0/5

Санкции продолжаются. Мнения и ожидания участников рынка

Санкции продолжаются. Мнения и ожидания участников рынка
время публикации: 13:14  28 июня 2015 года
Теги: аналитика
Главная новость прошедшей недели — продление санкций в отношении России и ответная пролонгация продовольственного эмбарго. Контрмеры продлятся до 6 августа 2016 года, то есть ещё минимум 13 месяцев.
За год эмбарго российские ритейлеры и покупатели успели привыкнуть к новой реальности. Сегодня видно, что многие страхи год назад были изрядно преувеличены. В самом деле — есть люди не перестали, произошло лишь ожидаемое перераспределение спроса в сторону более низкого ценового сегмента, в первую очередь из-за масштабного кризиса, накрывшего страну. Импортозамещение, впрочем, толком так и не заработало, хотя громкие заявления на эту тему произносятся с завидной регулярностью.

Одновременно с продлением сроков эмбарго «под санкции» попали или вот-вот попадут новые категории товаров. Так, всю неделю шли разговоры о скором запрете поставок европейского шоколада и цветов — но пока так и закончились ничем. В новый санкционный список включили «пищевые и готовые продукты, изготовленные по технологиям производства сыра и содержащие 1,5% и более молочного жира», но в то же время из него исчезли мальки форели и молодые устрицы и мидии, с помощью импорта которых государство надеется поставить на ноги отечественную аквакультуру.

Ритейлеры и представители отрасли не склонны драматизировать ситуацию. Так, начальник отдела маркетинга компании «Алмакем» Алексей Смирнов уверен, что эмбарго создало уникальные условия для российских производителей:

«Экономические санкции – это искусственные барьеры, которые временно создают новые товарные ниши. Иногда это шанс для игрока рынка выступить в новой роли. Например, до кризиса идея создать российский бренд автокосметики премиального уровня была нежизнеспособна. Конечный российский продукт имел ту же цену, что и импортный. Сейчас конъюнктура изменилась. 

До кризиса сырье для производства автохимии было на 95% импортным, российские производители редко могут добиться стабильного качества продукта, да и цены на российское сырье не давали конкурентных преимуществ. Сейчас доля импортных компонентов снизилась примерно до 50%.

Уникальная ситуация, когда российские производители получили преимущество за счет санкций, нивелируется через несколько лет. В условиях глобальной экономики цены на сырье выровняются. За это время важно успеть модернизировать производство, вывести на рынок собственные бренды, приучить к ним российского потребителя. Тогда чрез пару лет станет не выгодно возвращать производство в Польшу и другие страны, только для того, чтобы на флаконе было написано «Произведено в Европе».

Не увидели таких больших проблем, как ожидалось год назад, и другие представители ритейла и смежных отраслей. Куда более серьёзное влияние на рынок оказал системный экономический кризис, в один голос утверждают игроки.

Сергей Гнедков, директор и владелец маркетингового агенства FDFgroup:

«Наложенные на Россию санкции прямого влияния на розницу не оказывают. Но оказывают влияние следствия санкций: падение ВВП, ослабление национальной валюты, удорожание кредитов. В результате чего наблюдаются рост цен на товары и фиксация или даже сокращение зарплат.

От еды отказаться сложнее, чем от новой рубашки или телевизора.
 

Поэтому легче всего переживает новые экономические условия продовольственная розница. Из-за общего увеличения цен средний чек и оборот в продовольственной рознице выросли на 5-15%. Хоть этот рост и ниже роста инфляции, но он позволяет сохранить или даже увеличить доходы в рублевом выражении.

Непродовольственной рознице приходится сложней. Рублевые обороты в непродовольственной рознице упали на 10-20% Как следствие у части нон-фуд ритейлеров прибыль существенно сократилась, а некоторые из ритейлеров несут серьезные убытки».

Егор Клопенко, вице-президент Всероссийской Ассоциации Приватизируемых и Частных Предприятий, руководитель «Центра Стратегического Консалтинга»:

«В целом, влияние санкций и контрсанкций на российский ритейл не стало фатальным для рынка. Практически все сегменты ритейла выдержали и смогли в значительной степени перестроиться, заменив выпавшие из торогового оборота товары и продукцию.  Российский бизнес смог эффективно противостоять внешним факторам и во многом удивил экспертов. Причем справились мы не только с запретом ряда товаров, но и с резким падением национальной валюты, что оказалось даже большим потрясением, чем так называемое "эмбарго".  

Я знаю, что в декабре и январе многим ритейлерам и поставщикам было действительно сложно. Были массовые сокращения сотрудников, поиск оборотных средств и прочее. Но почти все участники рынка так или иначе справились с  данной ситуацией».

Другими словами, продление контрсанкций особого впечатления на игроков не произвело. Нас ждёт ещё год в уже привычном режиме — с белорусскими креветками и хамоном башкирского производства.

Алексей Максимук
0
Реклама на New Retail. Медиакит