0/5

Ремесло, ставшее искусством: ювелирные бренды с историей

Ремесло, ставшее искусством: ювелирные бренды с историей
время публикации: 15:00  31 января 2015 года
Ювелирное дело – занятие тонкое, с богатой историей и традициями. Ювелиры всегда были уважаемы. Самые даровитые из них с древних времён состояли на службе при первых лицах государства при любом политическом и общественном строе.


Из поколения в поколение передавались профессиональные секреты. Тенденции в ювелирном деле менялись из века в век и неуклонно совершенствовались, опираясь на технологии предшествующих мастеров. Некоторые идеи становились неотъемлемыми чертами того или иного семейства ювелиров.

Со временем ювелирное ремесло стало тяготеть к искусству. Ведь единственный способ выгодно продать украшения и обеспечить себя заказами на будущее – сотворить что-то поистине красивое и необычное. Так, постепенно, ремесло становилось  искусством, а искусство училось себя продавать.

Расцвет ювелирного бизнеса в Европе: ювелирные дома, ставшие брендами


К XIX веку, когда способы обработки камней значительно усовершенствовались, в Европе  сложились основные династии ювелиров, которые стали открывать торговые дома. Основная масса из тех, что выдержали проверку временем, работают по сей день. Конечно, не все из них остались династическими, это довольно трудная задача в условиях современного рынка, но узнаваемый фирменный стиль у тех, что дожили до современности, сохранился. Теперь это полноценные ювелирные бренды,  задающие тенденции в мире ювелирной моды, имеющие сети бутиков по всему миру.

К числу ювелирных домов, которым удалось создать узнаваемую «визитную карточку», неповторимый стиль,  можно отнести французский Mauboussin, основанный 1827 году. Ювелиры дома сделали популярными необычные по геометрии драгоценности в стиле ар-деко, инкрустированные россыпями разноцветных камней – рубинов, изумрудов и сапфиров.

Мабусин.jpg

Десяток лет спустя, в Америке, Чарльз Льюис Тиффани открыл ювелирный дом, который специализировался на бриллиантах. Славу Tiffany&Co сделало придуманное в 1886 году  обручальное кольцо из белого золота, усыпанное бриллиантами и с крупным камнем по центру  – Neil Lane.  А запатентованные нежно-бирюзового цвета коробочка для украшений,  белая ленточка и надпись Tiffany Blue Box сделали бренд ещё более узнаваемым и популярным в обеспеченной среде.

тиффани.jpg



В 1842 году в Петербурге был учрежден ювелирный дом Карла Фаберже, который продавал свои работы и русскому двору, и многим другим правящим династиям. «Изюминкой» работ ювелиров этой династии было использование при создании драгоценностей и предметов роскоши  горного хрусталя, нефрита, лазурита и прочих видов кварца, которые придавали изделиям невесомый и нежный вид. Наибольшую популярность получила коллекция из пятидесяти двух пасхальных яиц, созданных для русской императорской семьи.

фаберже.jpg


фаберже.jpeg

Пять лет спустя  во Франции открылся ювелирный дом  Cartier, который снискал успех во многих королевских домах по  всему миру. С 1888 года визитной карточкой бренда остаются женские часы-браслет, украшенные бриллиантами.  Основные мотивы украшений от Cartier сложились вокруг абстрактных и геометрических узоров в стиле ар-деко.

Картье.jpg

По части всего утончённого и изысканного Франция всегда лидировала. Ювелирное дело – не исключение. В 1858 здесь был основан знаменитый ювелирный дом Boucheron, украшения которого и поныне отличаются яркой гаммой и легко читаемыми восточными акцентами. Часто ювелиры этого дома создают на украшениях образы различных животных, например, змей или птиц.

бушерон 1.jpg


бушерон.jpg

Когда говорят «Швейцария», в числе первых ассоциаций появляются «точные часы» и «шоколад».  Но, если шоколад к ювелирному делу отношения не имеет, то вот часы как раз могут стать истинным ювелирным арт-объектом. В 1860 году в Швейцарии Луи-Улиссом Шопаром была основана часовая фабрика Chopard, которая в начале XX века начала специализироваться на изготовлении не просто качественных и точных часов, а часов из драгоценных металлов. В последнее время компания создаёт и иные ювелирные украшения в аристократически выдержанном стиле.

