребителей и получить возможность более гибкого управления ценой, ритейлеры развивают собственные торговые марки (СТМ) в категории ФРоВ. Флагманской СТМ в сети «Пятёрочка» является бренд Global Village, под которым выпускается более 430 SKU. Продукция этого бренда попадает в каждую вторую корзину потребителей, а сама марка уже стала лидером по узнаваемости и неоднократно становилась лауреатом нескольких премий, в числе которых премия Private Label Awards. 

Значительную часть матрицы Global Village составляют овощи и фрукты. Под брендом производятся зелёный лук, перец чили, мандарины, апельсины, лимоны, бананы, черешня, яблоки, и, конечно, помидоры и огурцы – овощи, которые пользуются максимальным спросом. Как рассказали в пресс-службе сети «Пятёрочка», более 30% потребительской корзины занимает свежая плодоовощная продукция, значительная доля которой – томаты. 

Партнерство «Пятёрочки» и ТК «Кедр» в производстве томатов: в чем выгода для обеих сторон

Особый интерес у потребителей вызывают томаты черри, в которых оптимально выдержан баланс кислоты и сладости. Особенно в зимний период традиционные крупные томаты набирают сладость не так интенсивно, как летом, а черри имеют сладкий вкус независимо от сезона. На полках магазинов «Пятёрочка» покупателям предлагается несколько сортов – по форме и цвету – что стало возможным за счет партнерства с целым рядом крупных поставщиков. В топ томатов по продажам входят весовые красные круглые томаты, а также упакованные - томаты «Фламенко» сливовидные и томаты черри от Global Village и Global Village Selection.

«Спрос на томаты стабильно растет, основными драйверами выступают томаты черри (рост +7% в 1пг 2025 г. в сравнении с аналогичным периодом 2024 г.). При этом летом, в сезон урожая - начиная с мая, спрос также увеличивается - на более чем 50% в сравнении с январем», – рассказали в компании. 

Ориентир на ЗОЖ, стремление к разнообразию, а также желание пробовать что-то новое, необычное – важные тренды в потреблении, и «Пятёрочка» старается следовать им, запуская в продажу не только традиционные продукты, но и совместно с партнерами – агропромышленными комплексами – предлагая не вполне обычные сорта, как, например, в продаже в 2024 году в тестовом режиме появились фиолетовые томаты кубической формы. 

Так, в категории овощей в СТМ Global Village появилась линейка Selection, в которую вошли премиальные коктейльные томаты в более высокой ценовой категории. Помидоры производятся совместно с астраханским агрокомплексом «Кедр», и поставляются во все магазины розничной сети за исключением Калининградской области и Дальнего Востока. В партнерстве с ТК удалось вывести сорт коктейльных томатов с более плотной текстурой, что позволяет обеспечивать доставку по максимально широкой географии страны с минимальными потерями. 

Партнерство «Пятёрочки» и ТК «Кедр» в производстве томатов: в чем выгода для обеих сторон
Фото: пресс-служба «Пятёрочки»


Партнерство с Агрокомплексом «Кедр»


Климат юга России благоприятствует тому, чтобы круглогодично выращивать продукцию должного качества и потребительских свойств; основная часть агропромышленных комплексов сосредоточена именно здесь, как, например, тепличный комплекс (ТК) «Кедр», расположенный в Астраханской области. 

«Готовность партнера соответствовать всем нашим входным требованиям, открытость к тому, чтобы экспериментировать, выводить новые сорта позволили нам заключить агроконтракт и успешно его реализовывать», – рассказали в «Пятёрочке» о причинах выбора для партнерства астраханский ТК. 

Общая площадь теплиц составляет порядка 10 га, на которых высаживаются около 228 тысяч растений. Еженедельно «Кедр» отгружает около 200 тонн готовой продукции, основу которой составляют томаты. В теплицах комплекса имеют опыт выращивания и других овощей, однако решили сконцентрироваться на наиболее востребованных томатах. В первый год работы основным каналом реализации продукции были оптовые продажи, результаты которых не удовлетворили руководство комплекса. Тогда была достигнута договоренность с сетью «Пятёрочка» о заключении агроконтракта. 

