Не совиньон бланом единым: как диджитал помогает продвигать российские вина
время публикации: 10:00 30 августа 2024 года
@Freepic
Рассказывает Алина Паймышева — энофил и арт-директор digital-агентства «Адикт».
Начиная с 2020 года власти принимают законы, направленные на развитие российского виноделия. Сначала производителям запретили использовать зарубежные компоненты при изготовлении. Год спустя появилась Ассоциация виноградарей и виноделов России, контролирующая качество вина.
Все эти меры приносят результаты. Возможно, не сразу и не в том объеме, в каком хотелось бы, но положительные изменения есть. Площадь отечественных виноградников растет из года в год, урожай постепенно увеличивается, а качество становится значительно лучше. Доля винных напитков с 2018 года упала с 33 до 1%, ассортимент вырос в 7 раз, появились вина с защищенным географическим указанием и наименованием места происхождения (ЗГУ и ЗНМП).
Российские виноделы за последние два десятилетия научились создавать продукты разных стилей и типов, которые не уступают по качеству зарубежным (и отличаются самобытностью за счет климата). У нас есть свои насыщенные и легкие шардоне, оранжевые вина из квеври, биодинамические, айсвайны, маракуйевые совиньон бланы и автохтоны. На самом деле, продолжать можно долго. Казалось бы, отрасль должна процветать, но есть загвоздка.
В массовом сознании россиян есть стереотип о низком качестве отечественного вина. И чтобы его разрушить, нужны время и инструменты. Государство, с одной стороны, принимает меры, увеличивая ставку акциза на импортные вина: в итоге привычные бутылки на полках дорожают — но популярность своих продуктов от этого не становится заметно выше. Отчасти так происходит потому, что, с другой стороны, есть серьезное ограничение на продвижение любой алкогольной продукции.
Законодательство, регулирующее рекламу вина в России, накладывает ограничения на возможности производителей рассказывать о своей продукции. Виноделы не могут рекламировать свои товары на телевидении и в интернете напрямую. В таких условиях ключевым инструментом продвижения остается контент-маркетинг, такой как ведение соцсетей и статьи в тематических блогах, собственных или популярных винотек, сотрудничество с инфлюенсерами, а также ивент-индустрия.
К последнему можно отнести тематические вечера и дегустации, которые также обычно устраивают различные винотеки. Но есть и более масштабные события — винные фестивали, которые проходят в разных городах России. И не только на юге.
Среди дегустаций сети SimpleWine есть такие, которые полностью посвящены российским винам. Впрочем, они встречаются и в смешанных вариантах, например, на вечерах, посвященных определенным сортам
Винные фестивали способствуют развитию и укреплению отечественного ритейл-сектора, улучшая взаимодействие между производителями, продавцами и потребителями. Каждый год по всей стране проходят большие и маленькие мероприятия. Например, в Екатеринбурге с 2021 регулярно устраивают RUSWINEFEST. А в Москве каждую зиму проходит масштабное мероприятие Артура Саркисяна, на котором собираются все виноделы, попавшие в его гид.
Фестивали становятся платформой для общения и образования, а еще повышают осведомленность производителей о вкусовых предпочтениях покупателей. Они помогают виноделам рассказать о своей продукции, а потребителям — познакомиться с интересными отечественными продуктами. Такие события повышают интерес к винодельческим регионам, стимулируют сектор малого и среднего бизнеса и способствуют развитию винного туризма.
А еще на таких фестивалях происходят знакомства, которые стимулируют энофилов запускать собственные проекты и распространять винную культуру. Именно так в 2023 году состоялся Baikal Wine Fest – первый в Иркутске винный фестиваль, посвященный российскому виноделию.
@Freepic
Иркутск находится на 53 параллели северной широты, здесь холодно, поэтому виноград выращивать трудно. Находятся любители, которые экспериментируют с саженцами, но официальных виноделен нет. Зато есть поклонники российского вина, для которых это целый мир: не просто «полусладкое за 300 рублей с нижней полки» — а вкусы, ароматы и культура.
«Мы сразу понимали, что провести здесь фестиваль будет сложно. Локация дальняя и с точки зрения винолюбов мало популярная, перелет дорогой, рынок не самый приоритетный. И тут совершенно неизвестное мероприятие, которое проходит первый раз. Как раз диджитал в данном случае помог рассказать о событии и привести на него людей», — отмечает организатор фестиваля Baikal Wine Fest, Юлия Кугаевская.
Чтобы организовать фестиваль, нужно было разработать сайт и фирменный стиль, для этой задачи привлекали digital-агентство «Адикт». Большую ставку делали на айдентику: она должна была не просто закрепить образ мероприятия, но и привлечь федеральных виноделов.
Команда «Адикта» создала сайт и айдентику, отражающую теплую, уютную и дружелюбную атмосферу, где вино выступает как символ культуры и общения
На первый фестиваль в январе 2024 года удалось привлечь 60 экспертов виноделия и крупных производителей, таких как «Кубань-Вино» и «Усадьба Дивноморское». Всего участников было больше 500. Эксперты отметили визуальную составляющую и то, что она сделана на уровне ведущих мероприятий индустрии.
Айдентика сыграла свою роль — вызвала доверие к новому мероприятию и желание его посетить. А летом прошел второй фестиваль, посвященный уже игристым винам, — Baikal Wine Fest Bubbles.
Читайте также: Роскачество: в 2025 году белые и розовые вина опередят красные по объему производства
Историю современного отечественного виноделия нельзя назвать богатой. По сути, российское вино начало развиваться в начале нулевых — именно тогда его стало выгодно производить. Из-за того, что времени прошло не так много, к нашему вину до сих пор сохраняется некая предвзятость со стороны потребителей. Ее сложно преодолеть, в том числе в силу ограничений продвижения.
Тем не менее продажи российского вина растут, по югу страны запускаются популярные винные туры, в картах лучших заведений появляются отечественные позиции. С другой стороны, продукты локальных виноделен (например, «Лефкадии») по-прежнему доступны только в регионах и авторских винотеках. Крупные сети редко ими интересуются из-за низкой окупаемости.
«Чтобы российское вино получило то признание, которого заслуживает, должно пройти время. Люди должны укрепиться в мысли, что мы тоже умеем делать классное вино. Поэтому сейчас важна просветительская составляющая, которая поможет меняться массовому сознанию. Важно расширять винные карты в заведениях, проводить фестивали, дегустации, запускать курсы. Как показывает практика, это работает. После фестивалей люди чаще покупают вино, которое попробовали на мероприятии», — заключила Юлия Кугаевская.
Когда в следующий раз пойдете в любимую винотеку, обратите внимание на полки с российскими винами.
В последние годы государство поддерживает отечественных виноделов, а качество и количество российского вина растет. Но потребители по привычке предпочитают продукты Старого и Нового Света. Почему так происходит и как эксперты популяризуют российское вино?
Рассказывает Алина Паймышева — энофил и арт-директор digital-агентства «Адикт».
Виноделие в России прямо сейчас
Начиная с 2020 года власти принимают законы, направленные на развитие российского виноделия. Сначала производителям запретили использовать зарубежные компоненты при изготовлении. Год спустя появилась Ассоциация виноградарей и виноделов России, контролирующая качество вина.
Все эти меры приносят результаты. Возможно, не сразу и не в том объеме, в каком хотелось бы, но положительные изменения есть. Площадь отечественных виноградников растет из года в год, урожай постепенно увеличивается, а качество становится значительно лучше. Доля винных напитков с 2018 года упала с 33 до 1%, ассортимент вырос в 7 раз, появились вина с защищенным географическим указанием и наименованием места происхождения (ЗГУ и ЗНМП).
Российские виноделы за последние два десятилетия научились создавать продукты разных стилей и типов, которые не уступают по качеству зарубежным (и отличаются самобытностью за счет климата). У нас есть свои насыщенные и легкие шардоне, оранжевые вина из квеври, биодинамические, айсвайны, маракуйевые совиньон бланы и автохтоны. На самом деле, продолжать можно долго. Казалось бы, отрасль должна процветать, но есть загвоздка.
Почему мы не пьем российские вина и как с этим поможет диджитал
В массовом сознании россиян есть стереотип о низком качестве отечественного вина. И чтобы его разрушить, нужны время и инструменты. Государство, с одной стороны, принимает меры, увеличивая ставку акциза на импортные вина: в итоге привычные бутылки на полках дорожают — но популярность своих продуктов от этого не становится заметно выше. Отчасти так происходит потому, что, с другой стороны, есть серьезное ограничение на продвижение любой алкогольной продукции.
Законодательство, регулирующее рекламу вина в России, накладывает ограничения на возможности производителей рассказывать о своей продукции. Виноделы не могут рекламировать свои товары на телевидении и в интернете напрямую. В таких условиях ключевым инструментом продвижения остается контент-маркетинг, такой как ведение соцсетей и статьи в тематических блогах, собственных или популярных винотек, сотрудничество с инфлюенсерами, а также ивент-индустрия.
К последнему можно отнести тематические вечера и дегустации, которые также обычно устраивают различные винотеки. Но есть и более масштабные события — винные фестивали, которые проходят в разных городах России. И не только на юге.
