0/5

Дресс-код в ритейле: что носят в Lush, «Адамас» и в других организациях

Дресс-код в ритейле: что носят в Lush, «Адамас» и в других организациях
время публикации: 11:30  10 декабря 2015 года

Дресс-код – важная часть корпоративной культуры. О том, нужно ли вводить правила внешнего вида в ритейле и каким образом это сделать в предыдущей статье рассказывала Зоя Сохор, профессиональный стилист, выпускница London College of Fashion, создатель Бюро Персонального Стиля Cotton Candy Styling. Во второй статье нашего цикла топ-менеджеры компаний «Лаш Раша», «Адамас», «Связной» и «Банк Хоум Кредит» рассказывают, как обстоят дела с дресс-кодом в их организациях.




Азаров Дмитрий.jpg
Дмитрий Азаров, генеральный директор и соучредитель «Лаш Раша»

«Сотрудники, работающие в магазинах Lush, еще при приеме на работу узнают о том, какой будет их форма одежды. Мы обеспечиваем их форменными фартуками (с вышитым логотипом), которые и создают единый стиль в торговом зале. Еще одно требование к одежде сотрудника магазина - это использование только черного и белого цветов в одежде (см. фото). Мы не хотим загонять наших сотрудников в жесткие рамки, ограничивая их только, например, строгими рубашками и юбками или брюками. Человеку должно быть комфортно на протяжении всего рабочего дня, иначе его дискомфорт может негативно сказаться на коммуникации с клиентом, а, следовательно, и на успешности бизнеса. Черно-белая цветовая гамма сегодня дает массу всевозможных вариантов гардероба, где каждый найдет для себя подходящий стиль, который удовлетворяет и нашим требованиям, и пожеланиям наших сотрудников.

Что касается сотрудников офиса, то у нас нет конкретного дресс-кода, и большинство наших работников, в том числе и ТОП-менеджеры, предпочитают неформальный стиль в одежде. Чаще всего это casual: джинсы, рубашка или свитер. Мы, как и наши английские коллеги, не придерживаемся формального стиля и всегда выступаем за проявление индивидуальности и самовыражение наших сотрудников. Для нас важно, чтобы наши люди чувствовали себя комфортно и свободно, поэтому мы не используем форму, т.к. это в первую очередь подавление личности. Тем более, мы не та компания, которая жестко зарегламентирована и где функции четко распределены между отделами и сотрудниками. У нас достаточно творческое направление, которое и проявляется в нашей продукции».




EVorobieva.jpg
Елена Воробьева, HR-директор АДАМАС

«Дресс-код для персонала у нас регламентирован Кодексом корпоративной этики. Это довольно объемный внутренний документ, который представляет собой «свод правил» внешнего вида для офисного, торгового и производственного персонала. Естественно, для каждой из категорий они разные. Дресс-код производственного персонала это, в первую очередь, меры безопасности. Комбинезоны, куртки, специальные халаты, перчатки — все это защищает сотрудников и их одежду от загрязнений и воздействия реактивов. Офисный персонал должен придерживаться классического правила: 4 дня — деловой стиль в одежде, пятница —casual-день, когда допустимо носить джинсы. 

Что касается торгового персонала, он обязан носить специальную униформу. Внешний вид продавца — это продолжение стандартов компании для клиента, визитная карточка бренда, а униформа — тот инструмент, который гарантирует компании воспроизведение ровно того визуального образа, который был изначально заложен в концепцию бренда. Кроме того, благодаря униформе продавца легко идентифицировать. Это особенно важно для бесприлавочных пространств, когда продавцы работают непосредственно в торговом зале. Наверное, каждый сталкивался с ситуацией, когда у вас вдруг спрашивают «подскажите, пожалуйста….», или наоборот вы озираетесь по сторонам в поисках, к кому обратиться с вопросом. Наличие униформы снимает такие недоразумения и дискомфорт для клиента. 

Сегодня униформа наших продавцов предусматривает несколько возможных вариантов. В стандартный комплект входят: юбка, брюки, два жилета (летний и утепленный), рубашка, водолазка, пиджак для управляющей. Это позволяет учитывать фактор сезонности, выбор в зависимости от личных предпочтений, специфики торгового зала. Например, если продавец работает на «острове» в ТЦ, спецификой которого являются сквозные потоки с входной группы, он может одеть утепленный жилет. 

Кроме одежды, дресс-кодом АДАМАС предусмотрены правила маникюра, макияжа, ношение аксессуаров. В последнем пункте, кстати, у нас также произошла революция и переоценка. Раньше мы запрещали продавцам носить ювелирные изделия, за исключением обручального кольца и небольшого кулона, сейчас мы, напротив, приветствуем интеграцию в образ украшений собственного производства. Более того, когда мы вводим в реализацию новые продукты, - так было, например, с ADAMAS Charm, мы выдаем украшения сотрудникам для наглядной презентация в магазине».



Екатерина Жданова_Связной.jpg
Екатерина Жданова, руководитель отдела оценки и развития персонала ритейлера «Связной»

««Связной» - крупнейший ритейлер, в котором трудится порядка 20 000 сотрудников, около 15 000 из них - менеджеры по продажам. Каждый день они встречают клиентов нашей компании, они - лицо «Связного». Поэтому на торговых точках у нас существует дресс-код. Все наши продавцы в разных регионах России одеты одинаково, в корпоративных цветах «Связного». Когда клиент заходит в салон, он сразу понимает, к кому обращаться. 

