Студент на лето: как привлечь молодежь для работы в сезон
время публикации: 10:00 07 июля 2021 года
Лето – традиционно высокий сезон поиска подработки студентами. И многие работодатели предлагают вакансии специально для них. «Авито Работа» выяснила, насколько компании рады студентам и какие зарплаты готовы им платить. А также – что думают рекрутеры и кадровые консультанты о том, как правильно управлять молодежью.
Дмитрий Пучков, руководитель по развитию «Авито Работы».Cтудент в любой точке мира сталкивается примерно с одинаковыми финансовыми проблемами и находит одни и те же способы их решения. В Великобритании, например, можно получить кредит на содержание (maintenance loan) и покрыть им аренду жилья. Не во всех странах молодые люди могут воспользоваться такой поддержкой. Но даже там, где кредит на содержание существует, студентов он не избавляет на 100% от всех забот.
Деньги, которые можно получить от правительства, не покрывают все расходы на проживание, поэтому обучающиеся вынуждены экономить и усердно работать наряду с учебой, говорится в исследовании The National Student Money Survey 2020, проведенном среди 3161 студента университетов Великобритании в апреле - августе 2020 г. 74% респондентов в качестве основного источника дохода назвали maintenance loan, и еще столько же – работу на неполный рабочий день.
Ближе к лету студенты российских вузов также активно ищут работу. Так, согласно данным базы «Авито Работы», за май количество вакансий для студентов без опыта работы и с любыми графиками занятости кроме вахты выросло на 13%, а количество откликов на эти предложения от работодателей – на 57% (данные по всей России).
В свободное от учебы время молодежь рада занять себя чем-нибудь полезным, и не важно, будет подработка совпадать с профилем обучения, или нет. Больше половины студентов (65%) считают, что подработка может быть из какой угодно сферы, таковы данные опроса, проведенные «Авито Работой» в апреле-мае среди 865 респондентов в возрасте от 18 до 25 лет. Гораздо меньшая часть респондентов (11%) высказалась, что подрабатывать следует сугубо по своей профессии.
Но у молодых людей есть ожидания. Прежде всего, это касается рабочего графика. 48% студентов готовы трудиться неполное время (сокращенный рабочий день) и 26% – полный рабочий день. Что же касается зарплатных амбиций, то относительно подработок у большинства студентов они вполне умеренные. Так, почти каждый четвертый молодой человек (23%) рассчитывает на вознаграждение от 16 до 20 тыс. руб. И лишь 11% – на зарплату от 50 тыс. руб.
«Авито Работа» решила выяснить, насколько компании рады студентам и какие зарплаты готовы им платить (вне учебной стажировки). А также – что думают рекрутеры и кадровые консультанты о том, как правильно управлять молодежью.
Сергей Миронов, основатель сети ресторанов «Мясо&Рыба»:
«Студенты у нас могут работать официантами и барменами, реже - поварами. График работы стараемся выстраивать так, чтобы студентам было удобно: суббота-воскресенье и одна вечерняя смена в будний день.
Одна из самых популярных вакансий для студентов в ресторанном бизнесе - раннер (помощник официанта). Ему не надо учить меню, его роль заключается в разносе готовых блюд. Доходы у каждого сотрудника в ресторане разные. Официант с опытом работы хотя бы год, знающий гостей ресторана, при хорошей летней нагрузке может зарабатывать 100 тыс. руб. (зарплата и чаевые) Более опытный – больше, до 150 -200 тыс. руб. в месяц».
Светлана Кузьмина, руководитель отдела подбора, интеграции и развития бренда работодателя FM Logistic в России:
«Осенью 2020 г. мы подобрали подобрала 174 упаковщика на комплектацию шоколадных наборов к Новому году. Компания привлекла студентов для работы по графику: два дня в неделю по шесть часов в день. Молодые люди зарабатывали в среднем по 15 тыс. руб. Сейчас на летний период у нас открыт набор в Ступино: работа также заключается в комплектации кондитерских наборов и предполагает занятость 5 дней в неделю при неполном рабочем дне. Заработать можно до 30 тыс. руб.».
Милена Акопян, руководитель подбора персонала ГК «Шоколадница»:
«На период летних каникул студенты могут подработать у нас официантами. Сейчас их доля в общей численности рабочего персонала сети составляет почти 40%. Каждый официант-студент может заработать от 25 тыс. руб. и больше - предела нет. Все зависит от объемов продаж, так как основная часть заработка - это процент от товарооборота».