Партнерство «Пятёрочки» и ТК «Кедр» в производстве томатов: в чем выгода для обеих сторон
На фото – ТК «Кедр» (фото New Retail)

«Мы работаем по федеральной программе, у нас в работе большое количество экспериментальных позиций, которые были отобраны представителями сети «Пятёрочка» в рамках селекционных мероприятий. На данный момент собран урожай этих томатов и направлен на дегустацию», – рассказал Элах Боршигов, первый заместитель генерального директора ТК «Кедр»

Партнерство «Пятёрочки» и ТК «Кедр» в производстве томатов: в чем выгода для обеих сторон
На фото: Элах Боршигов, первый заместитель генерального директора ТК «Кедр»

Участие в федеральной программе предполагает фиксацию на год вперед закупочных цен и объемов закупки готовой продукции. Таким образом, производитель знает на перспективу, какой объем продукции будет реализован, и по какой цене, а ритейлер уверен в наличии востребованных позиций на полках. Для поставщика партнерство выгодно, так как он имеет гарантию стабильности на несколько лет вперед и, имея гарантированные продажи и доход, он может уверенно инвестировать в развитие собственных мощностей.

Тепличный комплекс «Кедр», который специализируется на производстве томатов, получил разрешение на эксплуатацию в 2022 году. Как рассказал Элах Боршигов, строительство комплекса началось еще в 2019 году, однако внешние факторы, в том числе пандемия, негативно сказались на темпах строительства предприятия. Уже в первый год работы было собрано около 6,5 тысяч тонн томатов, а продукция была направлена в Москву и Московскую область, Санкт-Петербург, Ярославль, Дагестан, Ингушетию, и магазины Южного федерального округа. 

Партнерство «Пятёрочки» и ТК «Кедр» в производстве томатов: в чем выгода для обеих сторон
Фото: пресс-служба «Пятёрочки»

Как подчеркнул Боршигов, «Кедр» – тепличный комплекс пятого поколения, в работе которого используются инновационные технологии, в том числе, на основе искусственного интеллекта. Так, ИИ дает сигнал на создание затемнения в теплицах в периоды высокой солнечной активности и, наоборот, открывает их при недостаточном освещении; с помощью ИИ обеспечивается адресный полив каждого отдельного растения, а также поддерживаются необходимые условия хранения овощей. В России действует всего несколько тепличных комплексов такого уровня.

Партнерство «Пятёрочки» и ТК «Кедр» в производстве томатов: в чем выгода для обеих сторон
На фото: система полива растения

В ТК действующее сотрудничество с федеральной сетью «Пятёрочка» называют «комфортным». Ритейлер формулирует понятные требования к партнерам, стабильно выполняет все достигнутые договоренности и создает условия для продуктивной работы. В то же время торговая сеть «Пятёрочка» важным элементом стратегии развития считает расширение пула поставщиков аграрной продукции, исключая из цепочек доставки овощей от теплицы до полки перекупщиков, и устанавливая прямые партнерства с производителями. Такой подход позволяет контролировать качество продукции и нивелировать скачки цен. 

В ближайшем будущем торговая сеть планирует подписать с поставщиком стратегическое партнерство. Оно предполагает совместную работу на протяжении 3-5 лет. Подписание соглашения выгодно обеим сторонам, так как ритейлер получает стабильные объемы и качественную продукцию на протяжении продолжительного времени, а аграрный комплекс получает широкий рынок сбыта и фиксированное ценообразование, не зависящее от колебаний спроса, инфляции, влияния импорта и иных геополитических факторов. 

NEW RETAIL



0
Реклама на New Retail. Медиакит