0/5

Работает ли импортозамещение в DIY

Работает ли импортозамещение в DIY
время публикации: 15:00  12 июня 2015 года
В свете текущей экономической ситуации термин «импортозамещение» обрел особый и очень важный смысл. В то время как одни возлагают на него большие надежды, другие – не упускают возможности пошутить на этот счет. Так как же реальные перспективы импортозамещения в России? На недавно прошедшем саммите DIY, Household & Garden Centres Retail 2015 этот вопрос был поставлен ребром.
В рамках саммита DIY, Household & Garden Centres Retail 2015 спикеры, оперируя цифрами и фактами, обсудили, каков реальный спрос у сетей на продукцию российских производителей и сравнили, сколько сейчас на самом деле реализуется российских, китайских и европейских товаров на отечественном рынке. 

В разговоре приняли участие продюсер BBCG Яна Григорян, коммерческий директор «Касторамы Рус» Тома Данутан, директор группы закупок «Сантехника» «Леруа Мерлен» Светлана Конюхова, а также руководитель группы исследований товаров для дома компании GFK Ирина Рыбакова и исполнительный директор УК «Старт» Сергей Якименко.

Продюсер BBCG Яна Григорян выступила в качестве модератора дискуссии и в начале сессии обозначила ключевые векторы развития диалога.

IMG_3210.jpg

Коммерческий директор «Касторамы Рус» Тома Данутан в свою очередь рассказал о специфике работы на российском рынке и отметил, что несмотря на кризис и прочие неблагоприятные экономические условия, качество – всегда важнее. 

DSC_2619_1.JPG

С одним из самых информативных докладов выступила Ирина Рыбакова, руководитель группы исследований товаров для дома компании GFK. Отдел, которым руководит спикер, занимается аудитом розничных продаж, подключаясь в цепочку в тот момент, когда товар переходит в кассы торговой сети к потребителю. Данные компания получает напрямую от розничных компаний и поэтому имеет возможность анализа на детальном уровне. Цифры, которые озвучила Ирина Рыбакова, относились к DIY-сетям широкого ассортимента, чья площадь торговых точек превышает 1 000 квадратных метров.

Ирина отметила, что на данный момент «огромное количество лакокрасочных заводов, чья доля чистого импорта не превышает 10% из того, что продают в сетях». Однако с точки зрения потребителя очень многие товары, даже если они производятся в России, воспринимаются покупателями как иностранные. Спикер объяснила это тем, что «потребитель в некоторый момент может оказаться возле полки в некотором замешательстве, пытаясь вычитать на коробке, где же это произведено». По этой причине Ирина Рыбакова в своей презентации предложила взглянуть на рынок не с точки зрения производства, а с точки зрения потребителя и его восприятия. 

«Некоторые крупные бренды я отнесла к иностранным, поскольку они принадлежат иностранным компаниям несмотря на то, что они производят статистически в России. Если мы обратим внимание на структуру продаж, то увидим, что в натуральном выражении локальные лакокрасочные компании занимают более 60%», – отметила спикер.

DSC_2625_1.JPG

Также Ирина Рыбакова сообщила, что товары иностранных брендов приросли в цене на 16% к первому кварталу прошлого года. В то время как отечественные торговые марки – всего на 3-4%. 

Тем временем на рынке электроинструментов ситуация несколько иная. Российские бренды в сетях практически не представлены. «То, что здесь называется локальными производителями – это скорее товары российских компаний, произведенные в Китае», – отметила Ирина Рыбакова. Она добавила, что «более печальная картина была в первом квартале».
 
Что касается отделочных материалов, а именно напольных покрытий, обоев и керамической плитки, то здесь эксперт в своем исследовании ориентировалась только на 125 брендов, которые делают примерно 80% оборота. Например, в напольных покрытиях иностранные компании занимают почти 54% рынка, в частности китайские – 3%, а российские – 26%. В сегменте керамической плитки ситуация складывается иная. Иностранные бренды в сетях продаются меньше, а подавляющее большинство – это российские производители. 

Сергей Якименко, исполнительный директор УК «Старт», также поделился цифрами относительно своей компании. Он отметил, что в 2014 году 40% в закупках составляла доля российских производителей. Все остальное – это товары зарубежного происхождения.

DSC_2623_1.JPG

«В целом, если говорить по отдельным группам от российских производителей: товары для дома, посуда – 20%, интерьер, текстиль – 71%, инструменты – 28%, стройка – 63%, сантехника – 53%, лаки, краски – 47%, хозтовары – 47%, бытовая техника – 6%», – озвучил данные Сергей Якименко.

За 2014 год компания в целом с 42% закупок российских товаров выросла до 46,5%. Как отметил спикер, с ростом курса доллара закупщики старались снизить скачок закупочных цен, что сделало российские товары более конкурентоспособными. Он также добавил, что «сейчас выгодно завозить российские товары в широком ассортименте».

Светлана Конюхова, директор группы закупок «Сантехника» сети «Леруа Мерлен», отметила, что компания в первую очередь рассматривает российского производителя.

«Импортозамещение – это цель, которая встала сегодня. Но мы начали эту работу с момента прихода на рынок России», – заявила Светлана.

DSC_2616_1.JPG

Стоит отметить, что на сегодняшний день «Леруа Мерлен» – это 36 открытых магазинов по всей России и 565 поставщиков, 140 из которых региональные. Светлана Конюхова сообщила, что с момента открытия первого магазина в 2004 году компания увеличила количество российских поставщиков более чем в четыре раза. В результате, на примере ламината и плитки для ванны, была отмечена значительная доля роста российского продукта.
 
Светлана Конюхова сообщила, что компания имеет огромное желание начинать работать с небольшими производителями. 
«Это философия нашей компании: поддержка регионов, в которые мы приходим. Это предложение как к самому региону, так и к производителю, который присутствует в этом регионе. Цель работы попутно с развитием – это выход на более высокий федеральный уровень, появление продукта в сети, чтобы покупатель смог его увидеть. Безусловно, мы работаем над упаковкой, над структурой затрат и делаем это вместе с поставщиком. Региональные менеджеры, которые работают в наших регионах, активно сотрудничают с региональными партнерами таким образом, чтобы коммуникация происходила на высочайшем уровне», – сказала директор группы закупок «Сантехника» сети «Леруа Мерлен».

В завершении своей речи Светлана Конюхова подытожила, что первая цель компании – увеличение доли российских производителей, а вторая – прямой контакт с производителями. Эта позиция вполне может являться ценным инсайтом как для поставщиков и производителей, так и для элементов розницы. 

Подробности об импортозамещении в DIY выяснила Надежда Журавлева

0
Реклама на New Retail. Медиакит