Те, кто сталкивался с суровой советской торговлей, прекрасно понимают ценность правильной культуры в магазине. «Достать» что-то нужное было практически невозможно, и в таких условиях работники торговли считали приятный диалог с покупателем вещью совершенно лишней. Сейчас, к счастью, все иначе.
Обычно, после того, как вы приходите в магазин, достаточно пары минут, чтобы определить, к какой из следующих категорий он относится:
«Здесь набирают продавцов, не обращающих внимание на клиента»
«Продавцы помогут только, если попросить»
«Вечно никого нет дома»
«Здесь работают одни хамы»
«Сюда набирают только настоящих профессионалов, способных сделать процесс покупки лёгким и приятным»
Конечно, в реальности таких типов, или, как мы будем называть их в этой статье, Культур, гораздо больше. На самом деле, она уже есть у КАЖДОГО магазина. По-настоящему интересный вопрос – планировали ли вы, чтобы культура вашего магазина была именно такой?
В США есть одна сеть магазинов, впечатление о которой у всех одинаковое. Кого ни спроси, ответ будет одинаков: «В этой компании работают только настоящие профессионалы. Там лучший сервис и в целом их магазины – это очень приятное место».
Меня то и дело спрашивают, как им удалось этого добиться. Я очень часто слышу мнения в духе «наверное, они потратили кучу денег на обучение персонала».
Заинтересовавшись вопросом, я провел мини-исследование и выяснил, что компания не организовывала систематического тренинга в области обслуживания посетителей и вообще не обучала своих сотрудников продажам.
Во-первых, у них всё же есть какой-никакой план, и показатели эффективности, по которым оценивается работа каждого сотрудника. Конечно, это играет роль, но не объясняет, как им удалось создать такую культуру, не тратя ресурсов на формальное обучение сотрудников.
С другой стороны, из-за такой культуры интересные вещи начинают происходить в процессе собеседования при приёме сотрудников на работу.
Обычно кандидаты знают о репутации компании, когда приходят на собеседование. Там им задают четыре вопроса.
Первый: «Как вы думаете, чем в первую очередь известна наша компания?» Ответ всегда один: «Превосходный сервис». Каждый, кто хоть что-то слышал о компании, знает об этом.
Затем второй вопрос, который обычно звучит так: «Что, по-вашему, означает «качественный сервис»?» Ответ прост. Чтобы его знать, не надо проходить обучение. Обычно он звучит так: «Это означает делать все возможное, чтобы посетитель остался доволен».
Третий вопрос: «С кем из посетителей вы готовы так работать?» Естественно, кандидат отвечает: «Со всеми».
Наконец, интервьюер говорит, что взгляды кандидата на сервис совпадают с взглядами компании и говорит что-то вроде «Поздравляю, вы приняты. Однако, в тот момент, когда вы перестанете так же относиться к сервису, вы перестанете здесь работать. Вам это понятно? Кандидат отвечает «Да» и приступает к работе.
Теперь на компанию ложится груз поддержания дисциплины в случае нарушения её правил. Возможно, в начале пути это составляло определённые трудности, но теперь – нет.
Сегодня применение суровых мер в случае серьёзных нарушений – редкость. Многие проблемы предотвращает именно организационная культура.
Во-первых, если люди не разделяют взглядов копании, они просто не пойдут туда работать. Во-вторых, бо́льшая часть сотрудников теперь серьёзно относится к обязанностям и негативно воспримет действия их коллеги, не захотевшего играть по правилам. Другими словами, в таких условиях соблюдение профессиональных стандартов обслуживания начнёт поддерживаться не только усилиями управляющего, но и самих сотрудников.
Эта компания – прекрасный пример того, как нужно строить систему, включая в неё правильных людей, а не наоборот. Если строить систему вокруг определённых людей, ничего не получится: люди приходят и уходят, и придётся всё начинать сначала. В этой компании есть система, подразумевающая высокий уровень потребительнского сервиса. Когда приходит новый сотрудник, ему приходится соответствовать правилам. Система не делает поблажек. Она просто включает новичков в работу.
В другой очень известной сети магазинов нет такой политики, направленной на улучшение качества сервиса. С другой стороны, там очень либеральная политика возвратов. Её клиенты в результате не ждут высококлассного сервиса в зале, но вместо этого уверены, что стоит им столкнуться с проблемой при использовании купленного товара, как им быстро помогут, и, в случае неисправности товара, обменяют его или вернут деньги. Этот подход компания избрала осознанно. В результате к ним приходят клиенты, которых устраивают такие условия.
При этом во многих магазинах посетители могут совершенно не воспринимать их культуру. К примеру, они могут получить адекватный уровень сервиса, но при этом столкнуться с ужасной политикой возвратов. Или, в магазине очень ответственный управляющий, а все остальные сотрудники – нет.
Вот такие ситуации и служат примером неопределённой культуры магазина. В ситуации, когда магазин сам не работает над своей репутацией, мнения клиентов о нём бдут очень сильно разниться. В отдельных случаях они воообще могут затрудниться сказать что-то конкретное о нём.
Культура магазина может также сильно зависеть от управляющих.
В особенности это проявляется, когда руководство сети не работает со Стандартами профессионального поведения. Я недавно работал с одной сетью и столкнулся как раз с таким случаем.
Когда я пришёл в первый магазин, я увидел группу неповоротливых, скучающих и безразличных к посетителю людей. Придя в другой магазин, я обнаружил полную противоположность: улыбки, смех и заботу о клиенте. Встретившись с управляющими на следующий день, я сразу понял, кто из них и чем руководил. А у владельца сети до этого момента даже и мысли не было о такой разнице в работе его магазинов.
Посмотрите свежим взглядом на свой магазин, и ответьте на простой вопрос: соответствует ли его культура вашим планам и ожиданиям? Если вам не нравится ваш ответ, то самое время что-то предпринять.
Культура, возникшая стихийно, врад ли будет отвечать целям компании. Сама по себе она никуда не исчезнет. Подумайте, что вы хотите сообщить посетителям, и пообещайте себе, что добьётесь изменений.