0/5

В ЦРПТ ответили на главные вопросы по тесту маркировки молочной продукции

В ЦРПТ ответили на главные вопросы по тесту маркировки молочной продукции
время публикации: 10:00  31 июля 2019 года
Главной целью эксперимента по маркировке молочной продукции является запуск ее обязательного этапа в максимально комфортных для отрасли условиях.

С 15 июля 2019 года по 29 февраля 2020 года в России продлится эксперимент по маркировке молочных продуктов. Согласно постановлению Правительства, маркируются молоко и сливки, сухое молоко и сливки, кисломолочные продукты (кефир, йогурт и др.), молочная сыворотка, сливочное масло, сыры, творог и другие продукты. Полномочия оператора информационной системы, осуществляющего информационное обеспечение эксперимента, закреплены за Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ). 

Портал New Retail попросил Кирилла Волкова, руководителя товарных групп ЦРПТ, рассказать подробнее о запуске теста и перспективах развития системы маркировки в целом. Материал подготовлен при поддержке OFD.ru.

***

NR: Какое количество компаний принимает участие в тесте маркировки молочной продукции? Назовите, пожалуйста, самые крупные. По какому принципу их выбирали? 

Кирилл Волков: Эксперимент по маркировке готовой молочной продукции утвержден постановлением Правительства РФ от 29.06.19 №836 и пройдет с 15 июля 2019 года по 29 февраля 2020 года. Эксперимент добровольный, принять участие в нем могут производители, импортеры, оптовые и розничные дистрибьюторы, ритейл. На сегодняшний день в рабочей группе, собранной на площадке ЦРПТ, участвуют представители 30 компаний. В их числе такие производители, как Вакинское Агро, Галактика, Шахунское молоко, экологическое хозяйство «Спартак», Unilever; розничные сети – Лента, Магнит, X5 Retail Group. Совместно с представителями бизнес-сообщества обсуждаются отраслевые вопросы, вырабатываются оптимальные технологические, информационные и процессные решения по маркировке.

Эксперимент дает возможность обкатки технологии для комфортного перехода  к обязательной маркировке. В ближайшее время ЦРПТ совместно с бизнес-сообществом будут подготовлены методические рекомендации, которые позволят протестировать полную цепочку прослеживания каждой единицы молочной продукции с учетом интеграции с системой «Меркурий».
 
NR: Сколько средств заложено на подготовку к пилоту? Насколько сложным и затратным выглядит пилотный проект?

Кирилл Волков: В целом в создание системы маркировки и прослеживания ЦРПТ вложит 220 млрд рублей. Проект реализуется в формате государственно-частного партнерства на средства акционеров, что позволяет государству достичь поставленных целей по борьбе с теневой экономикой и нелегальным оборотом при отсутствии расходов из бюджета, повышает скорость внедрения системы, определяет единую точку ответственности, одновременно оставляя за собой все контрольные функции. 

Опыт пилотных проектов показал, что в большинстве случаев дополнительное оборудование необходимо в небольших объемах, так как в ходе проведения эксперимента в каждой товарной группе удается найти решение, требующее минимальных инвестиций и изменений бизнес-процессов.

Издержки на приобретение оборудования будут существенно меньше выгод, которые получат честные производители и легальные компании от роста своей доли рынка, оптимизации логистики и других процессов. 

В ЦРПТ ответили на главные вопросы по тесту маркировки молочной продукции
 
NR: Какие трудности имели место при подготовке к тесту маркировки молочной продукции относительно других товарных групп?

Кирилл Волков: У ЦРПТ есть богатый опыт маркировки нескольких товарных групп, в числе которых товары легкой промышленности, обувь, лекарства, табачная продукция, но маркировка готовой молочной продукции – первый опыт в части продовольственных товаров. Особое внимание уделяется потребностям бизнес-сообщества – производителей и дистрибуторов, а также потребностям потребителей. 

Маркировка должна обеспечить не только сокращение объема контрафактной продукции на прилавках магазинов, но и позволить рынку получать достоверные данные, мощные аналитические механизмы, а также инструмент общественного контроля, благодаря которому каждый покупатель с использованием мобильного телефона сможет убедиться в подлинности продукции.  Все эти функции уже обеспечивает система маркировки «Честный ЗНАК».

