История российского e-commerce 2013-2023: год 2018
время публикации: 10:00 28 апреля 2023 года
Продолжаем совместный проект с компанией PIM Solutions (прежнее название PimPay) под названием «История российского екома 2013-2023». Это цикл ностальгических статей, посвященных главным событиям в российском e-commerce в последние 10 лет. Сегодня вспоминаем, какими событиями в отечественной интернет-торговле запомнился 2018 год.
Этот год прошел под знаком консолидации и объединений. В одну компанию сливаются вечные конкуренты: «Евросеть» и «Связной», «М.Видео» и «Эльдорадо». «Яндекс» и Сбербанк запускают маркетплейс и объявляют о наполеоновских планах в екоме. В это время Wildberries уходит в отрыв, а Ozon начинает аккуратно тестировать маркетплейс… Все статьи спецпроекта читайте здесь.
PimPay – самый перспективный финтех-стартап
В 2018 году компания PimPay получила свое первое признание. Форум FinNext признал ее самым перспективным финтех-стартапом года. Эта награда стала логичным результатом планомерного развития компании. В течение года PimPay обслужил уже 12,7 млн заказов (+37% к 2017 году), а количество сотрудников достигло 70 человек.
Конечно, такой бурный рост требовал инвестиций, и инвесторы проявляют большой интерес к компании. Так, в 2018 году были получены инвестиции от Экспобанка. Важным событием в жизни PimPay стала сделка с Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ), который инвестировал 200 млн рублей в обмен на миноритарную долю.
Цифры года:
● Доля «Почты России» на посылочном рынке по итогам 2017 года составила 67%
● Средний чек россиян в отечественных интернет-магазинах превысил 1150 рублей
● Количество активных покупателей из России на AliExpress составило около 20 млн пользователей
● Amazon впервые вошел в топ-10 крупнейших по выручке компаний, увеличив годовую выручку до $177,8 млрд
● Google инвестировал $550 млн в JD.com
● Состояние Джеффа Безоса превысило $150 млрд, он стал богатейшим человеком в современной истории
● Глава Wildberries Татьяна Бакальчук стала второй в рейтинге богатейших женщин с состоянием $600 млн.
«Яндекс» запустил «Яндекс.Еду»
Новый сервис возник на базе приобретенного в прошлом году Foodfox и UberEATS, доставшегося «Яндексу» после объединения активов с российским подразделением Uber. ООО «Яндекс.Еда» стала дочерней компанией «Яндекс.Такси». По улицам стали ходить курьеры не только с зелеными, но и с оранжевыми рюкзаками.
«Вкусвилл» снова запустил доставку продуктов
Ритейлер оповестил клиентов о возможности оформить заказ на дом или в офис по SMS. Оформить заказ можно было через сервис Instamart. Ранее «Вкусвилл» уже запускал доставку продуктов, но свернул проект.
Глава «Утконоса» признал ошибочность закрытия офлайн-магазинов
«Было ошибкой закрывать традиционные розничные магазины. Теперь мы пытаемся вернуться обратно в офлайн, но делаем это уже с помощью других инструментов, – таких, как постаматы и продуктоматы», – рассказал Максим Бахтин.
Топ-10 крупнейших онлайн-магазинов России (по результатам 2017 года)
● Wildberries 63,8 млрд рублей
● «Ситилинк» 55,2 млрд рублей
● DNS 38,9 млрд рублей
● «М.Видео» 36,7 млрд рублей
● «Эльдорадо» 23,7 млрд рублей
● Lamoda 23,6 млрд рублей
● Ozon.ru 23,4 млрд рублей
● «Юлмарт» 23,1 млрд рублей
● Bonprix 16,5 млрд рублей
● «Связной» 15,7 млрд рублей
Сбербанк и «Яндекс» создают российский Amazon
Два гиганта решили объединить усилия в сфере e-commerce. Они начали совместную работу над созданием маркетплейса, который скромно называли «российским аналогом Amazon». Планы были соответствующие.
Договорились, что «Яндекс» и Сбербанк будут владеть равными неконтрольными долями в компании. Для этого банк приобрел вновь выпущенные акции «Яндекс.Маркета» на сумму 30 млрд рублей.
Новый маркетплейс получил название «Беру». Это название оказалось занято, но с его владельцем в итоге удалось договориться. При запуске площадка удивила покупателей, привыкших к бесплатной доставке заказов из AliExpress, высоким порогом для бесплатной доставки (3500 рублей).
Также «Яндекс» и «Сбербанк» запустили запустили интернет-магазин Bringly для заказа товаров из заграничных интернет-магазинов. Он тоже работал по модели маркетплейса.
«Яндекс.Маркет» вновь становится простым агрегатором
На фоне открытия совместного маркетплейса со Сбером, «Маркет» закрыл программу «Заказ на Маркете», которая позволяла оформить заказ прямо на сайте агрегатора. Кнопку «В корзину» сменила кнопка «В магазин». Было заявлено, что в дальнейшем сервис будет развиваться в направлении поиска, сравнения товаров и предложения мест для их покупки.
В это же время «Яндекс» начал тестировать отдельный маркетплейс под рабочим названием «Покупки», пригласив туда крупных ритейлеров.
Связанные одной сетью
Группа SLV, контролирующая ГК «Связной», и ПАО «МегаФон», владеющее «Евросетью», подписали соглашения об объединении розничных сетей. Объединенная компания стала управлять крупнейшей розничной сетью в 5 тыс. магазинов и нацелилась на развитие платформы онлайн-продаж и омниканальность.