шопар.jpg

Пару десятилетий  спустя  после открытия швейцарского Chopard, в Киеве на пик популярности вознеслась фабрика ювелира Иосифа Маршака, начавшая свой путь в 1878 году.  Мастера фабрики творили в ключе «псевдорусского стиля», всегда тяготели к созданию крупных ярких украшений с  объемными флористическими рисунками, причудливыми животными. Ещё одна характерная черта – необычное, идущее вразрез с традициями, сочетание материалов (бриллианты и янтарь, стекло и драгоценные металлы).

маршак 2.jpg

маршак.jpg


Несколько брутальные по стилистике украшения ввёл в моду итальянский ювелирный дом Bvlgari, основанный в 1884 году греком Сотирио Вульгарисом.  Благодаря ювелирам дома в число трендовых элементов декора ювелирных украшений вошли греко-римские мотивы. Знаковой вещью, брендовую принадлежность которой  можно признать издалека, стали широкие массивные кольца, инкрустированные бриллиантами, с гравировкой названия  «Bvlgari» по окружности.

булгари.jpg

Всего год спустя после открытия в Италии этого ювелирного дома, Мадрид заявил о себе появлением Carrera & Carrera, где создавали необычные украшения,  призванные символизировать верх роскоши. С середины XX века фирменным стилем Carrera & Carrera  стало перенесение принципов скульптурного искусства на платформу ювелирного, а также уход от глянца, придание изделиям матовости. Визитная карточка – часы с невероятными художественными решениями для циферблата.

497783725615590784.jpg


шопар 1.jpg

Конец XIX века был ознаменован появлением в 1893 году японского ювелирного дома Mikimoto, а в 1896 году во Франции появился Van Cleef & Arpels. Первый занимался и занимается производством украшений из жемчуга, а второй придумал особый способ инкрустации –  «тайное обрамление», благодаря которому  металла вокруг камней почти не видно, в результате чего именно драгоценные камни остаются в центре внимания. Фирменный стиль Van Cleef & Arpels наиболее проявляется в знаменитом колье «Альгамбра», состоящем из четырёхлистников, декорированных цветными драгоценными камнями.

Микимото.jpg


клиф _эрпелс.jpg

Век XX, с его быстро меняющимися тенденциями в мире моды, был отмечен рождением целой плеяды ювелирных брендов, некоторые из которых открывались прямо при домах знаменитых кутюрье. В числе популярных и в наши дни можно назвать такие бренды как Herry Winston, Versace, Nina Ricci, Chanel, Dolce & Gabbana, Dior, Roberto Cavalli и некоторые другие.

Современность: недоступное искусство и доступная безвкусица

2.jpg

Пока ювелиры-ремесленники обеспечивали демократичными, но, в большинстве своём, обезличенными и топорными украшениями разношёрстную  городскую публику, изящные драгоценные вещицы, выполненные с тонким художественным вкусом и чутьём, радовали своей красотой людей более притязательных.

Если раньше именитые ювелиры поставляли свои изделия королевским фамилиям, и это служило своего рода наиболее действенной рекламой, то ныне ювелирные дома дают свои изделия, некоторые из которых стоят по несколько миллионов долларов, напрокат разного рода знаменитостям для мероприятий высокого уровня (вручения Оскаров, Золотых Глобусов и т.п.).  Компания «Тиффани», например, создала украшения специально для фильма «Великий Гэтсби».

Модные тренды в ювелирном бизнесе не имеют столь короткого срока годности, как в индустрии одежды, однако, и тут периодически происходит смена акцентов, обращение к разным мотивам и образам, которые могут с течением времени меняться. При этом наиболее дорогостоящие украшения,  изначально выполненные не в угоду моде, а возвышающиеся над ней, предугадывающие её на несколько десятилетий вперёд,  остаются актуальными долгие годы. И, вероятно, будут таковыми же века спустя. Ведь настоящее искусство никогда не обесценивается.

О тонком искусстве ювелиров -  Ирина Жукова
 

4
Реклама на New Retail. Медиакит