Без скидок: табачный риск ритейлера или история одного юридического спора (наши дни)
время публикации: 10:00 14 декабря 2017 года
Поставив точку в споре торговой сети Billa с Роспотребнадзором, определение Верховного Суда может вызвать волну проверок в адрес других ритейлеров.
На фото: Игорь Гущев, старший партнер юридической компании «Дювернуа Лигал»
Ритейлеры оказались в сложной ситуации – законодательство, казалось бы, дает им возможность продавать сигареты ниже максимальной розничной цены. При этом судьи склонны истолковывать подобные действия как нарушения — об этом свидетельствуют решения судов разных инстанций по кейсу торговой сети Billa, тщетно пытавшейся оспорить в судах нескольких инстанций законность постановления Роспотребнадзора о штрафе. Сколько ритейлеров по всей стране предпочли в течение этого года заплатить штрафы, история умалчивает.
Дело в том, что внутри Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (15-ФЗ) заложена правовая коллизия, которая позволяет по-разному толковать продажу сигарет ниже максимальной розничной цены. Статья 13 определяет минимальную цену на сигареты на уровне 75% от максимальной розничной цены, фактически допуская колебания цен в розничных точках в пределах 75-100% от цены пачки, заявленной на упаковке. В то же время Статья 16 запрещает «применение скидок с цены табачных изделий любыми способами».
Вопрос – может ли продавец устанавливать цену на сигареты меньше, чем максимальная цена, указанная на пачке?
Кейс Billa стал публичным именно потому, что компания пыталась оспорить решение о штрафе в разных инстанциях, дойдя в марте 2017 года до Верховного суда. Рассмотрим эту историю подробнее.
Как следует из материалов кассационной жалобы, в ходе плановой выездной проверки в магазине Billa в январе 2016 года был установлен факт «стимулирования продажи табачной продукции путем реализации табачных изделий по цене ниже максимальной розничной цены», что является нарушением статьи 16 15-ФЗ. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Москве вынесло постановление о привлечении ритейлера к административной ответственности, назначив наказание в виде штрафа.
Компания решила штраф не платить и обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании решения незаконным и отмене постановления о штрафе, но в начале этого года получила отказ в удовлетворении заявленного требования. Это решение оставили без изменения и суды следующих инстанций, – летом 2016 года такое решение принял Девятый арбитражный апелляционный суд, в ноябре – Арбитражный суд Московского округа. А в этом году судья Верховного суда отказал Billa в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в Верховном суде. Время на оспаривание уже прошло, так что можно говорить о том, что в этом деле решение принято окончательно.
Очевидно, что сегодня судебные органы трактуют любую цену, отличную от той, что указана на упаковке (это максимальная розничная цена, акциз платится именно с нее), как стимулирование потребления табачных изделий. Теперь, после отказа, полученного Billa в Верховном суде, можно ожидать активизации проверяющих органов на предмет проверок соблюдения 15-ФЗ, а точнее, того ее пункта, что запрещает стимулирование. И торговым сетям нужно иметь в виду эту угрозу – учитывая усиливающийся в последнее время надзор за сетевой розницей, правовая коллизия 15-ФЗ может стать настоящим «ящиком Пандоры».
Оптимальным вариантом будет устранение противоречия и однозначное трактование закона. И больше всего в этом сейчас должны быть заинтересованы именно ритейлеры, ведь кто-то будет следующим…
Игорь Гущев
старший партнер юридической компании «Дювернуа Лигал»
0
Последние новости
Самое популярное
- Искусственный интеллект: возможности и риски для маркетинга и бизнеса
- Цель – защитить селлеров от маркетплейсов: разбираем детали законопроекта, регул...
- Как меняется сегмент перевозок для маркетплейсов?
- Не нужно бояться: как в Desport перешли на отечественное ПО
- Купите это немедленно: как увеличить спонтанные покупки в ритейле (кейсы)