 
NR: Как в целом сейчас представляется механизм маркировки молочных продуктов?

Кирилл Волков: Мы придерживаемся единых механизмов маркировки и прослеживания. Как и в большинстве товарных групп, для маркировки готовой молочной продукции используется двумерный код DataMatrix, к работе с которым уже готово большинство участников рынка. Такие же коды используют в других товарных группах, в том числе – вступивших в обязательную часть маркировка табачной продукции и обуви. 

Производитель или импортер продукции будет получать код маркировки в системе, далее – обеспечивать его нанесение на продукцию до выпуска товара в оборот, а далее – с использованием инструментов цифровой экономики – EDI, ЭДО, инструментами операторов фискальных данных, обеспечивается прослеживание движения каждой единицы товара вплоть до выбытия из оборота при реализации конечному потребителю. Крупнейшие поставщики решений ЭДО, онлайн-касс и ОФД уже сотрудничают с нами и имеют ряд решений, работающих с системой маркировки и прослеживания товаров.

NR: Союзмолоко утверждает, что маркировка молочной продукции – избыточная мера, т.к. уже действует «Меркурий». Каково ваше мнение на этот счет?

Кирилл Волков: Создание интеграционных механизмов с системой «Меркурий» является одной из задач эксперимента. Обе системы реализуют в себе функционал прослеживания товаров, но делают это разными механизмами. Целевая модель интеграции не предполагает дублирования функций систем, и мы считаем, что интеграция приведет к синергии и позволит системам обогащать друг друга. 

Также «Честный ЗНАК» интегрирован с кассами в рознице и создает систему общественного контроля. Это повышает удобство для бизнеса при внедрении системы, позволяет обезопасить потребителей от покупки просроченной продукции и дает возможность проверять легальность товара с помощью мобильного телефона.




Читайте также: Минпромторг предложил начать эксперимент по маркировке молока и сыров в сентябре



 
NR: Какой результат является целью пилота?

Кирилл Волков: Главная цель – запуск обязательной маркировки готовой молочной продукции в благоприятных, минимально затратных и необременительных для отрасли условиях.

Если отойти от возвышенно риторики – для этого в процессе эксперимента мы планируем обеспечить определение наиболее подходящего вида маркировки для большинства популярных видов упаковки готовой молочной продукции. 

На сегодняшний день проведены испытания и продолжают тестироваться на различных площадках производителей такие методы, как прямое нанесение цифрового кода каплеструйной (CIJ) и термоструйной (TIJ) печатью, лазерная гравировка, этикетирование. В результате каждый участник эксперимента сможет ознакомиться с результатами проведенных тестов и подобрать наиболее подходящее как по стоимости, так и по технологии нанесения решение, соответствующее скоростным, технологическим и иным требованиям производства. Мы прорабатываем как полностью автоматизированные интеграционные решения для нанесения кодов для высокопроизводительных площадок, так и полуавтоматические и даже ручные способы маркировки для малого и среднего бизнеса.
 
NR: Есть ли планы масштабирования проекта маркировки молочной продукции на другие продовольственные категории продуктов?

Кирилл Волков: На первом этапе в соглашение о ГЧП вошли 13 товарных групп (меховые изделия, молочная и табачная продукция, лекарственные препараты, духи и туалетная вода, шины и покрышки, пять категорий товаров легкой промышленности, обувь, фотокамеры и вспышки). Далее планируется расширение списка, в частности, на пищевую продукцию, бакалею, бытовую технику, детское питание, минеральную воду, безалкогольные напитки, бытовую химию и другие группы. К 2024 году должна быть создана сплошная система маркировки и прослеживания, которая включит в себя широкий список товарных категорий.

В целом наша система создана таким образом, чтобы ее можно было легко масштабировать, технические возможности для этого практически безграничны. Она была запущена на табаке, далее на обуви, и к ней можно легко и быстро подключать другие группы товаров. В случае, если Правительством будет принято решение о расширении маркировки на другие группы товаров, то это будет реализовано в рамках действующих технологических решений.

Материал подготовлен при поддержке OFD.ru.


0
Реклама на New Retail. Медиакит