0/5

«РИТЕЙЛ 2020. Будущее, которого никто не видел»: Отрезвляющий удар по экономике. Часть третья.

«РИТЕЙЛ 2020. Будущее, которого никто не видел»: Отрезвляющий удар по экономике. Часть третья.
время публикации: 10:00  16 января 2020 года
Теги: будущее
Чтобы понять будущее, нужно заглянуть в прошлое. Там, где ритейл был 15-20 лет есть немало ответов и на современные вопросы.
Из фантастического будущего первой части сериала и второй части о смысле сетевых магазинов в настоящее время мы заглянем в прошлое всего на какие-то 15 -20 лет назад, все свидетели той эпохи ещё живы, чтобы ещё раз оценить и понять, почему мы так легко проигнорировали наше очевидное настоящее, которое для многих станет тяжёлым испытанием.

«РИТЕЙЛ 2020. Будущее, которого никто не видел»: Отрезвляющий удар по экономике. Часть третья.«Еще в 1998 году, в рамках программы по улучшению сервиса, расширению ассортимента и наращиванию продаж супермаркетов и convenience store (по нашей классификации «магазины у дома») на АЗС в Европе, я предложил схему, которая сейчас известна как «сlick-and-collect» – рассказывает Олег Баландин, конечно «click» там не было, т.к. в интернете коммерции было мало в то время, но был телефон, что по сути функционала очень близко.

В то время, чтобы на АЗС эта схема заработала, вы дали бы клиенту каталог товаров для ознакомления с ассортиментом товаров, и затем он по телефону сделал заказ. К его приезду на заправке готовят коробку с заказом. Все просто, и даже в то безинтернетное или малоинтернетное время легко осуществимо.

Предварительные заказы сокращали очереди на кассе и повышали уровень удовлетворенности клиентов, программа лояльности упрощала планирование ассортимента и формирование заказов – знай и люби своего клиента, работай с big data!

Учитывая, что клиенты заправляются от одного раза в неделю и чаще, можно планировать свой ассортимент и заказы с большой точностью, было бы желание.




Ранее по теме: «РИТЕЙЛ 2020»: Будущее, которого никто не видел. Часть первая




Технологии последних 2-3-х лет позволяют большему кругу ритейлеров внедрять такие технологии без миллиардных вложений, но этого не происходит, массово. Почему? Я уже давно не в автозаправочном ритейле, а в обычном ритейле, но я не вижу, чтобы даже такие простые шаги были реализованы за последние 10 лет на рынке другими компаниями, даже с учетом имеющихся технологий. Только в последние два года конкуренция, падение продаж и трафика заставила ритейлеров начинать подобные проекты. А мешало им отсутствие конкуренции на рынке. Рынок ритейла быстро рос, и все думали о доле рынка, но не о покупателе.

Когда все и так прёт, идеи не нужны! Большинство скажет, что соперничество было всегда, да ещё и жёсткое и будут по своему правы, поэтому стоит конкретизировать о какой «конкуренции» идёт речь.

Читайте по теме: Без фантазий! Какие темы реально интересуют ритейлеров в 2020 году?

Раньше для покупок человек перемещался в физическом пространстве, тратя на это немало усилий, но с приходом интернета перемещение в виртуальном мире, наполненном товаром, стало легче лёгкого, и если раньше покупатель шёл к ритейлеру в физический магазин, то теперь ритейлер вынужден бегать за покупателем по всей стране и даже миру, пытаясь доставить товар туда, куда удобно покупателю.

Раньше не было острой конкуренции каналов. Старые каналы всегда принуждали покупателя физически куда-то идти, ехать, в очереди постоять, на себе оттащить товар.

Сейчас же два канала бьются за покупателя и пока старый – офлайн канал – ничего нового предложить не может по сравнению с интернет-каналом, поэтому в этой конкурентной борьбе он теряет свои позиции с каждым днём. Многие компании уже перевалили порог в 20% продаж своих товаров через интернет, но это пол беды. В конце концов какая разница, где товар продаётся в онлайне или офлайне, главное, чтобы продавался!

