«Вайб-молл»: особенности новой концепции торгового объекта

время публикации: 10:00 16 июля 2025 года
Фото: Level Group
Александра Захарова, директор по коммерческой недвижимости Level Group
Все чаще застройщики приходят к пониманию: через коммерческие помещения начинается контакт человека с проектом. Если они спланированы формально — это обнуляет эффект и от архитектуры, и от благоустройства. Если же коммерция интегрирована в продукт, она становится частью сценария жизни и усиливает весь проект.
Мы, как и многие девелоперы, шли по привычному пути: продавали коммерческие площади быстро и без ограничений. В результате в доме бизнес-класса появлялись арендаторы, которые не соответствовали ожиданиям жителей: несколько аптек подряд, ПВЗ, обычный супермаркет. Пошел негатив, жалобы. И что еще важнее — ощущение у покупателей, что рендеры и реальность не совпадают. В этом случае оставалось только взять контроль в свои руки и перестать сдавать метры, учитывая сценарии жизни.
Так появилась концепция «вайб-молла»— компактного lifestyle-пространства, интегрированного в структуру ЖК, где каждый арендатор — часть общей атмосферы проекта. Это атмосферные торговые центры, ориентированные не только на внутренний, но и на внешний трафик. Средняя площадь таких объектов — от 5 000 кв. м до 10 000 кв. м из которых: 30% — приходится на фитнес; 30% — на рестораны и кафе, включая форматы с фокусом на ЗОЖ и ПП-меню; 40% — на ритейл+ (супермаркеты, кофейни, товары для дома и услуги).
«Вайб» — термин, с которым себя ассоциирует молодое поколение, транслируя свой стиль жизни. В основу концепции легли опросы о потребностях современных горожан — людей до 40 лет, которые ориентируются не только на метраж, но и на комфорт среды. Важными составляющими для них становятся спорт, еда, товары для дома и бытовые услуги.
Если жилой комплекс предлагает полный маршрут — от утренней тренировки до кофе на вынос, от семейного обеда до покупки мелочей для дома — жилой проект воспринимается не как недвижимость, а как удобная, живая среда. За это он готов платить больше.

Фото: Level Group
● Сценарный подход
Коммерческие площади должны быть тщательно спланированы в соответствии с тем, как люди будут использовать пространство. Например, человек спустился в фитнес-клуб, затем пошел на завтрак, сделал уходовые процедуры, купил что-то для дома, забрал онлайн-заказ в ПВЗ, взял кофе — и вышел из комплекса. Каждое помещение становится частью ежедневной рутины.
● Пропорциональность
Пропорции различных категорий арендаторов — фитнес, гастрономия, ритейл — должны быть сбалансированными, чтобы создать гармоничное пространство. Эта модель обеспечивает высокий трафик и вовлеченность пользователей.
Читайте также: Маршрут построен: как развивать объект коммерческой недвижимости с помощью экономики впечатлений
● Управляемость
Чтобы поддерживать баланс интересов жителей, арендаторов и собственников, важно не продавать все коммерческие помещения. Контроль за арендаторами позволяет гибко адаптировать пространство под запросы аудитории, избегая перегрева рынка однотипными форматами.
Осознанный девелопер больше не делит жилье и коммерцию и не отпускает инфраструктуру в «свободное плавание». Только так получается сохранить заявленную концепцию, качество сервиса, атмосферу. Наша внутренняя аналитика, это подтверждает. В жилых комплексах, где остаются коммерческие площади и формируется сценарная аренда с фокусом на спорт, гастрономию и повседневные сервисы, темпы продаж выше в среднем на 7–10%. А в проектах, где реализована полноценная концепция «вайб-молла» средняя цена квадратного метра на финальном этапе будет превышать соседние аналоги на 12–15%.

Фото: Level Group
1. Не продумывайте концепцию с «кто арендует», начните с «как здесь живут». Концептуальное проектирование важно уже на старте проекта: предусмотреть вытяжки, инженерные узлы, планировку, фасадные решения.
2. Не сдавайте первый этаж «вслепую» — это ваше лицо. Торговые площади на первых этажах формируют первое впечатление о жилом комплексе, и важно, чтобы они соответствовали общей концепции.
3. Поддерживайте высокие стандарты. Качество услуг и арендаторов должно соответствовать уровню жилого комплекса. Это касается фитнес-центров, ресторанов и даже супермаркетов. Мелочи имеют значение.
4. Малый формат — не повод для компромиссов. Малые площади (например, 3 000 кв. м) могут быть использованы так же эффективно, как и большие торговые центры, если грамотно подобрать арендаторов.
5. Собирайте обратную связь. Общайтесь с жителями, арендаторами и собственниками, это помогает не только управлять физическими площадями, но и выстраивать доверительные отношения.
6. Работайте на возврат, а не только на чек. Если человек проводит в «вайб-молле» 2–3 часа, возвращается каждый день и водит друзей — это самая сильная метрика успеха.
Сегодня, когда рынок стал зрелым, конкуренция высокая, а аудитория требует более продуманных решений, выигрывают те, кто предлагает больше смысла. И коммерческая инфраструктура — один из тех элементов, где девелопер действительно может сыграть на опережение, создав устойчивую ценность проекта на годы вперед.
У девелоперов давно укоренилось мнение: коммерция — это балласт. Первые этажи «отдают» под супермаркеты и аптеки, как правило, без участия в формировании полноценной концепции проекта. Однако опыт последних лет показывает, что коммерческая инфраструктура может (и должна) быть активом, который формирует первое впечатление от проекта, задает настроение и дает то самое ощущение: «хочу здесь жить».

