Неоднократно слыхивал в разных широтах: «Школа и ВУЗ научили меня искать информацию». Некоторые при этом заявляют о диссертациях и вторых образованиях. Видать крутой был вираж – тратить 15-20 лет на поиск пути в библиотеку. Встречал мудрецов, заявлявших, что лучший университет – жизнь, а парта – ленная блажь.
Образование остаётся, когда выученное забыто. И это не сводки погоды, курсы акций и кто на кого наехал в «Доме-2». Дело не в сиюминутной применимости, а в том, что знаниям нужна организованность, системность и взаимоподпирание. С обучения себя начинается созидание, с просвещения других – совершенствование.
Игривые вещи постигать приятно, но знания усваиваются глубже и сохраняются в памяти дольше, если тратим усилия на освоение. Поворошите прошлое в поисках учителей и предметов. Наверняка вспомните строгих и сложные. Поверхностные знания бессердечно покидают голову, уходя в нежданную самоволку.
Вчерашние отметки ничего не стоят, если за ними не стоят бессонные ночи. Хотя перечитывание, зубрёжка и механическое повторение тоже составят дурную службу. Накануне натаскиваем себя как таксу на барсука, добываем оценку из норы, забывая недолговечность спешки и поверхностность обманчивого подхода.
Действенный приём – припоминание, при котором мозг мечется в потёмках догадок, сшивая кружевное полотно ускользающих знаний. Поэтому так эффективны конспекты, таблицы, схемы, диаграммы, выполненные рукой. Компьютеры и смартфоны не позволяют задействовать мышечную память всласть.
Опытные ораторы, седые педагоги, продвинутые бизнесмены используют дидактические карточки, содержащие подсказки к потенциальным провалам внимания. Часто говорят, что мозг – мышца, которая тренируется. Не уверен. Сравнил бы сознание со свежеприпрошенной снегом поляной.
Прокладка пешеходных, лыжных и санных трасс укрепляет паутину причинных связей, напрягает нервные окончания, формирует каркас знания. Регулярные повторения маршрутов не дают ветрам забвения сдуть следы информации. Частые ревизии изгибов препятствуют запамятованию и спрямляют пути вспоминания.
Следующая хитрость – возврат к изученному через увеличивающиеся интервалы времени. Напрасно читать конспект или речь десятки раз подряд. Мозг «узнаёт» текст, не препарирует на единицы данных. Поможет перемежение – отвлекайтесь на другие ментальные процессы, задействуйте отвлечение внимания.
Усилие, необходимое на переключение режимов, позволяет возвращаться к информации, как к новой. Не торопитесь подсматривать книгу, лезть в Интернет, опрашивать экспертов. Ищите клочки эрудиции до того, как получите в явном виде. Поиск несодержащихся в голове данных требует усилий, но наводит порядок.
Бытует миф, что мы представители репрезентативных систем:
Исследования утверждают, что мы добиваемся лучшего запоминания, «задействуя» все ресурсы организма и особенно недоминирующие. Очередная фишка – интерливинг – расслоение знаний в разные банки памяти. Снабдите дату битвы запахом гари, придайте победе вкус шампанского, имени любимой присвойте мелодию.
Сгребая ягоды познания, попутно нахватываемся листвой заблуждений, которые мешают оценить способности и навыки. Объективную оценку, как ни странно, даст тестирование. Вопреки устоявшемуся мнению, подобное испытание не покажет уровень освоения, а наоборот – достоверно обозначит, чего не знаем.
Далее следует осмысление – присвоение уровня важности информации, вера в то, что пригодится и окажется ценной. Связывание новой с ранее полученной, позволяет строить конструкции большой площади и значимой высоты на общих принципах совместного понимания.
Обучению способствует расширение контекста – осознание смысла посредством интеллектуальных усилий, размышлений над иной применимостью усвоенного. Стягивание колышков знаний информационными нитями усиливает разнообразие восприятия, гарантирует надёжное запоминание.
Выручает построение ментальных моделей – мысленных представлений объективной реальности. Помогает овладеть сложными мозгофинтами. Многие верят, что умственные способности – дар предков и следствие генов, но не зря же мы «люди разумные», способные наращивать потенциал и расширять горизонты.
Толстой писал: «Можно знать многое, не ведая нужного». Вспоминаю великого русского мыслителя, когда сталкиваюсь с упорством невежества. Этот феномен в области познания именуют эффектом Даннинга-Крюгера: некомпетентные переоценивают уровень своей подготовки.
Причина – отсутствие негативных отзывов, которые опасаются давать более осведомлённые. Не попадайте во власть иллюзий и ошибочных суждений, остановитесь и задумайтесь, что и для чего делаете. Учитесь не стыдясь, обучайте не скупясь: мудр не тот, кто познаёт, а чьи знания полезны и востребованы.
Говорят, Брюс Ли рассказывал новым ученикам притчу:
К учителю дзен-буддизма пришёл умник, перебивал и спорил. Мудрец предложил гостю чай, наполнил кружку, но продолжал лить кипяток. Умник потребовал прекратить: «Стой! Сосуд полон до краёв». Мастер резюмировал: «Чашка – это ты, переполненный суждениями. Как собираешься отведать мой чай?»