«РИТЕЙЛ 2020. Будущее, которого никто не видел»: Отрезвляющий удар по экономике. Часть третья.

Я думаю, что удар по развитию рынка будет очень отрезвляющим и придёт, откуда не ждали!

«Эконом потребитель», которого становится всё больше, ищет самое выгодное для себя предложение по каждой продуктовой группе, но для этого надо прочесать улицу с магазинами, чтобы найти лучшее предложение.

Вот тут и должен возникнуть «оператор», который соединит производителя условных эконом «макарон» и потребителя, которому важна цена (о цене поговорим в следующей части, какая она будет и будет ли она).

Посредник, создающий «добавочную ценность» продукта для потребителя, в виде удобства канала доставки, а не «дополнительных расходов» покупателя, несомненно, ожидаем на рынке. Таким ожидаемым игроком в своё время был Uber на рынке перевозок. Своим приходом он быстро похоронил таксопарки с их старой экономикой и в том виде, в котором они находились, до «технологической» революции.

В какой-то момент таксопарки потеряли своё значение, как перевозчики. Таксопарки, конечно, как и телевидение остались, но уже не они «делают» бизнес перевозок, они лишь часть платформенного решения.

Торговые сети выросли физически, но у них во многом одинаковое предложение. Дифференциации в товарном предложении в брендах – «ноль». Цена – основной драйвер продаж. Мы не берем жареных кур и домовую кухню в расчет – пока, т.к. там есть нюансы в приготовлении в каждом магазине, но и она однообразна, разница только в свежести на полке и соблюдении сроков списания, мы говорим в целом про товарное предложение. В остальном сплошной «оливье» и псевдо «цезарь». И так не только в продуктовых сетях, но одежных сетях – один и тот же набор брендов с очень схожим ассортиментом.

Нынешним интернет платформам типа Amazon, Alibaba, Wildberries, Lamoda, Ozon отдельные магазины нужны, но сети не нужны, а существующие сети для них – это те самые старые таксопарки. Таксопарки и сейчас существуют, но все они подключены к платформе и просто сдают в аренду машины частникам.




Ранее по теме: «РИТЕЙЛ 2020»: Будущее, которого никто не видел. Часть вторая




Правда, интересная модель для ритейла – сдавать оборудованные площади магазинов специалистам в товарной категории, которые хотят торговать, а всем остальным уже в состоянии заняться платформа?

Ритейлеры этим и занимаются, – они двигатели торговли и даже прогресса, они соединяют производителя с потребителем, но цена соединения в текущей ситуации стала высока и некомфортна для всех участников цепи.

Производитель ищет канал более эффективный и более дешёвый, тем временем пункты выдачи заказов Wildberries растут как грибы. На сегодня их уже около 6500.

На смену или в помощь (!) многим существующим торговым сетям придут распределённые платформы, своего рода маркетплейсы, и возможно схема ритейла станет системой небольших эффективных магазинов с прозрачными цепями поставки, с «плоской» ценой, подключённых к распределённой блокчейновой платформе.


Что в этой ситуации делать?

Клин вышибается клином, а канал бьётся каналом. Создание ритейлером широкой экосистемы, в которую вовлечены сотни каналов, в том числе и торговые центры, множество сервисов, которые сопровождают товар и потребителя на всём протяжении жизненного цикла, всё это станет ответом на изменившееся поведение покупателя. 

У одного водителя из Яндекс.Такси в машине есть елочка-ароматизатор, а у другого – нет, у них вот такие различия в экосистемах на уровне машин. У ритейлера это не елочка, сбор и обработка информации о покупателе и глубокая персонализация не только в ритейле, но и в других каналах экосистемы. Цель экосистемы – гиперпесонализация, в разных каналах вы получаете больше информации о потребителе и можете дать ему то, что другие не смогут.

* * *

В четвёртой части о том, что ритейлер всё в большей степени прячется за свой брендовый товар СТМ и правильно делает. Много ли брендов в категории товара останется через несколько лет? Как СТМ и нынешнее ценообразование подготавливают почву для нового качества товаров, и что делать производителю, если он верит в свой бренд?

Олег Баландин


0
Реклама на New Retail. Медиакит