Еще одному легендарному противостоянию пришел конец.
«М.Видео» объединяется с «Эльдорадо»
«М.Видео» закрыла сделку по приобретению 100% акций ООО «Эльдорадо» за 45,5 млрд рублей. Объединенная компания продолжила развивать оба бренда. Под ее управлением оказался 831 магазин в 200 крупнейших городах России. Компания вошла в десятку крупнейших публичных продавцов электроники в мире по выручке.
Авито запустил доставку
Сервис объявлений начал доставлять товары между частными пользователями по всей России. Авито взял на себя все основные вопросы, связанные с передачей товаров от продавца к покупателю. Благодаря сервису «Авито Доставка» пользователи смогли покупать и продавать товары не только в своем населенном пункте, но и во всех остальных регионах России. В свою очередь механизм безопасной сделки гарантировал их безопасность. За первые 2 месяца работы сервис доставил более 66 тыс. товаров.
Это эпохальное событие, которое кардинально изменило рынок c2c-продаж.
Одной строкой:
● Сбербанк зарегистрировал товарный знак Sbermarket
● Google Pay стал доступен покупателям интернет-магазинов
● Суд ввел процедуру наблюдения в «Юлмарте»
● Госдума приняла закон об акционировании «Почты России»
● Артем Соколов возглавил АКИТ
● «Яндекс» представил свою первую умную колонку и смартфон
● В магазине «Плеер.ру» состоялись обыски из-за налоговых претензий, какое-то время сайт не работал
● DNS ушел с «Яндекс.Маркета», объяснив это желанием «дистанцироваться от серого сектора»
AliExpress запустил в России «Лоукостер»
Предполагалось, что на новой площадке будут продаваться товары стоимостью до 600 рублей, а сам «Алик» перепозиционируется на более дорогую продукцию. Однако «Лоукостер» особо не взлетел.
OZON начал тестировать маркетплейс
На фоне совместных инициатив «Яндекса» и Сбербанка не так заметно прошла новость о том, что тестировать свой маркетплейс начал и Ozon. Ритейлер предложил продавцам полный цикл услуг фулфилмента и доставки товаров по всей России. При этом селлеры сами определяли ассортимент и ценовую политику. Также в услуги Ozon была включена доставка товара по всей России. На тот момент интернет-магазин объединял 5000 пунктов выдачи заказов и 850 почтоматов OZON Box.
Что из этого в итоге получилось, всем прекрасно известно.
«Система» увеличила долю в Ozon
Фонд АФК «Система» выкупил 7% акций Ozon.ru и нарастил свою долю до 16,3%. Корпорация стала третьим по величине пакета совладельцем Ozon.ru, после Baring Vostok Capital Partners (34,92%) и МТС (18,69%). Сумма сделки составила около $57 млн.
Читайте также: Более 60% продавцов Ozon используют инструменты продвижения
Otto и Quelle уходят из России
Интернет-магазины одежды Quelle.ru и Otto.ru перестали работать в России с июля 2018 года, оставив только монобрендовые проекты bonprix и Witt. В АКИТ их уход связали с ростом трансграничной торговли в России.
Эти компании сыграли важную роль в истории российского e-commerce. Во-первых, многие покупатели начали заказывать товары именно по их бумажным каталогам. Во-вторых, с этих каталогов началась история Wildberries. Интернет-магазин создавался как раз для того, чтобы через него реализовывать товары из Otto и Quelle.
Amazon запретил сотрудникам посещать уборные
Интернет-ритейлер оказался в центре скандала. Сотрудники четырехэтажного склада пожаловались на то, что для посещения туалета им нужно потратить 10 минут, а за это можно получить штраф. Поэтому рабочие вынуждены пользоваться бутылками и меньше пить в течение дня.
Сбербанк собирается открыть ПВЗ в своих отделениях
Эта инициатива была вызвана желанием банка загрузить 150 тыс. кв. м пустующих площадей. В числе партнеров рассматривались онлайн-ритейлеры в сегменте non-food. В некоторых отделениях начали работать постаматы PickPoint. Также рассматривалась возможность использовать отделения в качестве ПВЗ маркетплейса «Беру».
«Почта России» выстраивает логистику для e-commerce
Почтовый оператор начал строительство 38 логистических центров в 34 городах, что должно было обеспечить охват быстрой доставкой более 80% населения страны.
Одной строкой:
● Amazon приобрел крупнейшую американскую онлайн-аптеку PillPack
● Объединенная компания Связной | Евросеть запустила «Связной Экспресс» — сервис доставки посылок для физических лиц
● «М.Видео» закрыла сделку по приобретению российского бизнеса МедиаМаркт
● Microsoft и Walmart заключили пятилетнее соглашение о стратегическом партнерстве.
● Alibaba Group вывела на российский рынок маркетплейс Taobao
● Сеть постаматов TelePort вышла на рынок Москвы
В следующей серии:
● Alibaba и Mail.ru Group запускают AliExpress Russia
● Онлайн-продаже ювелирных изделий – быть
● Wildberries – мировой лидер среди мировых онлайн-магазинов одежды
● Забастовка курьеров Ozon
Всю 10-летнюю историю российского екоммерса с 2013 по 2023 год вспоминайте в спецпроекте PIM Solutions.
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...