Кроме того, если все менеджеры выглядят одинаково красиво и аккуратно, это создает более приятную атмосферу на торговой точке. При этом мы заботимся о комфорте сотрудников. Их униформа - удобная спортивная молодежная одежда: кроссовки, джинсы и брендированные футболки. Они не стесняют движений: порой продавец проводит весь день на ногах. Для холодного времени года и для регионов с холодным климатом в «Связном» предусмотрены толстовки и джемперы. Естественно, каждый сотрудник получает несколько комплектов одежды, чтобы всегда выглядеть опрятно.

Что касается офиса, в «Связном» нет строгого дресс-кода. Нам важно не во что одет сотрудник, а эффективно ли он выполняет свою работу. Здесь границы диктует здравый смысл: понятно, что не стоит приходить на работу в пляжной одежде, микрошортах, в вечерних нарядах. Иначе окружающие будут весь день обращать внимание не на рабочие вопросы, а на вашу одежду. Большинство сотрудников «Связного» предпочитают стиль smart casual – джемперы, юбки, брюки, джинсы, поло, рубашки. Поэтому замечание можно услышать очень-очень редко - это касается совсем уж вопиющих случаев. Конечно, во время встреч с партнерами или переговоров мы все соблюдаем более формальный дресс-код - пиджаки, блузки, костюмы».





Банк Хоум Кредит отменил дресс-код для сотрудников бэк-офиса. Теперь сотрудники банка, не работающие напрямую с клиентами, могут всю неделю ходить, например, в джинсах или в любой другой удобной и любимой одежде.

Раньше дресс-код регулировался «Кодексом делового поведения сотрудников Банка Хоум Кредит». Он предполагал деловой стиль одежды с понедельника по четверг и business casual по пятницам.
«Банкира часто представляют человеком в строгом костюме, застегнутом на все пуговицы. Такой «застегнутый на все пуговицы» банк предоставляет клиентам продукты и услуги, но не дает им теплого и человечного отношения. Мы хотим удивлять нашего клиента искренним сервисом, которого он никак не ожидает от банка. Но так относиться к клиентам могут только очень счастливые сотрудники. Мы уже многое сделали для того, чтобы сотрудники чувствовали себя в банке комфортно и уютно, как дома. Отмена дресс-кода станет для нас еще одной возможностью самовыражения. Человек работает лучше, когда может быть самим собой», - сказала Галина Вайсбанд, вице-президент по управлению персоналом Банка Хоум Кредит.

Дресс-код для сотрудников фронт-офиса, т.е. сотрудников, которые работают с клиентами, сохраняется. Это белая фирменная рубашка, темная юбка для женщин и темные брюки для мужчин.


#COMMENT1#


И напоследок, притча из книги Олега Макарова «Путь торговли»

* * *

Ученик, бывший директором крупной компании в городе, где в тот год находилась Школа Пути, однажды спросил Учителя:
– Учитель, подскажи, как добиться, чтобы сотрудники компании соблюдали дресс-код?
– Чего-чего? – прищурился Учитель, – что ты хочешь, чтобы они соблюдали?
Ученик удивился, что Учителю незнаком термин. Он сказал:
– Дресс-код – это стиль одежды, правила, которые должны соблюдать все сотрудники.
– Должны? – улыбнулся Учитель. – Ну-ну. И зачем они должны это делать, расскажи нам, пожалуйста.
– Во-первых, когда все выглядят одинаково, они чувствуют, что они вместе, в одной команде, – начал ученик.
– Это они тебе сами сказали? – перебил его Учитель.
– Нет, – ответил ученик, – но я в этом уверен… Во-вторых, когда клиенты видят, что все одеты в одном стиле, они понимают, что это серьезная компания.
– Спорное утверждение, – снова перебил его Учитель. – Впрочем, продолжай.
– Ну и, в-третьих, они выглядят аккуратнее, а мне так больше нравится.
– Вот! – сказал Учитель. – Третью причину еще можно признать. «Начальник так хочет» – это важный аргумент. Я серьезно. По поводу же остального, смотри: когда дети или подростки вместе проводят много времени, им хочется быть похожими друг на друга или на своего лидера. Они просят родителей купить им одежду «как у такого-то». Обрати внимание, первично желание выглядеть «как все» или «как лидер», одежда лишь соответствует этим желаниям. Другой пример – армия. Там одинаковая одежда – один из инструментов подчинения, подавления, обезличивания большого количества людей. И это действительно необходимо. В армии.

В своей фирме ты можешь идти одним из двух путей. Первый – подчинять и обезличивать. Будешь ли ты счастлив руководить фирмой, в которой подчинишь и обезличишь всех? Зная тебя, я сомневаюсь. Второй путь – сделать так, чтобы люди захотели выглядеть как ты. Или как лучшие их коллеги. Это путь лидерства или создания команды.
Одежда вторична, запомни это, пожалуйста.



0
Реклама на New Retail. Медиакит