0/5

Пять самых знаменитых автомобилей "для народа"

Пять самых знаменитых автомобилей "для народа"
время публикации: 10:00  26 февраля 2015 года
В этом году исполняется 79 лет с момента выпуска первого автомобиля, позже ставшего самым массовым в истории — Volkswagen Beetle, в девичестве KdF-Wagen. 26 февраля 1936 года с конвейера в Штутгарте сошёл первый «Жук», настоящий «народный автомобиль», если дословно перевести бренд Volkswagen.
Сегодня мы вспомнили главные массовые модели авто, созданные для народа и во имя всеобщей автомобилизации. Встречайте: машины-символы, машины-легенды, с которыми связаны великие вехи истории XX века!

Ford T


Страна-производитель: США
Годы выпуска: 1908-1927
Стартовая цена: $850

Овеянный сегодня легендами, в начале XX века Ford T произвёл настоящую революцию в молодой автомобильной отрасли США. Генри Форд сумел претворить в жизнь лозунг Остапа Бендера задолго до самого автора, за пару лет переведя модную новинку — автомобиль — из категории роскоши в привычный предмет американского быта.

Пять самых знаменитых автомобилей для народа

Ford Model T — первый автомобиль, который собирали на конвейере от начала до конца, что благоприятнейшим образом сказалось на цене изделия: колымага стоила минимум на треть меньше самых дешёвых автомобилей конкурирующих фирм и при этом не разваливалась на каждой кочке. Форд создал идеальное коммерческое предложение для американских масс, и результат не заставил себя ждать: за без малого 20 лет производства фордовские заводы выпустили больше 15 миллионов аппаратов модели T.

Впрочем, заслуга Генри Форда была даже не в этом: он первым создал действительно массовую схему автомобильного маркетинга. Компания Ford развернула сеть дилерских центров и официальных сервисов по всему миру, впервые в истории перенесла часть производства на другие континенты, максимально удешевила и унифицировала производство. В итоге к началу 30-х годов Ford T можно было встретить на дорогах множества стран мира, включая Советский Союз.

Пять самых знаменитых автомобилей для народа

«Жестяная Лиззи» была непередаваемо примитивной (например, в подъёмы водителю приходилось въезжать задним ходом), но использование уникального по тем временам сплава при производстве стали, конвейерной системы и беспрецедентная оплата труда рабочих сделали своё хитрое дело. Model T оказалась совершенно неубиваемой, да ещё и дешевела с каждым годом, так что к концу производства уже заработала себе статус легенды на колёсах.

Volkswagen Beetle


Страна-производитель: Германия
Годы выпуска: 1938-2003
Стартовая цена: 990 марок

Как у любого великого автомобиля, у «Жука» есть своя великая история. Началась она с Гитлера, который в середине 30-х годов возжелал создать для собственных граждан дешёвый и массовый автомобиль, дабы они семьями ездили на природу и тем самым восславляли фюрера. Для этого Адольф призвал к делу прославленного инженера Фердинанда Порше, который прекрасно понял, что от него хотят, и за пару лет сообразил прототип «Жука»: малолитражку модных обтекаемых форм с двигателем сзади и багажником спереди.

Пять самых знаменитых автомобилей для народа

Гитлер остался доволен новинкой, и в стране стартовала невиданная доселе афера государственных масштабов. Созданная по такому случаю компания Volkswagen запустила массовую рекламную кампанию по продвижению своего продукта: достопочтенным бюргерам предлагалось ежемесячно приобретать купоны стоимостью 5 марок и вклеивать их в специальную книжечку. Когда внутри набиралось купонов на 990 марок, её обладатель мог получить новенький «Жук», носивший тогда имя KdF-Wagen в честь германского «министерства развлечений» «Сила через радость».

Однако автомобилей так никто и не получил: на деньги (в том числе) с продажи автокупонов Гитлер развязал Вторую мировую войну, которая завершилась сами знаете как. Завод Volkswagen в новом городе Вольфсбург союзники разнесли по камешку, и после окончания войны оккупационные силы обнаружили внутри несколько сохранившихся «Жуков». Конструкция Порше весьма впечатлила инженеров стран-победительниц, и выпуск машины было решено всё-таки продолжить.

Пять самых знаменитых автомобилей для народа

С этого момента начался расцвет Volkswagen Beetle. Нежданно-негаданно автомобиль конструкции 1938 года стал страшно популярен в 60-е и70-е. В итоге «Жук» производился до 2003 года и в результате оказался самым массовым автомобилем в мире. За годы производства на разных заводах в разных концах планеты выпустили больше 20 миллионов машин.

Именно «Жук» стал родоначальником «багги» для залихватской езды по песчаным дюнам, и от него же пошла суперпопулярная серия спорткаров Porshe. Значение этого автомобиля для мировой культуры сложно переоценить: он стал символом свободы шестидесятых и сходу узнаваемой частью поп-арта. Действительно, «Жук»  — настоящий народный автомобиль!