Подработать летом можно и интеллектуальных трудом. Например, в IT-компании - как крупной, так и средней.
Смирнова Камилла, НR-директор компании Agima:
«С каждым студентом мы заключаем официальный гражданско-правовой договор, в котором прописываем состав работ. С кем-то из молодых людей сотрудничаем каждый месяц, а с кем-то – раз в год. Все зависит от количества задач, которые необходимо выполнить компании в конкретный период.
В январе - феврале нагрузка у нас минимальная, ровно так же, как и в мае. А вот летом и в четвертом квартале обычно много работы. В этот период мы привлекаем больше всего внешних специалистов. Студенты могут работать в отделе дизайна, пиара и маркетинга. Они рисуют баннеры, лендинги, делают промоушен-дизайн, пишут статьи и кейсы на сайт.
Также мы работали со студентами, когда готовились к организации забега для IT-специалистов. Зарплата зависит от количества затраченных часов и сложности выполненной работы, поэтому вилка в месяц может быть совершенно разной: от 5 до 50 тыс. руб.».
Трудности поиска
Рекрутеры и кадровые консультанты отмечают: найти студентов даже на сезонные работы подчас бывает не просто. Тем, кто все-таки ищет молодежь, в пик сезона, следует учитывать следующее:
● Вырабатывайте подход к студентам.
«Стартовые позиции, которые предполагают рутинную или физическую работу, привлекают далеко не всякого студента старших курсов», - делится партнер хэдхантинговой компании Cornerstone Владислав Быханов.
По его мнению, с одной стороны, работодателям не помешает применять особый подход к молодежи – подробно рассказывать о возможностях работы у них, учитывать пожелания студентов относительно периодичности выплаты зарплаты (многие хотят ежедневных выплат) и рабочего графика. А с другой, и сами вузы должны просвещать молодых людей – убеждать, что успешную карьеру можно построить не только в крупной корпорации, но и в среднем и малом бизнесе с позиции начинающего специалиста.
Читайте также: Поколения Y и Z: отношение к работе в кризисное время (кто готов к переработкам и отказу от соцпакета?)
● Студенты готовы подрабатывать в любых отраслях, и все же лучший вариант - дать им возможность применить на практике конкретные знания.
«Студенты наиболее эффективны на простых временных работах, которые совпадают с профилем обучения, - считает гендиректор консалтинговой компании HR-UP Иван Канардов. - Например, если специальность связана с розничной торговлей - товароведение, коммерция, торговое дело, менеджмент в торговле - то лучше в качестве подработки молодым людям предлагать потрудиться в этой же сфере. Товароведу для профессионального развития не помешает постоять за прилавком, заняться выкладкой товара.
А вот известная всем уборка урожая – фронт работ совсем не для студентов. Это тяжелый физический труд, на который они не мотивированы. Для работы на полях лучше приглашать сезонных рабочих. Последние, возможно, так же, как и студенты, не имеют навыков, необходимых для сбора урожая, но они быстрее учатся: многим из них нужно кормить семьи, тогда как студентов есть кому поддержать. Сезонным рабочим придется больше заплатить, но их производительность будет в разы выше».
● Если вы все-таки наняли студентов на физические работы, придумайте для них бонус.
«Студентом я подрабатывал в овощехранилище, – вспоминает Канардов. - Это было здание, разделенное на блоки площадью 8 кв. метров. Каждый из них был доверху заполнен овощами. Нам нужно было перебрать и сложить в мешки картошку - один блок за один день на троих студентов. Норму мы не выполняли, но когда руководство пообещало дополнительный выходной в пятницу, стали управляться за три часа. Причем не халтурили, в мешках лежала хорошая картошка».
● Будьте привлекательны для студентов.
Работодатели стараются общаться с молодежью в соцсетях. Верное решение, но успех такого общения зависит от многих нюансов, считает Юлия Магась, основатель digital-агентства MOSSMM.
Например, используя Instagram, следует больше делать «живого» контента: снимать stories, показывать жизнь компании, проводить прямые эфиры. Можно публиковать истории о работниках, знакомить с коллективом. Важно показать потенциальным кандидатам «человеческое лицо» компании, чтобы им захотелось стать частью команды, подчеркивает Магась.
Дмитрий Пучков,
руководитель по развитию «Авито Работы».
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...