0/5

Опасности мирной профессии или скрытые угрозы ритейла

Опасности мирной профессии или скрытые угрозы ритейла
время публикации: 10:00  15 марта 2019 года
Как вовлечь сотрудников в поддержание безопасности на торговых площадях, проводя для них практические тренинги по охране труда?

Опасности мирной профессии или скрытые угрозы ритейлаНа фото: Лариса Божинская, заместитель руководителя Учебно-методического центра «ЭКОСТАНДАРТ»

Когда речь заходит о производственном травматизме, в голову приходят ассоциации с шахтерами, моряками, пожарными – словом, профессиями, которым сопутствует большой риск. 

Никто не думает о скользком полу в коридоре банка или о плохо закрепленной полке в офисе. При этом халатное отношение к предотвращению даже незначительных на первый взгляд угроз может привести к ущербу для здоровья работников. 

В каждой отрасли ритейла есть свои производственные риски. В торговом зале магазина одежды на посетителя может упасть манекен, а в примерочной - сорваться и разбиться зеркало. Сотрудник может получить ожог от отпаривателя или упасть со стремянки на складе. Последнее, кстати, стоит на первом месте среди видов травматизма в одном из крупнейших мировых ритейлеров одежды. На втором месте – бьющиеся зеркала, а падение манекенов – на третьем. 

К тому же всегда остается угроза пожара из-за замыкания в электрощитовой и другие риски, актуальные не только для ритейла.
 
После трагедии в Кемерово МЧС стало уделять повышенное внимание торговым центрам - местам массового скопления людей, большинство из которых думает о предстоящих покупках и понятия не имеет, где находятся аварийные выходы и как действовать при пожаре или в чрезвычайной ситуации. 

МЧС проводит тренировочные эвакуации на подобных объектах в среднем дважды в год, однако в торговых точках некоторых ритейлеров в течение месяца сменяется до 70% сотрудников. При такой текучке у работников часто нет шанса застать плановые тренировочные эвакуации МЧС, поэтому все обучения охране труда и пожарной безопасности остаются на совести работодателя. 

Задача специалиста по охране труда в ритейле – видеть все риски на рабочих местах и по возможности предотвращать их. Однако обеспечить максимальную безопасность можно, лишь вовлекая в охрану труда самих работников. Обращая внимание сотрудников на потенциальные источники травм на их собственных рабочих местах, специалист по охране труда меняет образ мыслей своих коллег и учит их оценивать риски. В следующий раз продавец магазина, возможно, не поставит свою бутылку с водой рядом с клубком проводов под кассой, увидев в этом угрозу замыкания. 

Эффективный способ привлечь сотрудников к вопросам безопасности – проводить для них практические тренинги по охране труда, пожарной, экологической и электробезопасности. 

Опасности мирной профессии или скрытые угрозы ритейла

Такие тренинги хорошо дополняют обязательные по закону обучения, которые рассчитаны в основном на получение теоретических знаний, и позволяют не просто обучить сотрудников важным практическим навыкам, но и заинтересовать их вопросами собственной безопасности.

Для бизнеса это также шанс продемонстрировать социальную ответственность, причем одновременно по отношению к сотрудникам и потребителям. Компании-арендаторы торговых площадей постепенно берут ответственность за безопасность сотрудников и посетителей торговых центров. Комплексно обучая сотрудников правилам охраны труда и поведения в чрезвычайных ситуациях, арендаторы торговых площадей делают посещение магазинов более безопасным.

Обучающий тренинг включает разные тематические блоки: эвакуация с высоты и из задымленного лабиринта, работа с огнетушителем и пожарным рукавом, перевязочный пункт и сердечно-легочная реанимация. Продолжительность тренинга, набор блоков и количество инструкторов могут меняться в зависимости от нужд компании. 

Например, компания Х собрала на обучение 124 работника головного офиса и 48 сотрудников региональных магазинов. Участников разбили на группы по 24 человека и в течение 3,5 дней на специализированной площадке МЧС обучали в две смены – утреннюю и вечернюю. 

Для такого количества участников привлекли 15 инструкторов - действующих сотрудников МЧС России: лучших специалистов поисково-спасательных отрядов МЧС 2017 года, фельдшеров отрядов МЧС и сотрудников Российского Красного Креста. Как видим, для крупных ритейлеров такой тренинг – возможность обучить сотрудников офиса и представителей торговых точек за один раз.

Практические тренинги проводятся для группы сотрудников, поэтому в них всегда есть элемент тимбилдинга. Идея совместить такой тимбилдинг с привычным корпоративом или выездом на природу набирает популярность среди бизнеса. Пока к интерактивным форматам обучения проявляют интерес в основном крупные компании, у которых много сотрудников и выделяются отдельные бюджеты на корпоративные мероприятия.




Читайте также: Без паники! Как сделать Торговый центр территорией безопасности



 
Несмотря на игровой формат и легкую подачу информации, практические тренинги – это настоящая инвестиция в охрану труда. Участники тренингов приобретают навыки, которые могут сохранить им здоровье и даже жизнь. Благодаря инициативе компании многие сотрудники впервые держат в руках огнетушитель и тем более применяют его. 

Курсы первой помощи существуют, и при желании частное лицо может обучиться сердечно-легочной реанимации и перевязке, а вот научиться работать с альпинистским снаряжением при спуске с высоты, пользоваться пожарным рукавом или эвакуироваться из незнакомого задымленного пространства будет гораздо сложнее. 

Считается, что интерактивные занятия лучше всего работают с детьми, однако и взрослые люди с большим интересом получают практические навыки, чем слушают теоретические лекции. Когда удается совместить информативность и интерактивную подачу, получается идеальный урок для любой аудитории.

Лариса Божинская, 
заместитель руководителя Учебно-методического центра «ЭКОСТАНДАРТ»

0
Реклама на New Retail. Медиакит