Среди дегустаций сети SimpleWine есть такие, которые полностью посвящены российским винам. Впрочем, они встречаются и в смешанных вариантах, например, на вечерах, посвященных определенным сортам
Винные фестивали как двигатель винной культуры
Винные фестивали способствуют развитию и укреплению отечественного ритейл-сектора, улучшая взаимодействие между производителями, продавцами и потребителями. Каждый год по всей стране проходят большие и маленькие мероприятия. Например, в Екатеринбурге с 2021 регулярно устраивают RUSWINEFEST. А в Москве каждую зиму проходит масштабное мероприятие Артура Саркисяна, на котором собираются все виноделы, попавшие в его гид.
Фестивали становятся платформой для общения и образования, а еще повышают осведомленность производителей о вкусовых предпочтениях покупателей. Они помогают виноделам рассказать о своей продукции, а потребителям — познакомиться с интересными отечественными продуктами. Такие события повышают интерес к винодельческим регионам, стимулируют сектор малого и среднего бизнеса и способствуют развитию винного туризма.
А еще на таких фестивалях происходят знакомства, которые стимулируют энофилов запускать собственные проекты и распространять винную культуру. Именно так в 2023 году состоялся Baikal Wine Fest – первый в Иркутске винный фестиваль, посвященный российскому виноделию.
@Freepic
Как привлечь виноделов в совсем не винный регион
Иркутск находится на 53 параллели северной широты, здесь холодно, поэтому виноград выращивать трудно. Находятся любители, которые экспериментируют с саженцами, но официальных виноделен нет. Зато есть поклонники российского вина, для которых это целый мир: не просто «полусладкое за 300 рублей с нижней полки» — а вкусы, ароматы и культура.
«Мы сразу понимали, что провести здесь фестиваль будет сложно. Локация дальняя и с точки зрения винолюбов мало популярная, перелет дорогой, рынок не самый приоритетный. И тут совершенно неизвестное мероприятие, которое проходит первый раз. Как раз диджитал в данном случае помог рассказать о событии и привести на него людей», — отмечает организатор фестиваля Baikal Wine Fest, Юлия Кугаевская.
Чтобы организовать фестиваль, нужно было разработать сайт и фирменный стиль, для этой задачи привлекали digital-агентство «Адикт». Большую ставку делали на айдентику: она должна была не просто закрепить образ мероприятия, но и привлечь федеральных виноделов.
Команда «Адикта» создала сайт и айдентику, отражающую теплую, уютную и дружелюбную атмосферу, где вино выступает как символ культуры и общения
На первый фестиваль в январе 2024 года удалось привлечь 60 экспертов виноделия и крупных производителей, таких как «Кубань-Вино» и «Усадьба Дивноморское». Всего участников было больше 500. Эксперты отметили визуальную составляющую и то, что она сделана на уровне ведущих мероприятий индустрии.
Айдентика сыграла свою роль — вызвала доверие к новому мероприятию и желание его посетить. А летом прошел второй фестиваль, посвященный уже игристым винам, — Baikal Wine Fest Bubbles.
Читайте также: Роскачество: в 2025 году белые и розовые вина опередят красные по объему производства
Большое будущее российского вина
Историю современного отечественного виноделия нельзя назвать богатой. По сути, российское вино начало развиваться в начале нулевых — именно тогда его стало выгодно производить. Из-за того, что времени прошло не так много, к нашему вину до сих пор сохраняется некая предвзятость со стороны потребителей. Ее сложно преодолеть, в том числе в силу ограничений продвижения.
Тем не менее продажи российского вина растут, по югу страны запускаются популярные винные туры, в картах лучших заведений появляются отечественные позиции. С другой стороны, продукты локальных виноделен (например, «Лефкадии») по-прежнему доступны только в регионах и авторских винотеках. Крупные сети редко ими интересуются из-за низкой окупаемости.
«Чтобы российское вино получило то признание, которого заслуживает, должно пройти время. Люди должны укрепиться в мысли, что мы тоже умеем делать классное вино. Поэтому сейчас важна просветительская составляющая, которая поможет меняться массовому сознанию. Важно расширять винные карты в заведениях, проводить фестивали, дегустации, запускать курсы. Как показывает практика, это работает. После фестивалей люди чаще покупают вино, которое попробовали на мероприятии», — заключила Юлия Кугаевская.
Когда в следующий раз пойдете в любимую винотеку, обратите внимание на полки с российскими винами.
Алина Паймышева,
арт-директор digital-агентства «Адикт».
Для NEW RETAIL.
0
Последние новости
Самое популярное
- Интерактивные элементы, которые повышают онлайн-продажи и лояльность клиентов
- Изменения в маркировке безалкогольных напитков: как принимать и списывать товары...
- Как бизнесу выжить в «алом океане»: мнения экспертов
- VR и AR в ритейле: как технологии использовать в продажах
- Налоги и отчётность в декабре 2024: что платить и сдавать