Все чаще застройщики приходят к пониманию: через коммерческие помещения начинается контакт человека с проектом. Если они спланированы формально — это обнуляет эффект и от архитектуры, и от благоустройства. Если же коммерция интегрирована в продукт, она становится частью сценария жизни и усиливает весь проект.
Мы, как и многие девелоперы, шли по привычному пути: продавали коммерческие площади быстро и без ограничений. В результате в доме бизнес-класса появлялись арендаторы, которые не соответствовали ожиданиям жителей: несколько аптек подряд, ПВЗ, обычный супермаркет. Пошел негатив, жалобы. И что еще важнее — ощущение у покупателей, что рендеры и реальность не совпадают. В этом случае оставалось только взять контроль в свои руки и перестать сдавать метры, учитывая сценарии жизни.
Жить с вайбом
Так появилась концепция «вайб-молла»— компактного lifestyle-пространства, интегрированного в структуру ЖК, где каждый арендатор — часть общей атмосферы проекта. Это атмосферные торговые центры, ориентированные не только на внутренний, но и на внешний трафик. Средняя площадь таких объектов — от 5 000 кв. м до 10 000 кв. м из которых: 30% — приходится на фитнес; 30% — на рестораны и кафе, включая форматы с фокусом на ЗОЖ и ПП-меню; 40% — на ритейл+ (супермаркеты, кофейни, товары для дома и услуги).
«Вайб» — термин, с которым себя ассоциирует молодое поколение, транслируя свой стиль жизни. В основу концепции легли опросы о потребностях современных горожан — людей до 40 лет, которые ориентируются не только на метраж, но и на комфорт среды. Важными составляющими для них становятся спорт, еда, товары для дома и бытовые услуги.
Если жилой комплекс предлагает полный маршрут — от утренней тренировки до кофе на вынос, от семейного обеда до покупки мелочей для дома — жилой проект воспринимается не как недвижимость, а как удобная, живая среда. За это он готов платить больше.

Фото: Level Group
Что делает этот формат успешным?
● Сценарный подход
Коммерческие площади должны быть тщательно спланированы в соответствии с тем, как люди будут использовать пространство. Например, человек спустился в фитнес-клуб, затем пошел на завтрак, сделал уходовые процедуры, купил что-то для дома, забрал онлайн-заказ в ПВЗ, взял кофе — и вышел из комплекса. Каждое помещение становится частью ежедневной рутины.
● Пропорциональность
Пропорции различных категорий арендаторов — фитнес, гастрономия, ритейл — должны быть сбалансированными, чтобы создать гармоничное пространство. Эта модель обеспечивает высокий трафик и вовлеченность пользователей.
Читайте также: Маршрут построен: как развивать объект коммерческой недвижимости с помощью экономики впечатлений
● Управляемость
Чтобы поддерживать баланс интересов жителей, арендаторов и собственников, важно не продавать все коммерческие помещения. Контроль за арендаторами позволяет гибко адаптировать пространство под запросы аудитории, избегая перегрева рынка однотипными форматами.
Осознанный девелопер больше не делит жилье и коммерцию и не отпускает инфраструктуру в «свободное плавание». Только так получается сохранить заявленную концепцию, качество сервиса, атмосферу. Наша внутренняя аналитика, это подтверждает. В жилых комплексах, где остаются коммерческие площади и формируется сценарная аренда с фокусом на спорт, гастрономию и повседневные сервисы, темпы продаж выше в среднем на 7–10%. А в проектах, где реализована полноценная концепция «вайб-молла» средняя цена квадратного метра на финальном этапе будет превышать соседние аналоги на 12–15%.

Фото: Level Group
Основные практические рекомендации:
1. Не продумывайте концепцию с «кто арендует», начните с «как здесь живут». Концептуальное проектирование важно уже на старте проекта: предусмотреть вытяжки, инженерные узлы, планировку, фасадные решения.
2. Не сдавайте первый этаж «вслепую» — это ваше лицо. Торговые площади на первых этажах формируют первое впечатление о жилом комплексе, и важно, чтобы они соответствовали общей концепции.
3. Поддерживайте высокие стандарты. Качество услуг и арендаторов должно соответствовать уровню жилого комплекса. Это касается фитнес-центров, ресторанов и даже супермаркетов. Мелочи имеют значение.
4. Малый формат — не повод для компромиссов. Малые площади (например, 3 000 кв. м) могут быть использованы так же эффективно, как и большие торговые центры, если грамотно подобрать арендаторов.
5. Собирайте обратную связь. Общайтесь с жителями, арендаторами и собственниками, это помогает не только управлять физическими площадями, но и выстраивать доверительные отношения.
6. Работайте на возврат, а не только на чек. Если человек проводит в «вайб-молле» 2–3 часа, возвращается каждый день и водит друзей — это самая сильная метрика успеха.
Сегодня, когда рынок стал зрелым, конкуренция высокая, а аудитория требует более продуманных решений, выигрывают те, кто предлагает больше смысла. И коммерческая инфраструктура — один из тех элементов, где девелопер действительно может сыграть на опережение, создав устойчивую ценность проекта на годы вперед.
Александра Захарова,
директор по коммерческой недвижимости Level Group.
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
-
Как переводить деньги из-за границы в Россию в 2025 году: все способы с плюсами ...
-
Как новая касса CSI s.kit поддержала требования «Дикси» к тиражу самообслуживани...
-
СТМ нового поколения: как строить бренды, которые приносят прибыль и укрепляют л...
-
Как БЫСТРОДЕЛ увеличил РТО на 2% для торговой сети «Фабрика качества»: эффективн...
-
Как «легализовать» генеративный ИИ в среде сотрудников: 5 сигналов к активному е...