Trabant


Страна-производитель: ГДР
Годы выпуска: 1957-1991
Стартовая цена: 5200 восточногерманских марок

Жутковатый агрегат Trabant (по-немецки — «Спутник»), на котором вынуждены были ездить целые поколения восточных немцев, появился на свет одновременно с полётом первого советского спутника, откуда и получил своё название. Всё ту же задачу — пересадить на колёса целую страну — попавшая в зону советской оккупации часть Германии решила очень своеобразным методом.

Пять самых знаменитых автомобилей для народа

Денег у людей не было, поэтому народный автомобиль необходимо было сделать максимально дешёвым. За этот вопрос взялись инженеры завода в городке Цвиккау и предложили несколько радикальных решений по примитивизации конструкции. Так, кузов будущего семейного автомобиля решено было сделать из чудо-материала «дуропласт» — смеси фенопласта и хлопковых очисток. В результате автомобиль полюбился на вкус некоторым домашним животным, и машины первых выпусков иногда съедались коровами и лошадьми вплоть до стального основания. Мощностью «Трабант» тоже не отличался: его двухтактный двигатель кое-как разгонял машину до скорости 75 км/ч. Тарантас при этом коптил как паровоз, поскольку работал на жуткой смеси бензина и масла.

Несмотря на сомнительные достоинства, за «Трабантом» в ГДР стояли многолетние очереди. Стоила машина вполне доступных денег, но вот производить её в достаточном количестве не успевали, и спрос всегда превышал предложение. Слишком много восточных немцев хотело обзавестись своей, пусть даже безбожно коптящей частичкой свободы.

Пять самых знаменитых автомобилей для народа

По меткому замечанию британского классика автокритики Джеймса Мэя, всё своё многолетнее существование это чудовище оправдало лишь в 1989 году, когда «Трабант» стал символом объединения Германии. Граффити с изображением «Траби» украшают остатки Берлинской стены, а сам автомобиль теперь — модный раритет. Всего же их было выпущено чуть больше 3 миллионов.

Fiat Nuova 500


Страна-производитель: Италия
Годы выпуска: 1957-1975
Стартовая цена: 565 тысяч итальянских лир

Итальянская вариация на тему народного автомобиля — малолитражка, которую в России почему-то принято считать прототипом горбатого «Запорожца». Fiat Nuova 500 родился в том же 1957 году, что и «Трабант», и выпускался 18 лет: за это время итальянцы и прочие желающие приобрели чуть больше 3,8 миллионов этих маленьких автомобилей.

Пять самых знаменитых автомобилей для народа

Fiat Nuova 500 моментально стал модной деталью своего времени на родине в Италии. Машина вмещала четырёх человек и везла их вдаль со скоростью до 90 км/ч — и это с 15-сильным моторчиком внутри! Цифра 500 в названии символизировала его объём: 479 «кубиков», сродни обычному мопеду. Всего 3 метра в длину, «пятисотка» стала одним из первых автомобилей городского класса и отлично подошла для стеснённых средневековых центров городов Италии.

Пять самых знаменитых автомобилей для народа

С учётом адекватного расхода топлива (4,5 литра на 100 км — весьма неплохо по тем временам) Fiat Nuova 500 оказался довольно успешной реализацией проекта народного автомобиля в отдельно взятой стране. Доказательство тому — вновь реанимированная в конце 2000-х на волне ретро-моды 500-я серия. Мир изменился до неузнаваемости, а вот «горбатый» Fiat остался почти таким же!

ВАЗ-2101


Страна-производитель: СССР
Годы выпуска: 1970-1988
Стартовая цена: 5600 рублей

Легендарная советская «копейка» — клон итальянского Fiat 124 — дала жизнь не только целому семейству вазовской «классики», но и самому заводу АвтоВАЗ. Её выпуск начался в 1970 году, и за 18 лет из Тольятти разъехалось по стране и даже миру почти 5 миллионов автомобилей этой марки.

Пять самых знаменитых автомобилей для народа

Новоиспечённый тольяттинский автозавод производил не полный клон «Фиата», поскольку оригинал на наших дорогах просто бесславно рассыпался. Конструкцию доработали в соответствии с суровой отечественной действительностью: усилили кузов, наварили защиту на днище, улучшили стартер, переработали всю заднюю подвеску и увеличили дорожный просвет. Результат удался — советские труженики приняли новый автомобиль на ура, а вдохновлённые успехом и подбадриваемые пинками руководства конструкторы принялись ударно разрабатывать дальнейший модельный ряд нового завода. К чему это привело, все мы знаем.

Пять самых знаменитых автомобилей для народа

«Копейки» производились и с правым рулём, и в хитром КГБ-шном варианте, и в виде пикапов, а на Кубе из них до сих пор клепают лимузины. ВАЗ-2101 стал первым действительно народным советским автомобилем, на котором можно было нормально ездить (не менее массовый «Запорожец» таким свойством, скажем прямо, не отличался). В итоге тольяттинцы наклепали огромное количество автомобилей этого семейства, а «Жигули» плотно вошли в отечественный фольклор — в основном в качестве героев анекдотов.

В историю народных автомобилей погружался Алексей Максимук

0
Реклама на New Retail. Медиакит