0/5

В мае изменения в маркировке ждут три товарные группы

В мае изменения в маркировке ждут три товарные группы
время публикации: 10:00  30 апреля 2025 года
@Freepic
1 мая стартует обязательная маркировка бакалеи, а также косметики и бытовой химии. С этого же срока вводятся новые требования для производителей и импортеров пива в потребительской упаковке. Как работать по новым правилам?
В мае изменения в маркировке ждут три товарные группы




Рассказывает Анна Жукова, эксперт по законодательству сервисов Контур.Маркет и Контур.Маркировка.


Косметика и бытовая химия


Сроки и особенности маркировки в товарной группе указаны в постановлении №1681

Она пройдет в три этапа:

● с 1 мая 2025 года — для мыла и ПАВ;
● с 1 июля 2025 года — для средств для волос, бритья и дезодорантов;
● с 1 октября 2025 года — для косметики и средств для зубов. 

С этих сроков производители и импортеры должны начать заказывать коды маркировки в Честном знаке, наносить их на товары и вводить в оборот. Если импортер приобрел продукцию до старта маркировки, а границу она пересечет после, у него есть послабление. Через таможню разрешено провозить такой товар без маркировки, и еще два месяца дается, чтобы нанести на него коды Data Matrix. 

Мыло и ПАВ нужно промаркировать до 30 июня, средства для волос и дезодоранты — до 31 августа, косметику и средства для зубов — до 30 ноября.

Из маркировки исключили косметические карандаши диаметром менее 10 мм, которые продаются без потребительской упаковки. А также средства маленьких размеров —  объемом до 5 миллилитров или массой до 5 граммов. Не нужно маркировать и товары, которые упакованы в магазине в присутствии потребителя. 

У некоторых упаковок в этой товарной группе есть особенности нанесения кодов маркировки. Например, чтобы их разместить на алюминиевых тюбиках, понадобится термоструйный или пьезоструйный принтер. Либо можно использовать метод лазерного нанесения.

Следующие этапы маркировки для товарной группы начнутся в 2026 году. С 1 июля все участники оборота — производители, импортеры, оптовики и розница — должны будут ввести ЭДО, отгружать и принимать товары в объемно-сортовом учете (ОСУ), то есть указывать в УПД количество товара и его код GTIN. 

Розничные продавцы будут выводить товары на кассе при продаже. Также в формате ОСУ необходимо будет передавать сведения о выводе товаров из оборота по причинам, не связанным с продажей в розницу. 

Какие могут быть причины, не связанные с продажей:

— утрата;
— утилизация;
— уничтожение;
— использование для собственных нужд;
— истечение срока годности;
— фасовка;
— иные причины.

С 1 июля 2028 года участники оборота с объемно-сортового учета перейдут на поэкземплярный учет (ПЭУ). Для этого УПД наполняют каждым кодом маркировки в поставке. Также в формате ПЭУ нужно передавать данные о выводе по причинам, не связанным с продажей. Эти требования относятся к товарам, произведенным с этой даты.

Обратите внимание! Продавать немаркированные остатки можно до окончания срока годности.


Бакалейная продукция


Введение обязательной маркировки в товарной группе регулирует постановление №1682

У нее два этапа:

● С 1 мая 2025 года — для снеков — чипсов, начос, сухарей, гренок, кукурузных палочек, хлебцев, попкорна;

● С 1 июля 2025 года — для специй, соусов и суповых заготовок.

В исключения из маркировки попали маленькие упаковки. Например, соусы и горчица массой 30 граммов и меньше, пряности массой 1 грамм и меньше, а также готовые супы и бульоны массой 10 граммов и меньше. Кроме того, разрешено не маркировать панировочные сухари, сдобные пшеничные сухари и зерновые продукты для завтрака. Не маркируют товары, которые реализуют на развес в присутствии потребителя, например, специи.

Также нанесение кодов Data Matrix не требуется, если товар упакован в транспортную упаковку. Но есть нюанс: если такая тара продается конечному потребителю, ее маркировка обязательна. Такой вариант возможен при реализации на маркетплейсе.

Соусы, специи часто продают в дой-паках и других упаковках со скользящей или гибкой поверхностью. Этикетки с кодами маркировки могут плохо держаться на них, поэтому производителям и импортерам важно подобрать надежный клей или вписать Data Matrix в дизайн упаковки. 

С 1 сентября 2026 года все участники оборота бакалеи должны будут подключить ЭДО, ввести объемно-сортовой учет. С этого же срока для розницы начнется вывод товаров из оборота на кассах. Если товар списывают по причинам, не связанным с продажей, это также необходимо делать в формате объемно-сортового учета. 

А с 1 декабря 2027 года участники оборота бакалеи перейдут на поэкземплярный учет товаров, произведенных с этой даты. 

Продавать немаркированные остатки можно до окончания срока годности.

Для работы с маркированными товарами розничным продавцам понадобятся:

— усиленная квалифицированная электронная подпись, чтобы зарегистрироваться в Честном знаке и принимать УПД;

— оператор ЭДО, чтобы принимать УПД и сообщать об этом в Честный знак;

— 2D-сканер, чтобы считывать коды формата Data Matrix.

— онлайн-касса с прошивкой, которая поддерживает ФФД 1.2;

— кассовая программа, которая формирует чеки, запросы о коде маркировки и уведомления о продаже маркированного товара, а также умеет работать с разрешительным режимом;

— оператор фискальных данных (ОФД), чтобы передавать сведения о реализации товара в Честный знак.




Пиво в потребительской упаковке 


2025 год — важный для участников оборота пивной продукции, поскольку поэтапно вводят ЭДО и поэкземплярный учет. Это сложный процесс, который требует больше времени и внимательности. Необходимо перестроить логистику, ввести агрегацию — объединение товаров в транспортные, групповые упаковки. 

Также важно научить сотрудников работать со сканированием кодов маркировки, проверять Data Matrix на ошибки при отгрузке и приемке, иначе возникает риск пересортицы. Изменения регулирует постановление №746.




Читайте также: Эксперты оценили новые правила маркировки безалкогольного пива




С 1 марта 2025 года начался поэкземплярный учет пива в кегах, с 1 сентября он станет обязательным для пива в потребительской упаковке. Пиво — подакцизный товар, поэтому государство контролирует его производство тщательнее. Подготовка к переходу на поэкземплярный учет — это более строгая отчетность. 

С 1 декабря 2024 года производители и импортеры пива в кегах начали указывать в отчете о нанесении реквизиты первичного учетного документа и содержание этилового спирта. С 1 мая 2025 года то же они начнут делать в отношении пива в потребительской упаковке.  

Кроме того, меняются сроки отправки отчета о нанесении:

● производителям — не позднее следующего календарного дня с даты производства;

● импортерам — не позднее следующего календарного дня с даты нанесения.

С 1 мая 2025 года у импортеров пива и слабоалкогольной продукции в потребительской упаковке появятся еще одна обязанность. Если товар поступает в Россию из стран ЕАЭС, они должны уведомлять Честный знак о вводе товара в оборот до пересечения границы. Если это импорт из других стран, то система маркировки автоматически зарегистрирует ввод в оборот по данным от таможенных органов. Импортер также может отправить уведомление о вводе в оборот в Честный знак самостоятельно.

Анна Жукова, 
эксперт по законодательству сервисов Контур.Маркет и Контур.Маркировка.

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит