0/5

Цена ошибки: какие юридические промахи чаще всего совершают селлеры маркетплейсов

Цена ошибки: какие юридические промахи чаще всего совершают селлеры маркетплейсов
время публикации: 10:00  17 ноября 2023 года
Фото: Master1305 on Freepic
Торговля на маркетплейсах – это не только товар, логистика и клиентский сервис, это еще и множество юридических мелочей, которые могут приводить к крупным проблемам. Зарегистрировать кабинет на бабушку или разместить фото, взятое из открытого источника, – «пустяки», которые нередко выливаются в серьезные судебные разбирательства и обидные финансовые потери.
Виктория МеллитМаркетплейсы в России показывают стабильный рост. По итогам 2022 года их общая доля обороте интернет-торговли достигла 73%. Однако, судя по исследованию Tinkoff Data, из всех продавцов, которые пришли на этот рынок в 2022 году, работают до сих пор лишь 65%.

Мы поговорили с адвокатом селлеров, одним из соавторов законопроекта о регулировании деятельности маркетплейсов в России Викторией Меллит, о том, какие ошибки чаще всего совершают предприниматели при выходе на маркетплейсы, и как их избежать. 


1. Регистрируют личный кабинет на иное лицо


Оформление кабинета на своего партнера или родственника без заключения письменного соглашения о порядке сотрудничества между сторонами несет риск остаться не только без доступа к кабинету, но и без товара и денежных средств. 

Например, вы захотели оформить юрлицо и личный кабинет на свою бабушку, которая живет в другом городе, маркетплейс по каким-то причинам наложил штрафы, которые необходимо оспаривать в суде, и теперь вам сперва придется доказывать свою причастность к этому бизнесу. А как это сделать без соответствующих документов? 

Кроме того, ваш партнер или родственники могут в любой момент передумать и прекратить сотрудничество, юридически что-то доказать будет сложно, потребуется немало времени для отстаивания своей правоты в судах. При этом следует помнить, что тот же Wildberries не переоформляет кабинеты с одного ИП на другой. 


2. Не изучают документы и невнимательно относятся к правилам площадок


Перед тем как начать работу с маркетплейсом, необходимо тщательно ознакомиться с его требованиями и правилами работы на площадке. У некоторых маркетплейсов, например, Вайлдберриз, изменения могут происходить несколько раз в день и в них необходимо ориентироваться, чтобы потом грамотно защищать свои интересы. Фиксируйте, как правильно маркировать товар, заполнять карточки и т.д., чтобы избежать штрафов и возврата товара.

У Wildberries есть договор-оферты и есть отдельно размещённый перечень запрещённых для продажи на маркетплейсе товаров. Поставщик изучает договор, видит, что другие аналогичные товары продаются на площадке и думает, что может продавать все, что угодно, потому что этот отдельный список он пропустил. Соответственно у него возникает риск блокировки и начисления штрафов, потому что по факту его продукция запрещена к реализации на торговой площадке.




Читайте также: Создание собственного маркетплейса глазами юриста: пошаговый план запуска




3. Используют чужие фотографии и товарные знаки


Ситуации с использованием фото других продавцов на маркетплейсах происходят достаточно часто. Правообладатель, защищая свои интересы, может обратиться в суд с иском к такому селлеру. Выплата компенсации по таким делам может достигать 5 млн руб. Прибавьте сюда также дополнительные убытки, поскольку маркетплейс блокирует продажи товара и продавцу приходится забирать его со склада и оплачивать эту услугу. 

Нельзя забывать, что запрет распространяется и на использование изображений из открытых источников. В карточках товара можно использовать только те снимки, которые сделали вы лично или которые выполнили по вашему заказу. Из описаний товаров в карточках нужно убрать все товарные знаки/бренды, права на которые вам не принадлежат. 

Кроме того, если вы хотите использовать слово или логотип в качестве своего названия/бренда, то предварительно убедитесь, что права на него никому не принадлежат. После этого и особенно при наличии планов на развитие зарегистрируйте свое обозначение/логотип. 

Из громких прецедентов за последние годы, кипрская компания «Филдпойнт (Кипр) Лимитед», которой принадлежат права на товарные знаки Zepter International и Z logo обратилась в суд, чтобы взыскать компенсацию за нарушение исключительного права на товарный знак Zepter (известная посуда – прим. ред.) Еще ранее к Wildberries был предъявлен иск о незаконном использовании товарного знака Westland, самое громкое дело – иск художника Никаса Сафронова на 10-млрд руб. 

Цена ошибки: какие юридические промахи чаще всего совершают селлеры маркетплейсов
Имидж: Felicities on Freepic


4. Не делают фото и видеофиксацию документов 


При рассмотрении дел о нарушении со стороны маркетплейсов бывает сложно представить доказательную базу, если нет необходимых материалов – документов, скриншотов, фотографий и т.д. Поэтому фиксируйте, каждый шаг в работе с площадкой, сохраняйте максимум возможных документов – договоры, акты, отчеты, накладные транспортных компаний и т.д. Если делаете скриншот, то обращайте внимание, чтобы на нем были видны все данные: ссылка на сайт, дата и время, кому принадлежит личный кабинет и т.д.


5. Не проверяют регулярно личный кабинет


Бывает, что поставщики, не получив желаемого результата или осознав, что торговля на маркетплейсе им не подходит, забрасывают свой личный кабинет – не заходят, не проверяют. В это время могут произойти изменения в договоре-оферты и их товар может попасть под запрет или возникнет необходимость приложить дополнительные документы: сертификаты и т.д.

Если не внести изменения, маркетплейс может наложить штраф. Если в течение семи дней его не оспорить, то значит у вас нет возражений. Поэтому личный кабинет необходимо проверять регулярно и сразу же связываться с техподдержкой в случае несогласия. 

Как видите, в торговле на маркетплейсах не бывает мелочей, которые не могут со временем или с течением обстоятельств трансформироваться в серьезные проблемы. Торговый бизнес – это высокорисковая среда, и задача каждого предпринимателя свести к минимуму вероятность их возникновения. 

Виктория Меллит,
Практикующий адвокат.

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит