0/5

Супермаркеты будущего: фантастический сервис и реальные угрозы

Супермаркеты будущего: фантастический сервис и реальные угрозы
время публикации: 10:00  31 января 2022 года
Торговля становится всё более технологичной, а вместе с активным внедрением технологий растут и риски безопасности, конфиденциальности процессов и устойчивости цепочек поставок. Какие угрозы стоит иметь в виду, чтобы сделать потребительскую среду более безопасной?
Супермаркеты будущего: фантастический сервис и реальные угрозыМихаил Кондрашин, технический директор Trend Micro в СНГ, Монголии и Грузии. 

Буквально пару лет назад за продуктами и товарами мы сами ходили по магазинам, но сейчас всё чаще делаем покупки через сайты и приложения — два года локдаунов и ограничений совершили переворот в массовом сознании, интернет-витрины магазинов стали удобнее, чем физические, службы доставки привозят заказы через полчаса, и чтобы не лишиться большей части покупателей, владельцам супермаркетов пришлось срочно подстраиваться к новой реальности. 

Мы проанализировали тенденции развития онлайн-шоппинга и представили, как будет выглядеть процесс покупки товаров в 2030 году, а также то, какие угрозы будут характерны для розничной торговли в будущем, и в этой статье поделимся некоторыми подробностями. 

В 2030 году онлайн-покупки задействуют множество технологий, работающих совместно для повышения глобальной социальной устойчивости и сглаживания рисков цепочки поставок. В нашем свежем докладе, получившем название Security for the Next-Generation Retail Supply Chain («Безопасность следующего поколения торговых сетей») мы описываем 2030 год как время формирования очередного поколения розничной торговли, хотя многие из упомянутых нами технологий уже существуют сегодня в виде небольших внедрений или успешных доказательств концепций. 

Наше видение розничной торговли в 2030 году включает в себя:

● унифицированные средства обеспечения; 
● прогнозируемую инвентаризацию, 
● логистику цепочек поставок и управление товарами; 
● изменения в моделях доставки, повышающие устойчивость. 

Пример изменений в моделях доставки — динамическое складирование, при котором товары перемещаются всё ближе и ближе к потребителю по мере приближения времени ожидаемой доставки заказа. Это позволяет сделать цепочки поставок короче, а логистику более гибкой, способной оперативно реагировать на всплески спроса.

В нашем докладе мы разделили эти факторы на такие категории, как модели доставки, «умные» полки, роботизацию, использование искусственного интеллекта и машинное обучение, а также безналичные платежи, цепочки поставок и покупательский опыт посещения магазина. Так как объёмы этого материала не позволяют полностью описать каждую категорию, рассмотрим для примера роботизацию торговли и цепочки поставок и связанные с ними новые возможности и опасности. 


Роботизация и беспилотная доставка


Покупки из одного района будут автоматически группироваться и загружаться в один большой беспилотный грузовик, а когда он подъедет к нужной локации, несколько дронов, находящихся внутри грузовика, выберутся наружу и быстро доставят заказанные товары покупателям. Эти же дроны будут использоваться для возврата товаров клиентами, что упростит процедуру возврата и сократит расходы розничных торговцев, поскольку им не нужно будет платить почтовой или курьерской службе за обратную доставку.

Централизованное управление парком наземных и воздушных беспилотников позволит ритейлерам оптимизировать цепочку доставки, сократить время и уменьшить общую стоимость товаров.

Роботы-помощники в магазине обеспечат персонализированный опыт покупок, помогая покупателям собрать все товары из списка продуктов, будут готовить свежие блюда прямо на глазах у покупателей, а внутримагазинная автоматизированная система хранения и поиска сможет собирать большой товарный запас на небольшой торговой площади. Покупатели будут взаимодействовать с «умными» полками, чтобы достать товары.




Читайте также:  От FMCG до заправок: как меняется сфера торговли с приходом «новой реальности»




Внедрение этих и иных тому подобных инструментов создаст не только новые возможности для покупателей и продавцов, но и новые проблемы, в том числе в области безопасности:

— взлом или кража автономных транспортных средств и грузов из них;

— перехват контроля над автопарком: захваченные (помимо прочего, с использованием радиочастотных помех) беспилотники или грузовики могут быть использованы для преступной деятельности, например, для проведения распределённой атаки типа «отказ в обслуживании» (DDoS), в качестве «мулов» для перевозки и хранения краденых или незаконных предметов, для совершения террористических атак;

— использование роботов для шпионажа: роботы представляют собой очень интересные цели для атак с целью наблюдения, поскольку они оснащены множеством камер и датчиков для распознавания пространства, которые могут быть использованы не по назначению;

— критические перебои в работе: чрезмерная зависимость от роботизации может привести к серьёзным последствиям подобно недавнему случаю с отключением Facebook/WhatsApp, в результате которого предприятия, работающие через платформы социальных сетей, потеряли доход за несколько часов;

— эксплуатация уязвимостей в доверенных технологиях: роботы, допущенные в определённые здания, могут быть использованы в качестве троянских коней для проведения одного или нескольких этапов высокотехнологичных атак, например, они могут принести в здание неавторизованную базовую станцию или точку доступа Wi-Fi и позволить злоумышленнику перехватить двухфакторную аутентификацию (2FA) или прослушивать сетевой трафик или использоваться для осуществления «военной пересылки» — формы шпионажа, при которой хакерское устройство направляется фиктивному получателю в определённое место, по дороге использует радиосвязь изнутри беспилотника для атаки на местную Wi-Fi-сеть или сотовую сеть кампуса, а поскольку получатель фиктивный, по завершении атаки возвращается с беспилотником к отправителю-злоумышленнику.


Цепочки поставок нового поколения


Цепочки поставок (ЦП) будут развиваться, чтобы превратиться в автоматизированную систему Just In Time (JIT), способную отслеживать заказы клиентов в режиме реального времени. 

Супермаркеты будущего: фантастический сервис и реальные угрозы

Цепочка поставок Just In Time представляет собой один из вариантов производственных цепочек, настраиваемых под клиента. При правильном внедрении вместе с предиктивным анализом это, как ожидается, приведёт к снижению затрат даже для небольших розничных компаний. 

Например, пекарня сможет выпекать ровно то количество хлеба, которое, скорее всего, раскупят её постоянные клиенты, а продуктовый магазин каждый день привозить овощи и мясо в количестве, которое нужно покупателям. Помимо снижения потерь на продукцию с истекшим сроком годности, это позволит избавиться от дополнительных складских помещений для хранения запасов, которые в прошлом могли остаться невостребованными. 

Таким образом, глубокое профилирование клиентской базы повысит эффективность для всех продавцов, а крупные ритейлеры получат дополнительный выигрыш от эффекта масштаба.

Супермаркеты будущего: фантастический сервис и реальные угрозы

Цепочка поставок «от фермы до стола» устранит посредников и позволит напрямую поддерживать местных производителей и фермеров. Так, фермеры получат больше контроля над тем, как реализуется их продукция, а потребители смогут использовать систему отслеживания свежести. 

Это также может быть использовано для повышения безопасности цепи поставок продуктов питания, например, для отслеживания и обнаружения контрафактных продуктов питания, в том числе краденых продуктов, продаваемых в сговоре с персоналом местных розничных магазинов. Более того, свежие продукты будут выращиваться прямо в магазинах на специальных вертикальных фермах — это позволит повысить прибыль и создаст возможность выполнять индивидуальные заказы клиентов.

Супермаркеты будущего: фантастический сервис и реальные угрозы

Клиенты получат возможность участвовать в розничных аукционах на специализированные или премиальные товары, например, трюфели или говядину вагю, которые обычно не продаются в магазинах. Это позволит сделать такие товары более доступными и получить больше прибыли, а покупателям не придётся тратить время на поездку в специализированные магазины из-за одного товара. 

Потенциальные уязвимости цепочек поставок в 2030 году будут частично пересекаться с аналогичными проблемами, характерными для роботизации и беспилотных транспортных средств, — это перехват, взлом или кража автономных транспортных средств доставки, а также угон с целью получения контроля над парком беспилотников или грузовиков. Это может привести к различным видам преступлений, таким как атаки нового поколения с целью получения выкупа.

Для магазинов, продающих продукты или изделия, изготовленные с помощью 3D-печати, несанкционированное внедрение в программу печати даже небольших вредоносных дефектов может создать серьёзные проблемы.

Атаки, влияющие на доставку продукции, пользующейся высоким спросом, могут создать проблемы для потребителей и привести к репутационному и финансовому ущербу для продавцов.

Точечный перехват, например, взлом конкретного транспортного средства, перевозящего рецептурные препараты какому-либо заказчику с целью подменить лекарство на пустышку или опасное вещество.

* * *


Мы рассмотрели лишь малую часть сценариев будущего, отталкиваясь от технологий, которые используются уже сегодня. Например, мы уже наблюдаем зарождение беспилотной доставки и 3D-печати продуктов питания. Работая над докладом, мы заглянули в будущее, чтобы увидеть, как эти технологии изменят розничную торговлю в следующем десятилетии. 

С учётом требований, вызванных пандемией COVID-19, эти инновации могут стать естественным развитием интернета вещей и технологий машинного обучения и искусственного интеллекта в сфере розничной торговли. Однако этот прогресс сопровождается появлением новых угроз, которые могут существенно повлиять на безопасность и конфиденциальность.

Организациям необходимо подготовиться к этим проблемам как можно раньше и не игнорировать требования безопасности. 2030 год не за горами, и следующие несколько лет будут иметь решающее значение для создания более безопасной потребительской среды и разработки нового поколения цепочки поставок в розничной торговле, которой придётся стать одновременно инновационной и безопасной.

Михаил Кондрашин, 
технический директор Trend Micro в СНГ, Монголии и Грузии. 

Для New Retail



0
Реклама на New Retail. Медиакит